Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.
к учителю, а затем –
окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными
ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
МЕСТО И ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕСТВЕ
Слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются
две его основные функции – руководство приобретением и реализацией социального
опыта учеником и передача накопленных человечеством знаний. Эти две функции
учителя были основными на всем протяжении человеческой истории (и у средневековых
монахов, выступавших в роли учителей, иусветских педагогов). Содержание
наставнических и
конкретными целями и задачами, которые оно ставило в сфере воспитания подрастающих
поколений, изменялось.
Место и функции учителя определяются огромным значением, которое придает общество
делу воспитания подрастающих поколений, развитию и совершенствованию всей
системы воспитания и его основного
звена – средней
Школа – это основное учебновоспитательное учреждение, призванное осуществлять воспитание
подрастающих поколений. Перед школой стоят совершенно определенные, заданные обществом
задачи: вооружить школьников системой знаний, умений и навыков; сформировать у
них основы мировоззрения и
поведения. В современных условиях требования общества к школе постоянно
возрастают. Это связано с растущими требованиями к подготовке детей для жизни в
обществе.
Школе отводится важная роль в решении таких программных задач, как формирование
нового человека, всестороннее развитие личности. Учитель в современной школе
выполняет ряд функций. Учитель – организатор учебного процесса в классе. Он –
источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и
консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Большинство учителей выполняют
функции классных руководителей, т. е. являются организаторами воспитательного процесса.
Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо
уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические
механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель
участвует в организации жизнедеятельност
методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей,
выполняет общественные поручения профсоюзной организации школы. И, наконец, каждый
учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью,
является пропагандистом педагогических
и общественнополитических
с таким многообразием функций становятся понятными те всесторонние требования,
которые предъявляет общество к личности учителя.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ
Педагогическая деятельность – одна из сложнейших областей человеческого труда.
Исходяиз задач, которые призван решать учитель, его важнейших для общества
функций и сложности его деятельности общество предъявляет высокие требования к
личностным и профессиональным чертам учителя. Назовем наиболее существенные
личностные качества, которыми должен обладать учитель :
1) моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность;
2) высокоразвитое чувство
интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т. е. соответствие тому нравственному
идеалу, который общество хочет воплотить в детях;
3) самообладание, выдержка.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут
быть сформулированы следующим образом:
1) общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
2) глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии,
педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
3) фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций
в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу,
умение передать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе;
4) знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
5) владение педагогической
общения и т. д.) и педагогическим тактом;
6) постоянное совершенствование
знаний и педагогического
Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к
детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать
этим требованиям.
В процессе педагогической деятельности учитель выступает, с одной стороны, как
лицо, уполномоченное обществом воспитывать детей и реализовывать заданные
обществом цели, содержание, основные способы и формы воспитания. И в этой роли
он большей частью успешно добивается того, чтобы воспитание было подлинно гуманистическим
и эффективным. С другой стороны, учитель выступает в педагогической деятельности
как индивидуальность (и эта его характеристика намного полнее, чем узкопрофессиональная).
Проявляя свою индивидуальность, учитель не всегда может оказаться на том высоком
уровне, которого ждет от него общество. В связи с этим особо важное значение
приобретает проблема психологопедагогической подготовки будущих учителей, реализации
их сложнейших функций.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧИТЕЛЮ
Наряду с требованиями, предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности
ориентируется и на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация
школы, коллеги, ученики, их родители. Важно и то, что сам учитель ждет от своей
работы. Все эти ожидания хотя в
главном и совпадают с
имеют свои особенности и не во всем совпадают друг с другом. Например, они могут
в ряде случаев не совпадать даже у работников органовобразования и администрации
школы.
Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Их
носителем является определенная социальная группа в целом (это не значит,
конечно, что каждый конкретный индивид не влияет на социальные ожидания своей
группы). Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различных группах
людей, его окружающих, под воздействием многих факторов. Определяясь
требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементы культурных
традиций, свойственных городу или деревне, различным профессиональным и возрастным
слоям населения. В социальных ожиданиях иногда отражаются некоторые обычаи и предрассудки.
Социальные ожидания безличны: они обращены не к конкретному учителю, а к любому
человеку, который занимает эту долж ность, – к учителю вообще. И, соответственно,
они предельно схематичны и обобщенны.
