1. Характерные
черты дошкольной педагогики
как науки, предмет ее изучения
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая
наука, раскрывающая возрастные аспекты
воспитания детей от рождения до поступления
в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования
(изучение закономерностей воспитания
и развития личности ребенка
раннего и дошкольного возраста
в семье и дошкольном учреждении).
2 Наличие объекта исследования
(ребенок, детский коллектив).
3. Наличие специфических
законов закономерностей, выраженных
в теории.
4. Специфическое содержание.
5. Категориальный аппарат
(воспитание, обучение, формирование, развитие
личности)
Задачи педагогики
1. Разработка содержания,
методов, форм организации воспитательно-образовательного
процесса в детском саду с
учетом достижений в области
смежных наук.
2. Изучение, обобщение, описание
передового педагогического опыта.
3. Разработка методов, форм,
содержания сотрудничества детского
сада и семьи в воспитании
детей.
4. Определение путей, форм
взаимодействия, преемственности детского
сада и школы.
Но у дошкольной педагогики
особый предмет, особое содержание, что
объясняется своеобразием экологического
и психического развития ребенка дошкольного
возраста
Актуальными проблемами дошкольной
педагогики являются:
Создание национального детского
сада с использованием народной педагогики
в процессе воспитания;
Формирование основ национального
самосознания детей дошкольного возраста;
Экологическое воспитание дошкольников
Разработка новых форм, методов,
совершенствование содержания; разработка
к внедрение авторских программ;
Воспитание к обучение одаренных
детей;
Развитие творческой активности
дошкольников;
Научно-методическое
обеспечение деятельности ДУ
разных типов;
Пути и формы оказания психолого-педагогической
помощи современной семье, включения родителей
в работу дошкольных учреждений;
Преемственность в работе детского
сада и школы и т. д
. 2. Источники развития дошкольной педагогики
как науки.
Народная педагогика- отражение
народной мудрости и
опыта воспитания в
устном народном творчестве:
пословицах, песнях,
сказках, обрядах и обычаях,
загадках, мифах и сказаниях.
В этом творчестве содержатся
поучения и суждения
по самым равным вопросам
воспитания и взаимоотношений
между людьми.
Идеи выдающихся
мыслителей прошлого о воспитании и обучении
детей дошкольного возраста. Знание этих
теорий помогает дошкольной педагогике
не повторяться, учитывать накопленное.
Инструктивно-директивные
документы в области дошкольного воспитания.
Так, огромное значение для развития дошкольного
воспитания в СССР имело принятое 21 мая
1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР "0 мерах по дальнейшему развитию
детских дошкольных учреждений, улучшению
воспитания и медицинского обслуживания
детей дошкольного возраста". Постановление
предусматривало целую систему мер материального
и педагогического характера. Во исполнение
этого постановления было утверждено
в 1960 г.
"Временное
положение о дошкольном
детском учреждении
яслях-саде" Необходимо
было разрабатывать
новую программу
воспитания дошкольников,
единую систему, обеспечивающую
систематическое
и последовательное
развитие, воспитание
и обучение ребенка
с первых месяцев
его жизни и
до поступления
в школу. В 1984 г. вышло
постановление ЦК
КПСС и Совета
Министров СССР "0
реформе общеобразовательной
профессиональной
школы", после которого
активно проводились
исследования по
возможности перевода
обучения детей
с 6-летнего возраста
в школе.
В 1990 г. принимается "Концепция
развития дошкольного воспитания в БССР"
которая наметила основные пути перестройки
работы в области дошкольного воспитания.
В результате стали создаваться новые
типы дошкольных учреждений, альтернативные
программы воспитания и обучения дошкольников,
пересматривалось содержание воспитательно-образовательной
работы в детском саду,
В настоящее время важными
документами, оказывающими влияние на
развитие дошкольной педагогики, являются
"Закон о правах ребенка", "Закон
об образовании", "Положение о дошкольном
учреждении" и т. д.
Данные смежных
наук: психологии, анатомии, языкознания,
эстетики, этики и др. Так, при разработке
режима дня учитываются физиологические
и психологические особенности детей
раннего, дошкольного возраста. При организации
учебного процесса обращается внимание
на степень утомляемости детей, необходимость
больше внимания отводить двигательной
активности детей. Изменения в области
языкознания влекут за собой изменения
в разработке вопросов развития речи,
умственного воспитания детей.
