Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

педагогика .doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Образование, во-первых, готовит к  жизни, какой она есть, к существующему  порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования. Концепция, рассмотренная выше, ориентирует учителя на специальную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.

Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим  условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования?

- в содержание образования включаются  основы всех наук, определяющих  современную естественнонаучную  и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;

- в содержание образования включается  все, что имеет общеобразовательное  значение, т.е. значение для всех  или многих сфер деятельности;

- в содержании образования необходима  оптимально доступная и экономная  логика развертывания основных  знаний при изложении информации  о теориях, процессах и их  механизмах, принципах действий;

- в основах наук необходимо  раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

- сознательность усвоения и  развития научного мышления требует  включения в содержание образования  методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

- в содержание  образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;

- необходимо  реализовать межпредметные связи.

Несколько в  иных формулировках, но мало отличающимися  по содержанию, постулируются принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачевым. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области искусства; из области труда; из области физического развития.

К общеметодологическим принципам  формирования содержания общего среднего образования Б.Т. Лихачев относит:

- общеобразовательный  характер учебного материала;

- гражданская  и гуманистическая направленность содержания;

-связь учебного  материала с практикой перемен  в нашем обществе;

- основообразующий  и системообразующий характер  учебного материала;

- интегративность  изучаемых курсов;

- развивающий  характер учебного материала;

- гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

- взаимосвязанность  и взаимообусловленность смежных  предметов;

- эстетические  аспекты содержания образования.

Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует  включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания школьного образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Критерий целостного отражения в содержании школьного  образования задач формирования творческого самостоятельного мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе и методов наук, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.

Критерий высокой  научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях - что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и другой.

Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени  на изучение данного предмета.

Критерий учета  международного опыта построения содержания общего среднего образования.

Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной  школы.

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому»[1].

Уровни образования

Общее образование

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Дополнительное образование детей

Профессиональное образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Бакалавриат

Магистратура

Послевузовское профессиональное образование

Аспирантура

Докторантура

Повышение квалификации

Второе высшее образование

Переподготовка

Субъект – это познающий, открывающий бытие, сознательный по отношению к какому-либо объекту.

Чел-к как личность яв-ся субъектом различной формы  соц-ого бытия: - как субъект общественного бытия, - как субъект предметной деятельности, - как субъект общения, как субъект своего самосознания

Субъект – значит думает, анализирует. Личность субъект бытия. Субъектом чел становится тогда, когда у него есть отношение к чему-то. Субъект всегда имеет индивидуальную форму реализации. Субъект формируется в деятельности и сознательно регулирует ее.

Выделяют 2 субъекта образовательной деятельности:ученик и педагог, как субъекты пед деят-ти.

Учитель как субъект уч. деят-ти в идеале работает ради достижения общей цели: для учеников и для  себя.

Субъекты образ-ого процесса обладают св-ами познания и раз-ия. Раз-ие ученика  предпол-ет постоянное раз-ие учителя, кот-ый яв-ся условием раз-ия ученика.

Педаго яв-ся связующим звеном между поколениями  и поэтому должен обладать:: общекультурны

мие знаниями, предметно – профессиональные знания.

Выделяют объективные, субъективные и индивидуальные  качества педагога

Объективные: знание преподаваемого предмета, знакомство с методологией предмета, знание дидактических принципов, знание св-в детской натуры.

Субъективные: преподавание искусство, личный пед талант и творчество.

Индивид-ые: темперамент, черты хар-ра итд.