Социальные ожидания отдельных групп могут не совпадать с их оценкой реальных
учителей. Так, специальное исследование, проведенное в ряде педагогических
коллективов, выявило, что представления педагогов об эталонном облике учителя во
многом не совпадают с их оценками своих коллег, которых они отнесли к числу «идеальных»
учителей. За единичными исключениями, ни у одного из испытуемых не наблюдалось
значимой связи эталона и действительных критериев оценки коллег как близких к «идеалу»
учителя.
Следует помнить, что по мере роста требований к эффективности процесса воспитания
возрастают и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя.
Учителя хотят видеть своеобразным компенсатором того, чего недодает ребенку
семья, интегратором разнообразных воздействий, испытываемых учащимися; от него
ждут преодоления тех
акселерацией и т. д.
Требования общества, различные социальные ожидания, индивидуальность педагога,
его субъективная готовность ответить на эти требования в совокупности и
определяют то, как складывается педагогическая деятельность конкретного учителя
УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель – организатор жизни и деятельности учеников. Содержание деятельности
учащихся вытекает из целей и задач обучения и воспитания и определяется учебным
планом, программами по предметам
и примерным содержанием
общеобразовательной школе. Педагогическая психология рассматривает
психологический аспект отбора учителем содержания и форм организации деятельности
учащихся, психологический смысл роли учителя в процессе ее организации. Отбирая
содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности в конкретном классе,
учителю надо учитывать, вопервых, насколько они помогают достигнуть цели
воспитания. Вовторых, насколько содержание жизни коллектива позволяет учащимся
целесообразно с педагогической точки зрения удовлетворять свои потребности.
Втретьих, необходимо, чтобы деятельность коллектива создавала школьникам возможности
для решения актуальных для них
проблем – становления
самоопределения, самоутверждения и т. д. И вчетвертых, насколько формы
организации деятельности коллектива обладают социальной привлекательностью для
учеников. Это важно потому, что позволяет с минимальными затратами педагогической
энергии сделать привлекательными для школьников, в частности для старших подростков
и старшеклассников, предлагаемые им пути удовлетворения потребностей и решения
проблем, когда они облечены, например, в формы, соответствующие тенденциям моды.
Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно
взаимодействует с ними. Общение учителя с учащимися, в котором он выступает не
только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность, – составная
часть педагогической деятельности.
Его общение с учащимися
канал управления процессом воспитания, который имеет две основные функции :
информационную и
направлениях: от субъекта управления (учителя) к объекту управления (учащимся) и
наоборот – от объекта к субъекту. В непосредственном межличностном общении педагог
получает самую разнообразную информацию о воспитанниках, о коллективе в целом, о
внутренних процессах в нем и т. д. В свою очередь, педагог в процессе общения
передает своим воспитанникам массу информации, как целенаправленной, так и спонтанно
прорывающейся в виде подтекста его обращений к ученикам.
Повседневное общение педагога со школьниками приводит к тому, что он в самых
различных ситуациях улавливает глубинный смысл и истинную мотивацию их поступков.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Взаимоотношения учителей с учащимися
– один из важнейших путей
влияния взрослых. Учитель в принципе достаточно подготовлен к организации и
поддержанию таких взаимоотношений, он видит ученика в основной сфере деятельности
– в школе, знает его товарищей и друзей. Это дает, с одной стороны, большой
материал для общения, с другой– способствует достижению педагогом воспитательных
целей, так как, общаясь с учеником, он может учитывать многие факторы его жизни
и, соответственно, воздействовать на школьника, помогая ему решать проблемы, возникающие
в повседневной жизни.
Однако в практике взаимоотношения
учителя с учащимися
оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства того или иного педагога,
иными словами, от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций,
из которых складывается его взаимодействие с учащимися. На основании имеющихся
исследований можно
стилей руководства учащимися.
Складывающиеся
насколько педагоги учитывают возрастные особенности школьников, в частности
свойственное подросткам и старшеклассникам стремление к взрослости. Подросткам и
юношам зачастую трудно добиться признания своей взрослости от учителей (особенно
от тех, которым не свойствен
демократический стиль
определенный барьер в достижении доверительности отношений. По мнению учащихся,
отношения с учителями портят такие проявления взрослых, как не доверие,
непонимание, несправедливость, раздражительность, малая или излишняя
требовательность, педантизм, навязывание своего мнения, бестактность, противоречие
между словом и делом, нечестность, недостатки в преподавании.