Передовой педагогический
опыт, современные прогрессивные
теории и опыт зарубежных стран. В детской
саду используют элементы системы Марии
Монтессори. На страницах журнала "Пралеска"
периодически публикуются находки в планировании,
конспекты занятий, сценария праздников,
новаторские методики (Е. Г.Ремизовская).
3.ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ПО ДОШК.ОБРАЗОВАНИЮ.Д/у явл. звеном дошк.образ-я,
кот осущ. свою деятельность в соответст.
с законодат-вом, программно- методич.,
инструктивн и нормативн. докумен-ми. Документы:
в законе об Образов РБ (определена цель
образ-я- содействие гармонич. развитию
лич-сти, полная реализац. ее творч. способн.;
цель д/у- разв. и и формир-е личности ребёнка
с учетом возр. и инд. особен.) Принцыпы
деятельности: доступ. для населения, демократичн.,
гуманность, един-во нац. и общечеловеч.,
вариативность типов и видов д/у с уч. местн.
и регоин. особен. В осн. нормативн. док-те
"Положение об учреждении"2004г., в
прог-ме "УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШК.ОБРАЗОВАН."
определены осн. задачи д/о: обеспеч. физ.и
псих. здор., формир-е личности реб., разв.
его индив. Д/у несет пол.ответ-сть за соблюд.
прав детей. и род. в соответ. выбран. форм
орг-ции и м-дов воспитательного процесса
, строит свои отнош-я с семьей на правах
преемственности, сотруд-ва, и вместе с
семьей несет ответ-сть перед общ-вом и
гос-вом за воспит-е. Госуд-во осущ. регулиров-е
содержан и методов д/о на основании "Положения
о лицензировании"- определ. осн. нормы
и п-пы лицензир-я вновь открываемых д/с.
На основании "Свидетельств об аттестации
и аккредитации" пров-ся комплексн.
экспертиза д- сти д/с, аттестация опредл-ет
уровень работы, аккредит позвол. присвоить
статус д/у(1 кат-д/у представл. весь спектр
образоват.услуг(Центр развития р-ка);
2кат- превыш. стандарт(профильн.д/с с углуб.
изучен. ин.яз, эстет; 3 кат- обеспеч. основ.
образоват. услуги)В " Положении о д/у"
в РБ сущ. сис-ма д/о виды: типы: я/с, ясли,
д/с, шк-д/ с, д/у общ. и спец. назнач(с нар.
ум. и физ. разв.). По принадлежности и формам
орган- ции виды д/у: государств, кооперативн,
частные, смешан. Д/у могут раб. 5 или 6 дн.
в нед. по режиму дневн. или круглосут .пребыв,
с 1 или 2 выходн., по желан. родит. - созд.
дежурн. вечерн. гр-пы по режиму продл.
дня, в субботу воскресн. и праздн. дни.На
хозрасчетн. началах или самоокупаемости-
гр-пы кратковрем.пребыв.( мен. 6ч., 1-2 ч,
прогулочн. гр, гр. по подготовке к шк, физк-оздоровит,
муз-эстетич, худож. восп-я, с изуч. ин.яз.Д/о
включ. след. ступени: 1ст- ран.в-та, до 1г.;
2ст-ран. в-т 1-2г.; 1мл. гр-2-3л., 2мл. 3-4г, средн
4-5л., старш 5-6л.Осн. нормативн. док-ты: Констит-ция
ст 49; Указы Президента( о контракт. сис-ме);
З-ны Парлам-та( з-н о языках, правах р-ка,
о семье ); Постановл-я Совета Министров(
о развит. сети д/у); Норматив. Док-ты Мин-ва
Образов-я(Положение о д/у, инструкции);
Решения местн. Органов власти(об открытии
д/с, РОО); Докум-ты д/у(устав, визитная карточка
кол. род. дог-р, иструкц. Об охране, правила
пож. Безоп, внутрен. распорядка, устав
д/у, Контракты работ-ков, Коллект. договор;
Книга приказов и распоряжений по д/ у,
Кн. протоколов пед. совета.; Год. план работы
д/ у.; Книга учета пед.кадров и обслуж.
персонала.; Личн. дела пед. кадров; Труд.
книжки Мед.документация(Мед.карта р-ка,
карта проф. прививок, ж-л учета сан- просвет.
работы, кн. для зап. сан. состоян. учрежд-я,
ж-л по контролю за кач. гот. пищи ) Фин-хоз.
док-ация(тех паспорт д/у,. смета, кн. склад.
учета мат-лов, ведомости выдачи мат-лов
на нужды)Програм-методич. обеспечение:
Концепция д/у; стандатр "Готов. к об.
в шк"; пр-ма "Учебная программа дошк.образования",
"Положения о пед. совете", - об аттестации
4.Связь дошкольной
педагогики с другими науками, ее место
в системе педагогических наук
Систему педагогической науки,
как и любую другую сложную систему, можно
анализировать по различным признакам
в зависимости от направленности изучения
и желания получить ответы на те или иные
вопросы.
Философия — фундамент педагогики
и, в частности, та ее часть, которая специально,
занимается проблемами воспитания, получившая
название философии воспитания.
Философия воспитания— Это
область знаний, которая использует в
воспитательной практике идеи различных
философских систем.
История педагогики. Исследует
развитие воспитания как общественного
явления, историю педагогических явлений.
Принцип историзма: понимая
прошлое, заглядывать в будущее.
Общая педагогика — базовая
научная дисциплина, изучающая общие закономерности
воспитания человека, разрабатывающая
общие основы учебно-воспитательного
процесса в воспитательных учреждениях
всех типов.
В общей педагогике выделяют
два уровня: теоретический и прикладной
(нормативный).
Традиционно общая педагогика
содержит четыре больших раздела:
- общие основы;
- дидактику (теория обучения);
- теорию воспитания;
- школоведение.
Дошкольная и школьная педагогика
— Подсистема возрастной Педагогики.
Здесь изучают
Закономерности воспитания
человека, отражающие специфику учебно-воспитательной
деятельности внутри определенных возрастных
групп.
Педагогика высшей школы Занимается
педагогическими проблемами взрослых.
Ее предмет—
Закономерности учебно-воспитательного
процесса в условиях высшего учебного
заведения,
Специфические проблемы получения
высшего образования.
Сурдопедагогика Занимается
вопросами обучения и воспитания глухонемых
и глухих.
Связь дошкольной педагогики
с другими Науками
Психологические науки (общая
психология, детская психология, возрастная,
педагогическая, социальная психологии)
Общественные науки (философия,
эстетика, этика, социология)
Естественные науки (анатомия,
физиология, педиатрия, гигиена)
Кроме того, дошкольная педагогика
связана и с рядом других наук (экономика,
математика, кибернетика, языкознание,
литература и Др)
Стуктура пеагогической науки:
Общая педагогика (преддошкольная
и дошкольная педагогика щдагогика школы,
педагогика профтехобразования педагогика
высшей школы
Педагогика взрослых, военная
педагогика)
Специальная педагогика
5.ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
Б.Н.П,ПРИНЦИПЫ. С давних пор семья рассматривалась как
основа воспитания ребенка. Белорусские
народные традиции закладывались в крестьянской
семье и передавались из поколения в поколение.
Традиционно воспитание белорусских детей
осуществлялось в многодетной семье. Семьи,
как правило, были многопоколенными.Белорусский
народ отмечает влияние наследственности
в становлении личности ребенка, как в
физическом, так и моральном. Забота о
выборе физически крепкого жениха и невесты,
рождении здорового ребенка проходит
красной нитью через всю белорусскую народную
педагогику. «Сава не народзіць сокала».Традиционно
воспитание рассматривается как ведущий
фактор развития личности. «Разумным дзіця
не родзіцца». «Нягоднік не родзіцца, а
робіцца». К перевоспитанию относились
весьма скептично. «З лысага цялятка лысы
вол будзе».Благоприятный семейный микроклимат
является традиционно важнейшим условием
воспитания детей. Все споры и недоразумения
решались только между мужем и женой, не
на людях, дети при этом не присутствовали.
Родственники при детях старались не обсуждать
проступки близких им людей, особенно
родителей. Как говорится, не выносили
сор из избы.Воспитание детей - это святая
обязанность всех родителей. «Умеў дзіця
радзіць, умей і вывучыць».Воспитание
в белорусских семьях отличалось строгостью
и требовательностью к детям. Большинство
придерживалось мнения, что детей нельзя
«распускаць»Традиционно основным воспитателем
ребенка считалась мать. «Якая матка, такое
й дзіцятка». Вместе с тем, истинным авторитетом
в семье по праву являлся отец. Он был главный
и полноправный хозяин, главный советчик.
Все члены семьи, дети и мать, подчинялись
отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца».Авторитет
бабушек и дедушек был непререкаемым.
Они являлись основателями рода, старшими
членами семьи, основателями семейных
традиций. К мнению бабушек и дедушек прислушивались.Уважительное
отношение к старшему поколению проявляли
прежде всего сами родители. Так, отца
или мать в старости забирали к себе и
досматривали, по традиции это был младший
сын или старшие дочка и сын.Бабушки и
дедушки передавали не только свой богатый
трудовой опыт, но и учили детей моральным
заповедям. Традиционным был обряд крещения
детей. Для этого выбирали крестных, которые
наряду с родителями несли всю ответственность
за воспитание детей. Детей водили на все
религиозные праздники в церковь, а у особо
верующих и в другие дни. У белорусов издревле
существовал такой обычай: если дети оставались
без родителей, их брали на воспитание
в свои семьи родственники, соседи, сельчане.
К родителям, бабушкам и дедушкам дети
обращались на «вы».Труд у белорусов рассматривается
как первое, главное направление в воспитательной
системе, а также основное средство воспитания
детей. «Дзетачка спі, а дзела помні».Для
белорусов характерным является культ
предков, ибо после смерти они оставались
для детей заступниками и жили в доме в
образах духов и домовых. Воспитание глубокой
благодарности родителям - одна из народных
традиций в семейном воспитании. В ходе
культурно-исторического развития в белорусской
народной педагогике сложилась совокупность
принципов, которыми определялись общее
направление воспитательной деятельности
и организация эстетического воспитания:
1) культуросообразности; 2) связи с трудом;
3) единства воспитания с религиозно-мифологическим
народным мировоззрением; 4) природосообразности;
5) цикличности. Их специфика состояла
в том, что учитывались не только особенности
развития личности, но и определенный
тип культуры, способ организации жизни
и быта, региональные обычаи и традиции,
а также закономерности функционирования
фольклора как устного массового самодеятельного
искусства.Наиболее существенным, системообразующим
для белорусской народной педагогики
стал принцип цикличности, который содействовал
эстетическому воспитанию каждого человека
на протяжении всей жизни. Он содержит
в себе следующие требования: учет возрастных
особенностей, преемственность, систематичность,
органичное включение воспитанников во
все сферы жизнедеятельности, непрерывность
воспитательного воздействия. Принцип
цикличности выявлял взаимосвязь всех
составных частей народной педагогики,
придавая эстетическому воспитанию целостный
характер.Цикличность понимается как
совокупность взаимосвязанных явлений
и процессов, которые образуют законченный
круговорот развития на протяжении определенного
промежутка времени, обусловленного природными
ритмами и сроком сельскохозяйственных
работ.Усвоение народной культуры происходило
поэтапно, соответственно возрасту и возможностям
каждого человека. Народное мировоззрение
и эстетические традиции воспринимались
детьми от рождения: через детский фольклор,
игровое отражение музыкального быта
взрослых со всеми его местными особенностями,
а также интерьер родного дома, отношения
с природой, непосредственно в практической
деятельности. И этот процесс продолжался
всю жизнь, что делало народное искусство
значимым для каждого человека.
6.СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
В Б.Н.П.методы.
Труд – обязательное условие
и неотъемлемая часть жизни человека.
В процессе труда осуществлялось нравственное,
физическое, умственное, эстетически развитие
и воспитание человека. Исторические и
природно-географические условия повлияли
на развитие характерных для белорусов
видов трудовой деятельности, сформировали
такие нравственные качества как патриотизм,
трудолюбие, терпеливость, настойчивость
и т.д. Занятия ремеслами /изготовление
вещей их камня, кости, дерева, глины, ткачества/
привели к дифференциации трудовой деятельности
человека.
Устное народное творчество - животворящий
источник, питающий силой педагогическую
"теорию" народных масс. Огромную
воспитательную роль отыгрывали пословицы
и поговорки, народные считалки,загадки,приметы.
Игры - школа жизни. Всю жизнь белорусов
сопровождают народные игры, в которых
принимают участие и взрослые и дети. Традиции
- тот мостик, который соединяет поколения,
своеобразный ключ передачи от дедов и
прадедов
к отцам, детям и внукам определенных устоев,
норм и правил поведения и взаимоотношений
людей. Обычаи - наследственный стереотипный
способ поведения, один из регуляторов
отношений между людьми, средство приобщения
к определенному социальному и культурному
опыту, который передается из поколения
в поколение и регламентирует поведение
людей. Обычаи сохраняются в бытовой сфере,
морали, гражданских отношениях.
Обряды и определенные символические
действия, обусловленные тем или другим
обычаем, религиозные праздники, отражают
своеобразие быта и культуры народа. Народные
песни - яркая эмоциональная форма, приобщающая
людей к идеалам, стремлениям в труду,
на досуге.
Народные танцы - воплощают черты характера
народа. Характерными чертами белорусского
народного танца являются жизнерадостность,
целомудренность, сюжетность, стремление
к красоте, мягкий юмор. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:
труд, пример и авторитет, наблюдение,
игра, наказ, убеждение, совет, приучение,
внушение, объяснение, беседа, испытание,
соревнование, упражнение, клятва, торжественное
обещание, общественное мнение, поощрения,
похвала, благословение, осуждение, наказание,
выговор, угроза, проклинание, запугивание,
обзывание.
7. Организация
и этапы научно-педагогического
исследования.
Педагогическое
исследование – поиск путей, средств и методов
усовершенствования педагогического
процесса.
Исследованием в пед. науке называется процесс научной
деятельности, целью которого является
получение новых знаний о закономерностях
образования, его структуре, принципах
и механизмах. Пед. исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
По направленности пед. исследования бывают:
1. Фундаментальные, где в результате исследований составляются
обобщающие концепции, которые подводят
итоги достижений пед. науки.
2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое
изучение отдельных областей и сфер пед.
процесса.
3. Разработки – исследования направлены на обоснование
конкретных научно-практ. рекомендаций.
Программа пед. исследования состоит
из двух частей:
1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение
важности, значимости и ситуативности
темы, определение проблемы исследования,
объекта и предмета, целей и задач исследования,
основных понятий. Таким образом, методологическая
часть пед. исследования представляет
собой предварительный сбор информационного
материала, системный анализ предмета
изучения и определение рабочей проблемы.
2. Процедурная часть имеет своей основной задачей определение
плана и способов сбора и анализа первичных
данных, а также, что главное, основного
плана развития, по которому необходимо
направить данные пед. исследования.
Важные научно-пед. исследования позволяют
сформулировать ответы на проблемные
вопросы в настоящее время, определяют
и показывают важнейшие противоречия,
имеющие место в практ. деятельности пед.
исследования и пед. науки. Основными характеристиками
пед. исследования являются: определение
проблемы, цели, выбор темы, объекта и предмета
исследования, определение задач, гипотезы
и защищаемые положения, новизна, значение
для науки, значение для практики.
Определение проблемы влияет на выбор объекта изучения, которым может стать и сам пед.
процесс или какая-либо сфера пед. деятельности,
непременно имеющая в себе противоречие. Предметом исследования являются стороны объекта,
наиболее важные с практ. и теорет. точки
зрения, которые следует исследовать.
Исследовательские задачи всегда нацелены на изучение гипотезы, которая являет собой сочетание теоретически
обоснованных положений, правдивость
которых необходимо подтвердить.
Этапы пед. исследования: эмпирический,
гипотетический, экспериментально-теоретический,
прогностический.
Эмпирический этап х-ся следующими показателями.
1. Получение информации о функциональном
описании объекта изучения.
2. Выявление противоречий между
существующей пед. практикой и
потребностью узнать суть пед.
явления.
3. Формулирование научной проблемы.
Основным результатом эмпирического
этапа пед. исследования является предположение
исследования, представленное в качестве
системы ведущих положений, истинность
которых нуждается в изучении и подтверждении
достоверности.