Климов выделяет 6 качеств, кот желательны для учителя:

  1. Устойчиво- хорошее самочувствие в работе с людьми
  2. Потребность в общении
  3. Идентификация и эмпатия
  4. Быстрота понимания намерений человека
  5. Способность быстро разбираться во взаимоотношений людей
  6. Хорошо помнить и держать в уме знания о личности качеств многих людей

Педагогу свойственно:

  1. Умение руководить, учить, воспитывать, помогать
  2. Умение слушать
  3. Широкий кругозор
  4. Речевая культура
  5. умение сопереживать
  6. устоичиво хорошее самочув-ие
  7. Эмпатия
  8. Наблюдательность
  9. спос-ть быстро разбираться во взаим-ях людей
  10. Решение нестандарных ситуаций
  11. Высокая степень саморегуляции

 

 

 

Школьник как субъект  учебной деятельности:

Мл. школьник впервые начинает быть субъектом общественной жизни. Ребенок  начинает учиться становится учеником. Общественная жизнь характеризуется  преобладанием практической предметной деятельности. Психические новообразования: рефлексия, произвольность, в.п.д.

Подростку свойственна тенденция  к утверждению своей субъектной исключительности.

Принцип построения обучения подростка:- проблематизация, диалогизация, индивидуализация, реализация чувства взрослости.

 

14. Психологическое  сопровождение деятельности учителя.

Направления работы психолога  с педагогом:

1. Создание благоприятных условий  для личностной и профессиональной  реализации педагога.

2. Проведение консультатций по  решению личных и профессиональных  проблем педагога.

3. Участие в кадровой политике школы.

4. Посещение уроков с целью  психолого-педагогического анализа  и дачи рекомендаций.

Особенности периодов работы педагога:

1. Первые 5 лет – адаптация (много  занет, но мало умеет).

2. 6-10 лет – стабилизация.

3. 11-15 лет – кризис (необходимость  осваивать новые методы и приёмы работы; проявление регидности педагога).

На работу педагога могут оказывать  влияние такие факторы, как возраст, пол, квалификация, личностные особенности.

 

15. Подготовка  и проведение лекционных и  практических занятий в курсе психологии.

Лекция по психологии представляет собой монологическую форму обучения. Особенностью традиционных лекций является то, что активность на них проявляет преподаватель (говорит прежде всего он), студенты же относительно пассивны, внешние проявления их активности достаточно редки (они в основном слушают). Традиционными функциями лекции являются: 1) информационная, 2) систематизирующая и 3) разъясняющая. Предполагается, что преподаватель на лекции сообщает новые знания в систематизированном виде, а также разъясняет наиболее трудные вопросы учебного курса. Лекции могут также выполнять (4) стимулирующую и развивающую функцию. Лекции представляют собой довольно сложный вид учебных занятий, поэтому их ведение часто поручается наиболее опытным преподавателям. При подготовке и проведении этого вида занятий молодые преподаватели обычно испытывают наибольшие трудности. При подготовки лекции необходимо: подбор и структурирование материала, написание конспекта лекции, выбор сложности материала, выбор стиля изложения, приведение примеров и тд.

Все практические занятия призваны теоретический вывод «приложить к практике». Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить учащихся применению теоретических знаний на практике. С этой целью на занятиях моделируются фрагменты их будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач, при решении которых, обучаемые отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний. Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следующие: 1) демонстрационный эксперимент; 2) индивидуальные задания; 3) групповые задания; 4) эксперимент в парах (подгруппах); 5) решение психологических задач; 6) дискуссия.

Практические  занятия по психологии могут выполнять  в учебном процессе следующие функции: 1) закрепление теоретических знаний на практике; 2) усвоение умений исследовательской работы; 3) усвоение умений практической психологической работы; 4) применение теоретических знаний для решения практических задач; 5) самопознание; 6) саморазвитие. Те или иные функции могут выдвигаться на первый план в зависимости от того, в рамках каких образовательных программ проводятся занятия.

     Практические занятия  составляют основную часть деятельности  преподавателя по управлению  процессом усвоения знаний. Так же необходимо, чтобы преподаватель в непосредственном контакте с обучаемыми на групповых обсуждениях оказывал прямое управляющее воздействие на их мысли, выявлял и корректировал их в процессе дискуссии.

16. Определение  структуры учебной деятельности.

В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения.

По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:

актуализация наличного теоретико-познавательного  интереса;

определение конечной учебной цели - мотивы;

предварительное определение системы  промежуточных целей и способов их достижения;

выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;

действия контроля;

действия оценки (Репкин, 1997; аннотация).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"