Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.
сколько пройдет первый поезд, пока ласточка долетит до поезда, вышедшего из
пункта В. Затем – сколько километров останется между поездами и т. д. Между тем
задача решается без каких-либо вычислений. Скорость ласточки – 80 км/ч. Значит,
за час она пролетит 80 км. Здесь решение затрудняется тем, что единственное
существенное отношение
значения (скорость поездов и т. д.).
Важный фактор усмотрения существенных для задачи отношений – это схватывание
ситуации в целом, а не отдельных ее элементов. Значительное влияние оказывает
также предшествующий опыт. Если в нем оказались сущест венными те отношения предметов,
которые не важны для данной задачи, то этот опыт препятствует решению. Опыт, где
уже использовались необходимые для задачи отношения и операции, облегчает ее
решение, дает положительный перенос. Обнаружение нужных отношений облегчается знанием
общих принципов.
Психологи разработали ряд приемов , облегчающих усмотрение нужных отношений
задачи.
1. Разъяснение принципов решения.
различных классов математических и физических задач, грамматического анализа.
2. Отчетливое выделение или подчеркивание существенных для задачи данных и
отношений. Это может быть достигнуто соответствующей формулировкой задачи,
специальными указаниями учителя, на что следует обратить внимание, и так
называемыми подсказками . Под ними понимают вспомогательные средства, которые позволяют
ученику воспринимать искомые отношения в более чистом виде.
3. Анализ задачи с точки зрения
того, что именно требуется
анализ часто позволяет
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ
Мыслительная деятельность при решении задачи заключается в преобразованиях
объекта, в выделении все новых его сторон и свойств, закрепленных в понятии.
Этот процесс идет с помощью операций анализа – синтеза, абстрагирования –
обобщения до тех пор, пока не выделена та сторона объекта, которая существенна
для решения данной задачи. При этом каждый шаг, открывая новые стороны объекта,
движет мышление вперед, определяет его следующий шаг. Поскольку новые стороны
объекта отражены в новых понятиях, мышление протекает как многократные переформулировки задачи.
Каждая новая переформулировка – результат анализа и синтеза данных предыдущего
этапа и выражается в понятиях, в которых отражены существенные свойства объекта.
Поэтому из новой формулировки вытекают новые сведения об объекте, которые движут мышление вперед. Так, благодаря анализу и синтезу объект в процессе мышления включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях. Из объекта, таким образом, как бы «вычерпывается» новое содержание, он как бы «поворачивается» каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Формирование умений выступает с этой точки зрения прежде всего как продукт все
углубляющихся знаний. Умения формируются на основе освоения понятий о различных сторонах и свойствах изучаемых объектов. Главный путь формирования умений – это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применять к нему разнообразные понятия, формулировать в понятиях многообразные отношения этого объекта.
Учащихся надо научить преобразовывать объект с помощью синтеза через анализ.
Применяемые преобразования зависят от того, какие отношения и зависимости
требуется установить. Схема таких преобразований и есть план решения задачи.
Научение умениям может
том, что учащемуся сообщают необходимые знания, затем перед ним ставят задачи на
их применение. И учащийся сам ищет решение, обнаруживая путем проб и ошибок
соответствующие ориентиры и приемы деятельности. Этот путь называют иногда проблемным
обучением . Другой путь заключается в том, что учащихся обучают признакам, по
которым можно однозначно распознать тип задачи и требуемые для ее решения
операции. Третий путь – учащегося обучают самой умственной деятельности, необходимой
для применения знаний. В этом случае педагог не только знакомит учащегося с ориентирами
отбора признаков и операций, но и организует деятельность учащегося по
использованию полученных сведений для решения задач
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание
нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими
нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим
отношением к действительности, превращается в главную цель и задачу, являясь важнейшим
условием построения общественных отношений. Решение этой задачи осуществляется
на научных принципах, разработанных в системе современных психологопедагогических
знаний, и предполагает их постоянное теоретическое развитие. В числе важнейших
вопросов, изучаемых психологией воспитания, выступает выявление основных
источников, закономерностей, этапов, условий, механизмов и особенностей формирования
личности в онтогенезе. Эти вопросы
разрабатываются в плане
деятельности, сознания и личности растущего человека. Исследователей интересует
решение нескольких задач .
1. Возможно ли активное целенаправленное формирование личности? Здесь наиболее
четко разграничиваются мировоззренческие взгляды ученых на сущность личности, в
частности и прежде всего соотношения социального и биологического начал в ее
становлении и развитии.
