Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации
(монашеские братства, Армия спасения, женские союзы
и др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным,
больным, бездомным, сиротам и другим категориям обездоленного
и социально незащищенного населения.
Приблизительно к 20-м гг. XX столетия в ряде стран оформляется
государственная система социальной работы, которая первоначально
реализовалась в таких сферах, как семейное, детское благополучие;
психиатрическая, медицинская, школьная социальная
работа. Позднее добавились сферы профессиональной, промышленной,
геронтологической, сельской, полицейской, судебной, социальной
работы и др.
Так, социальная работа в сфере семейного благополучия включает
в себя консультирование по брачным отношениям, подготовку
родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых
вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства.
Школьная социальная работа предполагает адаптацию в условиях
школы, а также координацию усилий школы, семьи и общины
(у нас - общественности или
преодоление социальной изолированности, агрессивного поведения,
недисциплинированности детей и др.
Сельская социальная работа ориентирована на проблемы, связанные
с малонаселенностью сельской местности, ограниченностью
социальных контактов и социальной инфраструктуры, низкими
образовательными и рекреативными (досуговыми) возможностями
и пр.
Социальная работа требует соответствующего образования, специфических
знаний, умений и навыков. Профессионалов в области
социальной работы готовят в специальных высших учебных заведениях,
которых только в Европе насчитывается более четырехсот,
а также на отделениях университетов и других высших учебных
заведений.
1 Использованы материалы Т.Ф.Яркиной.
193
Социальная педагогика
и социальная
работа'
В России специальности ≪социальный педагог≫ и ≪социальный
работник≫ были законодательно введены лишь в 1991 г., на профессиональную
подготовку были ориентированы некоторые педагогические,
медицинские, технические вузы, институты культуры и физкультуры.
Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны
между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником,
однако далеко не все социальные работники являются педагогами.
Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми,
вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории
социальных работников в идеале должны иметь определенный
уровень социально-педагогической подготовки.
Активизация социальной работы в нашей стране послужила
сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. Для русской
культурно-педагогической традиции всегда было характерно
стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и
воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок,
теоретических разработок и глубинного осмысления процессов
и явлений. К сожалению, это стремление далеко не всегда реа-
лизовывалось, а будучи реализованным, оставалось ≪вещью в себе
≫, никак или почти никак не влияя на социальную педагогику.
В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики
способствует социальному развитию социальной работы, превращению
ее в высокопрофессиональную социально-педагогическую
деятельность, способную внести свой вклад в интеграцию воспитательных
сил общества в целях повышения культурного уровня.
Существуют различные определения социальной педагогики.
≪Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая
воспитательный процесс во всех
возрастных группах≫ (Х.Мискес, Германия).
≪Смысл социальной педагогики - помощьмолодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии
негативным отклонениям от норм поведения≫ (Е. Мол-
ленхауер, Германия).
≪Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях
социальной среды≫ (В. Д. Семенов, Россия).
Предложенные в настоящем учебнике понимание воспитания
как части социализации и выделение в социальной практике социального
воспитания как одного из пяти видов воспитания (наряду
с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным)
позволяют дать иное определение социальной педагогики и ее
предмета.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
Объект- человек нуждающийся в соц пед помощи.
Предмет- соц-пед процесс определяющий принципы, формы, методы, исследования практической деятельности(воспитание, коррекция, реабилитация) и условия его реализации.
В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная педагогика
изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется
фактически на протяжении всей
его жизни.
Определить место и роль социального воспитания
в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами,
как развитие и социализация (здесь это наметим ≪пунктиром
≫, а подробнее рассмотрим в следующих разделах).
Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих)
задатков, свойств человека.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей
среды в самом общем виде можно определить как процесс
и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства
культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и
самореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия
человека с обществом и стихийного влияния на него различных,
порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе
влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или
иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания
условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития,
самовоспитания человека. Таким образом, можно считать,
что развитие - общий процесс становления человека; социализация
- развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.
Воспитание же можно рассматривать как относительно социально
контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации
(определение понятия воспитани
Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело
с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной
педагогики.
Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом
случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием;
оно - объект конфессиональной педагогики.
Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых
для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с
социальным, или общественным, воспитанием, которое и является
объектом изучения социальной педагогики.
олитических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы
имеем дело с диссоциалъным, или контрсоциальным, воспитанием.
Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфессиональное)
лишь составная часть процесса социализации, постольку
социальная педагогика изучает его в контексте социализации,
т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства
прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах
планеты, страны и места его проживания (региона, города,
села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании
средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими
людьми и некоторые другие факторы.
§ 1. Понятие ≪социальный институт≫,
его характеристика
Многозначное понятие ≪институт≫ широко используется как в
научной литературе, так и в обыденной жизни.
Институт (от лат. institutum — установление, учреждение) —
это в первую очередь высшее учебное заведение: политехнический,
юридический, педагогический, медицинский, энергетический
институты. Институтом называют и научно-исследовательское
учреждение: НИИ семьи и детства, НИИ метрологии и стандарта
и т. д.
К категории ≪институт≫ относят организационно-методические
и учебные центры системы повышения квалификации специалистов:
институты усовершенствования учителей, врачей и т. п.
В дореволюционной России институтами назывались закрытые
учебно-воспитательные учреждения для детей дворян. В частности,
в XIX в. получают распространение женские институты, которые
находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии
Федоровны. Самым аристократическим из них был Смольный институт
благородных девиц. К середине XIX в. в России существовало
около 30 институтов — в Астрахани, Иркутске, Казани, Киеве,
Оренбурге, Саратове, Тамбове и других городах.
Понятие ≪институт≫ включает в себя также группу людей, выполняющих
определенные функции. В этом случае можно говорить
об институте классных руководителей, наставников, уполномоченных
по защите прав несовершеннолетних, социальных
педагогов- В социологии оно широко используется для обозначения
комплекса формальных и неформальных правил, принципов,
норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой
деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Это
понятие с читается одной из базисных дефиниций, выражающих
саму сущность упорядоченной социальной жизни.
Деятельность каждого института определяют специфические
нормы, за крепленные в регламентирующих документах.
В социальном институте сложным образом переплетаются экономические,
политические, нравственные, правовые и иные отношения,
благодаря чему обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм
социального поведения, осуществляется социализация человека.
Социальный институт по-разному характеризуется в многочисленных
источниках. В одном случае это — совокупность социальных
ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения конкретной
социальной потребности. В другом — комплекс устойчивых принципов,
установок, регулирующих определенную сферу человеческой
деятельности (например, наука, право, государство, семья,
система образования и т.д.). В-третьем — форма организации, регулирования,
упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения
людей, та или иная форма общественного устройства.
Интеграция индивидов в целостное социальное объединение —
группу, общность или общество — предполагает не только заинтересованность
людей в создании такого рода связей, но и наличие
возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой
всеми ценностно-нормативной системы и др.). Это способствует
организации союзов на базе общих платформ для реализации многообразных
социальных потребностей людей. Таким же образом
создаются институты брака и семьи, общественные объединения,
политические партии, институты правопорядка и социального контроля.
Распад некоторых социальных институтов может угрожать самой
жизни людей (например, при отсутствии институтов правопорядка
или их неэффективной деятельности), поэтому общественность
заинтересована в стабильности и эффективном функционировании
институтов. Социальные институты через распределение
функциональных обязанностей между людьми, группами, общностями
обеспечивают жизнеспособность социальной системы.
Внутри социальной системы, т.е. общества, социальные институты
выполняют две важнейшие функции.
1. Способствуют социализации и интеграции новых поколений
в общество, т. е. создают необходимую для развития социальной
системы преемственность.
2. Обеспечивают необходимый для каждой социальной системы
уровень социального контроля за деятельностью и направленностью
поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и
поддерживают упорядоченность общественных отношений.
Следовательно, социальные институты вносят позитивный
вклад в закрепление и воспроизводство тех или иных особо важных
для общества социальных отношений.
Существуют различные концепции социальных институтов.
В частности А.Миллер (1970) классифицирует понятие ≪социальный
институт≫ по четырем основаниям.
1. Социальный институт
определенные, важные для общего дела, социальные
функции.
166
2. Термин ≪институт≫
организационных функций, выполняемых членами группы
от имени всей группы.
3. Институтами называют