Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме
случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины
на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными
и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена
церкви.
10)СМК и информации как институт социализации.
§ 5. Другие институты социализации,
их характеристика
Еще одним исторически сложившимся специфическим социальным
институтом являются средства массовой коммуникации
или информации (СМИ). С их помощью происходит передача информации,
формируется мировоззрение большой разнородной,
анонимной аудитории в соответствии с установками определенной
общественно-политической системы, регулируется общественное
мнение.
Массовая коммуникация (от англ. communication — массовое сообщение)
— это систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звуко-, видеозапись)
с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания
воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовая коммуникация — это опосредованное общение, т.е.
такая его форма, при которой почти отсутствует личный контакт,
непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная
обратная связь, но при этом сохраняются такие элементы лично- ч
го общения, как сопереживание, сочувствие (Куницина В.Н. и!
др., 2002).
СМИ объединяют все современные каналы доведения информации
до широкой общественности (пресса, телевидение, радио,
кино, компьютер). Они в кратчайшие сроки тиражируют, распространяют
информацию любого рода — пропагандистскую, просветительскую,
развлекательную. Сегодня в мире практически нет
людей, которые находились бы вне сферы их влияния.
Телевидение, пресса, радио оказывают мощное воздействие на
обыденное массовое сознание. Стандартизованные, произведенные
массовым способом факты в конечном счете неизбежно приведут
к всемирной интеграции, всемирной идентичности, когда
каждый житель планеты будет воспринимать себя и свою жизнь
как неразрывную часть планетарной системы, в результате чего
появится глобальная взаимозависимость, все станут мыслить в
рамках одних и тех же глобальных категорий.
Потенциалы средств массовой коммуникации в формировании
социальных ориентиров населения велики. С помощью методов
воздействия на инстинктивно-эмоциональную сторону психики
человека, например через метод создания событий, разрушается
наличный стереотип людей и создается новый. Для этого используются
также такие приемы и способы воздействия на массовое
сознание, как: принципы ≪наклеивания ярлыков≫; подрыв авторитета
через падение личности или идеи оскорбительной кличкой;
принцип ≪рекомендаций≫; включения в круг общественных,
государственных деятелей популярных актеров, певцов, спортсменов,
которые своим авторитетом призваны убедить в ценности
предлагаемой идеи; принцип ≪переноса≫ качеств известного объекта
на качества малоизвестного объекта; принцип ≪простых людей≫
для идентификации интересов информатора, передаваемой им информации
с интересами большинства населения страны; принцип
≪подтасовки карт≫ — фальсификации действительности; принцип
≪общего вагона≫ —стимулирование определенной реакции
путем внушения о ее общепринятости (≪все так думают≫, ≪все так
поступают≫) и др.
Таким образом, можно говорить о том, что через средства массовой
коммуникации возможны разного рода манипуляции с человеком,
массовым сознанием людей, которые сказываются на
результатах их социализации. В условиях перехода от одного уклада
184
жизни к другому, неопределенности ценностных ориентиров общества
такая деятельность СМИ может приводить к напряженности,
росту конфликтов, увеличению девиантных форм поведения.
Влияние средств массовой коммуникации на стихийную социализацию
человека, по мнению А. В.Мудрика (2002), определяется
несколькими обстоятельствами: во-первых, тем, что они выполняют
рекреативную роль, заполняя свободное время людей;
во-вторых, играют релаксационную роль, становятся своеобразной
компенсацией дефицитов межличностных контактов, отвлечением
при возникновении осложнений в общении с окружающими;
в-третьих, тем, что они представляют собой систему неформального
образования, просвещения различных слоев населения;
в-четвертых, СМИ влияют на социальные нормы, формируют
ценностные ориентации людей, т. е. выполняют ценностно-
ориентирующую функцию; в-пятых, становятся ареной для самореализации
человека, создают условия для развития, обогащения
представлений, словарного запаса, расширения кругозора.
Рассматривая социально-педагогические возможности СМИ,
Л.В.Мардахаев (2002) выделяет такие их основные функции:
функция общественно-политического воздействия — решение
определенных политических задач;
функция воспитания — формирование идеологии, духовных ценностей,
патриотизма и пр.
информационная (от лат information — разъяснение) функция —
осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и
хранение информации;
функция обучения и просвещения — передача определенных знаний
профессионально-
кругозора;
художественно-репродуктивная функция — трансформирование
произведений искусства, сохранившего свои существенные социокультурные
признаки;
художественно-продуктивная функция — распространение произведений
особой разновидности искусства, включающей рекламу,
телешоу, радиодраму, телефильмы и прочее, при этом информация
доставляется на дом в оригинале;
функция развлечения — заполнение досуга приятным отдыхом,
развлечением (юмор, музыка, кино и т.д.).
Следовательно, становясь все более массовыми, СМИ все активнее
влияют на жизнь человека, его интересы и предпочтения,
на формирующуюся у него картину мира и при этом все меньше
контролируются воспитателями.
