Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

4. Принцип центрации  социального воспитания на развитии личности.

Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации , общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам

5. Принцип ориентации  на социально-ценностные отношения.

Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической  направленности воспитания

7.Принцип коллективности социального воспитания.

Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа , дает детям опыт жизни в обществе , опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности  социального воспитания

 

15) Факторы  социализации и их типология.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков,

юношей с огромным количеством разнообразных условий, более

или менее активно влияющих на их развитие.

Эти действующие на человека условия принято

называть факторами. Фактически не все

они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех

факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны:

об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -

совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы

социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос,

планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы

факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество,

государство, которые влияют на социализацию всех живущих

в определенных странах (это влияние опосредствованно

двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия

социализации больших групп людей, выделяемых: по местности

и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город,

поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой

коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности

к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно

через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся

факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей,

которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг,

соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные

общественные, государственные, религиозные, частные и

контрсоциальные организации, микросоциум.

МЕГА___Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей

на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древности.

И хотя по сей день большая часть представителей

естественных наук скептически относятся

к идее о зависимости человеческой жизни от космических

влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные

учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в

космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого общества

и отдельного человека.

Так, в первой трети XX в. выдающиеся русские ученые психиатр

В. М. Бехтерев, геофизик П. П.Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский

отмечали зависимость отношений в социальной среде от количества

притекающей к нам мировой энергии и предполагали,

что ≪изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими

и космическими должно... дать возможность научного

обоснования изучения законов человеческого общества≫ (П.П.Лазарев).

А.Л.Чижевский выявил, что эпохи концентраций исторических

событий (таких, как открытие Америки, революции в Англии,

Франции и России и др.) совпадают с эпохами максимумов

солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и

в жизни выдающихся исторических деятелей.

Представляется вполне вероятным, что накопление новых знаний

позволит содержательно охарактеризовать космос как ме-

гафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе

выявятся зависимости характера и жизненного пути человека

от неких космических влияний, что может стать одной из

естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.__

МАКРО----Страна - феномен географически-культурный. Это территория,

выделяемая по географическому положению, природным условиям,

имеющая определенные границы. Она обладает государственным

суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться

под властью другой страны (т. е. быть колонией или подопечной

территорией). На территории одной страны могут существовать

несколько государств (вспомним разделенные Германию и Вьетнам,

Китай и Корею).

Природно-климатические условия тех или иных стран различны

и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и

их жизнедеятельность. Географические и климатические условия

принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению

существующих трудностей либо облегчают труд, а также

хозяйственное развитие страны (Я. Щепаньский).

Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от климата

того места, где они живут, более или менее воинственны, более

или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию,

к наукам или искусствам. Это суждение небеспочвенно, хотя не

следует преувеличивать влияние климата на поведение человека.

Географические условия и климат страны влияют на рождаемость

и плотность населения. Так, два острова имеют практически

одинаковую площадь - Куба и Исландия. Но географическое

расположение и климат во многом обусловили то, что население

Кубы в двадцать раз больше, чем Исландии. И это несмотря на

то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению

с кубинцами.

Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья жителей

страны, распространение ряда болезней, наконец - на становление

этнических особенностей ее жителей.

В качестве иллюстрации последнего обратимся к характеристике

природно-климатических условий России и их роли в становлении

особенностей ее жителей, данной выдающимся русским

историком Василием Осиповичем Ключевским:

≪Верхнее Поволжье, составляющее центральную область Великороссии...

отличается заметными физическими особенностями... обилие лесов и болот,

преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих

в разных направлениях. Эти особенности и положили глубокий отпеча-

34

ток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер

великоросса... своенравна... природа Великороссии. Она часто смеется над

самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы

обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам,

расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни

на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу

природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть

в удачу и есть великорусский авось...

...Природа отпускает ему мало  удобного времени для земледельческого

труда, и... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным,

нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить,

усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору

убраться с, поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс

приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал

работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение

вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен

к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить

великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к

ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии...

Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и

прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса,

на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили

его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше

оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными

метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской

слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился

больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение

подводить итоги за счет искусства составлять сметы. Это умение и есть то,

что мы называем задним умом≫.

Следует, однако, иметь в виду, что выводы В. О. Ключевского

не проверялись строго научными исследованиями (да и не могли

быть проверены). Поэтому они интересны как размышления крупного

историка, иллюстрирующие, но не доказывающие, влияние

природных условий на психический склад представителей русского

этноса.

Таким образом, природно-климатические условия первоначально

определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить

об однозначной и однонаправленной зависимости между

географической средой и социально-экономическими процессами,

культурным развитием страны, а тем более социализацией человека.

Природно-географические условия - это всего лишь своеобразные

≪рамки≫ процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной

роли, они в совокупности с другими факторами определяют

некоторые его специфические особенности. То, как объективные

условия страны влияют на социализацию человека, во

многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей

жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.__

МЕЗО___Сельские поселения

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей

в города, более четверти населения нашей страны живет в сель-ской местности (что много больше, чем в

развитых странах). заны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда

ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городеусловиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности

жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью

и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах

(так, работа на приусадебных  участках, в саду, огороде занимает

буквально полжизни селян -в среднем 181 день в году); набор занятий

в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе

сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской

общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его

социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны

тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные

черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороплив,

сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не

всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее,

как социальная ценность.

Для села характерна ≪открытость≫ общения. Отсутствие больших

социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность

реальных и возможных контактов делают общение

селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни.

Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная

глубина и интенсивность общения с различными партнерами

редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем

всеохватнее общение ее жителей.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее

существенные различия в зависимости от ≪индивидуальных≫ особенностей

деревни. Одно дело - небольшая деревня, типичная для

российского Севера или Нечерноземья, другое - станица, большое

село Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как наличие

или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта и т. д., а также

близость к городу - большому или малому, наличие хороших

дорог и транспортных маршрутов.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию

детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно),__ т.е. практически малореально отследить их

влияние в процессе стихийной, относительно

направляемой и относительно социально-контретируемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень

силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей

немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все

знают всех и про всех, анонимное существование человека практически

невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом

для оценки со стороны окружения.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях

определяется специфической социально-психологической атмосферой.

Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

По мнению исследователя современной деревни В.Г.Виноградско-

го, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает

комбинацию совести и бессовестности, ≪лихое воровство≫ и ≪угрюмую

бережливость и даже скряжничество≫, ≪тотальное двоедушие≫.

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной

интегрированное™ в сельскую жизнь, влияет на воспитание

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"