2. Каковы закономерности и механизмы формирования нравственной сферы личности,
возможности, условия и механизмы активного воздействия на этот процесс?
3. Каковы принципы и условия
изучения и организации
процесс формирования личности? В этом плане особое значение приобретают положения
психологической науки о возрастной периодизации психического развития и ведущих
типах деятельности, присущих каждому периоду.
4. Каковы оптимальные формы,
условия и средства
обеспечивающие наиболее широкие
возможности психологической
Они определяются основной целью воспитания в условиях нашего общества –
формированием коллективистических качеств личности, общественной направленности
ее деятельности.
Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования
человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического
процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс,
осуществляемый при взаимодейст
самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания.
Вскрывая закономерности психической деятельности учащихся в условиях воспитательных
воздействий, психологические основы самовоспитания школьников, психология воспитания
изучает механизмы этих воздействий на формирование качеств личности.
ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Понятие человеческой личности исторично. Враз личные исторические эпохи в него
вкладывался разный смысл. Только общение с другими людьми в совместной
деятельности является базой формирования личности. Находясь в зависимости от
окружающей среды – источника удовлетворения потребностей, человек в то же время
активно воздействует на нее, сознательно преобразует ее и самого себя в процессе
целенаправленной деятельности.
Именно сознательная активная деятельность человека – основа формирования его
личности, формирования его психических особенностей.
Личность представляет собой особое качество, которое природный индивид
приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и
познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и
убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями,
умением управ лять своими поступками, своей деятельностью. Ядром целостной
структуры личности является мотивационная сфера ее деятельности, имеющая сложное,
иерархическое строение мотивов низшего и высшего порядка. Степень обобщенности и
устойчивости высших мотивов, которые не обособляют личность, а сливают ее интересы
с интересами общества, создает гармонию
развития, свидетельствует о
личности, отвечающей нравственным нормам нашего общества. Поэтому важно
сформировать личность с устойчивыми психическими свойствами, обусловливающими
коллективистическую направленность ее отношений, психологическую готовность к
общественно полезному труду, общественную активность.
В отношениях к окружающему – к людям, к самому себе, к участию в жизни –
проявляется нравственная характеристика личности, выражаются мировоззрение,
взгляды, стремления, убеждения человека. Поэтому формирование нравственной сферы
личности есть стержень воспитания.
Становление личности начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности
– длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с
постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением – ребенком,
психологические особенности личности и деятельности которого отличаются на
разных возрастных этапах.
Личность нельзя понимать просто как совокупность различных психических свойств
человека – его потребностей и интересов, характера, способностей и т. д.
Личность – это целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных
психологических явлений. Неразрывная взаимосвязь всех качеств личности
обусловливает зависимость содержания, строения и проявления каждого качества от
других качеств.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания
источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие
существования развития человека как существа социального, реализация человеческих
потребностей, т. е. условие развития человека как личности – та многоплановая
деятельность или совокупность разного вида деятельностей, в которые включен
человек. Развитие, усложнение деятельности определяют развитие психики ребенка.
Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические
закономерности
построении системы
особенности различных видов деятельности, в которые включен ребенок, их значение,
объем и содержание, потому что именно в процессе развития деятельности, ее
расширения и усложнения формируются общественные отношения, выступающие базисом
становления личности.
Развитие деятельности человека приводит к появлению различных ее видов и форм,
которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархизация
побудителей деятельности – мотивов,
благодаря которым
деятельности. Существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности,
степени осознанности, первичных и вторичных, непосредственно и опосредствованно
побуждающих и пр. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельностей, возникающая
в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Степень такого
единства и связанности, широта связей и отношений человека с миром на основе
разных видов деятельности служат исходными параметрами развития личности.
Известно, что порой одинаковые мотивы поразному реализуются в поведении, а
разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления. В зависимости от
мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности.
Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по
строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные . Смена ведущих
мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризуют
развитие мотивационной сферы личности. Необходимое изменение соотношения мотивов,
их иерархии обеспечивается целенаправленной организацией деятельности.
Своеобразие любой деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее
действий при некоторых
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ ТИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущая деятельность характеризуется определенными признаками. В форме этой
деятельности возникают и
ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические
процессы; от этой деятельности зависят основные психологические изменения
каждого периода развития ребенка.