Для более осмысленного и планомерного использования потенциалов
СМИ в деле социализации, развития позитивной духовно-
нравственной ориентации необходимо в ходе социального
воспитания готовить человека к взаимодействию со СМИ, к критическому восприятию той информации, которая ими трансли
руется. Эта функция возлагается на медиаобразование — направле
ние в педагогике, которое призвано не только изучать закономер
ности воздействия СМИ на массовое сознание, сознание отдель
ного человека, но и готовить новое поколение к жизни в современном
информационном пространстве, к восприятию различной
информации, ее пониманию, интерпретации.
Другим институтом социализации подрастающих поколени
являются детские и юношеские общественные объединения и орга
низации, в рамках которых ребенок приобретает опыт жизнедеятельности
в сообществе на основе демократических норм.
Под детским общественным объединением понимается общественное
формирование, в котором самостоятельно или вместе
со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние
граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные
потребности и интересы (Титова Е.В., 1996).
Такое объединение создается по инициативе и на основе свободного
волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным
структурным подразделением государственного учреждения,
осуществляет социально-творческую деятельность; не
ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между
членами объединения. Таким образом, детское общественное
объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых,
которые взаимодействуют с ними.
Детское общественное объединение призвано решать такие задачи,
как включение детей и подростков в социальную жизнь на
посильном для них уровне; адаптация к социальной среде, удовлетворение
их социальных потребностей; разумная организация
досуга; создание условий для самовоспитания, самообразования, I
самореализации, проявления своей гражданской позиции (Кир-1
пичник А.Г., 1998).
Детские организации — это особые социальные группы детей и |
взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющих
четкую организационную структуру, способствующие личностной
ориентации ребенка (Литвак Р.А., 1995). Они ориентированы на
то, чтобы формировать у детей, подростков культуру демократических
отношений, защищать их права и интересы в школе и обществе;
готовить к новым социальным и экономическим отношениям,
развивать индивидуальные способности личности, решать'
проблемы организации досуга.
А. В.Волохов и М. И. Рожков (1996) выделяют следующие особенности
социализации личности ребенка в детской организации.
1. Относительная независимость от государственных социальных
институтов позволяет прогностически ориентировать детей на характер
их социальных отношений в будущем.
186
2. Добровольный характер
позволяет осуществлять социализацию с учетом их интересов
и потребностей, опираясь на индивидуальные качества
личности.
3. Усвоение социального опыта в них может осуществляться
детьми избирательно, с учетом отношений к оценкам взрослых,
опосредованных их отношением к этим взрослым. Эти авторы
формулируют также основополагающие принципы социализации
детей в подобных организациях:
а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных
ценностей в организации жизнедеятельности детей;
б) принципы самореализации детей в детской организации;
в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально
значимые отношения;
г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского
самоуправления.
Таким образом, включение ребенка в различные социальные
отношения, в созидательную деятельность, в коллективное взаимодействие
способствует социальному воспитанию и социализации
личности.
В соответствии с этим социализация личности в детском общественном
объединении, организации предполагает следующие
компоненты: познавательный, который предусматривает освоение
подростком социальных норм, приобретение доступных возрасту
необходимых знаний о социальной реальности и характере
социальных отношений; ценностно-ориентационный, который
обеспечивает регуляцию поведения личности с позиции определенных
социальных норм, оценку собственного поведения, понимание
социального смысла совместной деятельности; деятель-
ностный, базирующийся на личной активности, субъективной
позиции.
Выделяются воспитательно-социализирующие функции детских
объединений и организаций:
развивающая — обеспечение гражданского, нравственного становления
личности ребенка, развития его умений взаимодействовать
с людьми, выдвигать и достигать общественно значимые цели;
ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей
и подростков в системе социальных, нравственных и политических
ценностей;
компенсаторная — создание условий для реализации потребностей,
интересов, актуализации возможностей ребенка, для устранения
дефицита общения и соучастия (Иващенко Г. М., Кульпе-
динова М.Е., 1998).
Таким образом, детские общественные объединения и организации
являются специфическим институтом социализации детей,
подростков, молодежи, который создает условия для усвоенияими комплекса социальных знаний, умений, навыков, необходимых
для личностного и социального самоопределения и реализации
потребностей в самореализации, самовыражении, самоутверждении,
самосознании.
S 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства
(печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети),
О развитии средств
коммуникации
с помощью которых осуществляется распространение
информации (знаний, духовных ценностей,
моральных и правовых норм и т.п.)
на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации
- устной речью, музыкой, живописью и письменностью.
59
щих аудиторию того или иного конкретного средства массовой
коммуникации - читателей одной газеты, слушателей определенной
радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей
тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к
какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет
однозначного ответа.
Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы
на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. ≪Останкино
≫, радио ≪Россия≫, некоторые центральные газеты, чьей аудиторией
в той или иной мере является вся страна, можно отнести
к макрофакторам. Стремительное ≪размножение≫ местных студий
кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий
и газет, ≪приход≫ видео и компьютеров в семью и т. п. -
все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.
Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации
позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие
о повышении уровня избирательного потребления информации.
Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся
сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную