Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме

случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины

на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными

и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена

церкви.

 

10)СМК и информации как институт социализации.

§ 5. Другие институты социализации,

их характеристика

Еще одним исторически сложившимся специфическим социальным

институтом являются средства массовой коммуникации

или информации (СМИ). С их помощью происходит передача информации,

формируется мировоззрение большой разнородной,

анонимной аудитории в соответствии с установками определенной

общественно-политической системы, регулируется общественное

мнение.

Массовая коммуникация (от англ. communication — массовое сообщение)

— это систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звуко-, видеозапись)

с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания

воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация — это опосредованное общение, т.е.

такая его форма, при которой почти отсутствует личный контакт,

непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная

обратная связь, но при этом сохраняются такие элементы лично- ч

го общения, как сопереживание, сочувствие (Куницина В.Н. и!

др., 2002).

СМИ объединяют все современные каналы доведения информации

до широкой общественности (пресса, телевидение, радио,

кино, компьютер). Они в кратчайшие сроки тиражируют, распространяют

информацию любого рода — пропагандистскую, просветительскую,

развлекательную. Сегодня в мире практически нет

людей, которые находились бы вне сферы их влияния.

Телевидение, пресса, радио оказывают мощное воздействие на

обыденное массовое сознание. Стандартизованные, произведенные

массовым способом факты в конечном счете неизбежно приведут

к всемирной интеграции, всемирной идентичности, когда

каждый житель планеты будет воспринимать себя и свою жизнь

как неразрывную часть планетарной системы, в результате чего

появится глобальная взаимозависимость, все станут мыслить в

рамках одних и тех же глобальных категорий.

Потенциалы средств массовой коммуникации в формировании

социальных ориентиров населения велики. С помощью методов

воздействия на инстинктивно-эмоциональную сторону психики

человека, например через метод создания событий, разрушается

наличный стереотип людей и создается новый. Для этого используются

также такие приемы и способы воздействия на массовое

сознание, как: принципы ≪наклеивания ярлыков≫; подрыв авторитета

через падение личности или идеи оскорбительной кличкой;

принцип ≪рекомендаций≫; включения в круг общественных,

государственных деятелей популярных актеров, певцов, спортсменов,

которые своим авторитетом призваны убедить в ценности

предлагаемой идеи; принцип ≪переноса≫ качеств известного объекта

на качества малоизвестного объекта; принцип ≪простых людей≫

для идентификации интересов информатора, передаваемой им информации

с интересами большинства населения страны; принцип

≪подтасовки карт≫ — фальсификации действительности; принцип

≪общего вагона≫ —стимулирование определенной реакции

путем внушения о ее общепринятости (≪все так думают≫, ≪все так

поступают≫) и др.

Таким образом, можно говорить о том, что через средства массовой

коммуникации возможны разного рода манипуляции с человеком,

массовым сознанием людей, которые сказываются на

результатах их социализации. В условиях перехода от одного уклада

184

жизни к другому, неопределенности ценностных ориентиров общества

такая деятельность СМИ может приводить к напряженности,

росту конфликтов, увеличению девиантных форм поведения.

Влияние средств массовой коммуникации на стихийную социализацию

человека, по мнению А. В.Мудрика (2002), определяется

несколькими обстоятельствами: во-первых, тем, что они выполняют

рекреативную роль, заполняя свободное время людей;

во-вторых, играют релаксационную роль, становятся своеобразной

компенсацией дефицитов межличностных контактов, отвлечением

при возникновении осложнений в общении с окружающими;

в-третьих, тем, что они представляют собой систему неформального

образования, просвещения различных слоев населения;

в-четвертых, СМИ влияют на социальные нормы, формируют

ценностные ориентации людей, т. е. выполняют ценностно-

ориентирующую функцию; в-пятых, становятся ареной для самореализации

человека, создают условия для развития, обогащения

представлений, словарного запаса, расширения кругозора.

Рассматривая социально-педагогические возможности СМИ,

Л.В.Мардахаев (2002) выделяет такие их основные функции:

функция общественно-политического воздействия — решение

определенных политических задач;

функция воспитания — формирование идеологии, духовных ценностей,

патриотизма и пр.

информационная (от лат information — разъяснение) функция —

осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и

хранение информации;

функция обучения и просвещения — передача определенных знаний

профессионально-заинтересованной аудитории, расширение

кругозора;

художественно-репродуктивная функция — трансформирование

произведений искусства, сохранившего свои существенные социокультурные

признаки;

художественно-продуктивная функция — распространение произведений

особой разновидности искусства, включающей рекламу,

телешоу, радиодраму, телефильмы и прочее, при этом информация

доставляется на дом в оригинале;

функция развлечения — заполнение досуга приятным отдыхом,

развлечением (юмор, музыка, кино и т.д.).

Следовательно, становясь все более массовыми, СМИ все активнее

влияют на жизнь человека, его интересы и предпочтения,

на формирующуюся у него картину мира и при этом все меньше

контролируются воспитателями.

Для более осмысленного и планомерного использования потенциалов

СМИ в деле социализации, развития позитивной духовно-

нравственной ориентации необходимо в ходе социального

воспитания готовить человека к взаимодействию со СМИ, к критическому восприятию той информации, которая ими трансли

руется. Эта функция возлагается на медиаобразование — направле

ние в педагогике, которое призвано не только изучать закономер

ности воздействия СМИ на массовое сознание, сознание отдель

ного человека, но и готовить новое поколение к жизни в современном

информационном пространстве, к восприятию различной

информации, ее пониманию, интерпретации.

Другим институтом социализации подрастающих поколени

являются детские и юношеские общественные объединения и орга

низации, в рамках которых ребенок приобретает опыт жизнедеятельности

в сообществе на основе демократических норм.

Под детским общественным объединением понимается общественное

формирование, в котором самостоятельно или вместе

со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние

граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные

потребности и интересы (Титова Е.В., 1996).

Такое объединение создается по инициативе и на основе свободного

волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным

структурным подразделением государственного учреждения,

осуществляет социально-творческую деятельность; не

ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между

членами объединения. Таким образом, детское общественное

объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых,

которые взаимодействуют с ними.

Детское общественное объединение призвано решать такие задачи,

как включение детей и подростков в социальную жизнь на

посильном для них уровне; адаптация к социальной среде, удовлетворение

их социальных потребностей; разумная организация

досуга; создание условий для самовоспитания, самообразования, I

самореализации, проявления своей гражданской позиции (Кир-1

пичник А.Г., 1998).

Детские организации — это особые социальные группы детей и |

взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющих

четкую организационную структуру, способствующие личностной

ориентации ребенка (Литвак Р.А., 1995). Они ориентированы на

то, чтобы формировать у детей, подростков культуру демократических

отношений, защищать их права и интересы в школе и обществе;

готовить к новым социальным и экономическим отношениям,

развивать индивидуальные способности личности, решать'

проблемы организации досуга.

А. В.Волохов и М. И. Рожков (1996) выделяют следующие особенности

социализации личности ребенка в детской организации.

1. Относительная независимость от государственных социальных

институтов позволяет прогностически ориентировать детей на характер

их социальных отношений в будущем.

186

2. Добровольный характер включения  детей в социальные отношения

позволяет осуществлять социализацию с учетом их интересов

и потребностей, опираясь на индивидуальные качества

личности.

3. Усвоение социального опыта  в них может осуществляться

детьми избирательно, с учетом отношений к оценкам взрослых,

опосредованных их отношением к этим взрослым. Эти авторы

формулируют также основополагающие принципы социализации

детей в подобных организациях:

а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных

ценностей в организации жизнедеятельности детей;

б) принципы самореализации детей в детской организации;

в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально

значимые отношения;

г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского

самоуправления.

Таким образом, включение ребенка в различные социальные

отношения, в созидательную деятельность, в коллективное взаимодействие

способствует социальному воспитанию и социализации

личности.

В соответствии с этим социализация личности в детском общественном

объединении, организации предполагает следующие

компоненты: познавательный, который предусматривает освоение

подростком социальных норм, приобретение доступных возрасту

необходимых знаний о социальной реальности и характере

социальных отношений; ценностно-ориентационный, который

обеспечивает регуляцию поведения личности с позиции определенных

социальных норм, оценку собственного поведения, понимание

социального смысла совместной деятельности; деятель-

ностный, базирующийся на личной активности, субъективной

позиции.

Выделяются воспитательно-социализирующие функции детских

объединений и организаций:

развивающая — обеспечение гражданского, нравственного становления

личности ребенка, развития его умений взаимодействовать

с людьми, выдвигать и достигать общественно значимые цели;

ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей

и подростков в системе социальных, нравственных и политических

ценностей;

компенсаторная — создание условий для реализации потребностей,

интересов, актуализации возможностей ребенка, для устранения

дефицита общения и соучастия (Иващенко Г. М., Кульпе-

динова М.Е., 1998).

Таким образом, детские общественные объединения и организации

являются специфическим институтом социализации детей,

подростков, молодежи, который создает условия для усвоенияими комплекса социальных знаний, умений, навыков, необходимых

для личностного и социального самоопределения и реализации

потребностей в самореализации, самовыражении, самоутверждении,

самосознании.

S 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ  КОММУНИКАЦИИ

Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства

(печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети),

О развитии средств

коммуникации

с помощью которых осуществляется распространение

информации (знаний, духовных ценностей,

моральных и правовых норм и т.п.)

на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации

- устной речью, музыкой, живописью  и письменностью.

59

щих аудиторию того или иного конкретного средства массовой

коммуникации - читателей одной газеты, слушателей определенной

радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей

тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к

какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет

однозначного ответа.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы

на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. ≪Останкино

≫, радио ≪Россия≫, некоторые центральные газеты, чьей аудиторией

в той или иной мере является вся страна, можно отнести

к макрофакторам. Стремительное ≪размножение≫ местных студий

кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий

и газет, ≪приход≫ видео и компьютеров в семью и т. п. -

все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.

Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации

позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие

о повышении уровня избирательного потребления информации.

Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся

сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"