Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями
обсуждаются на родительских конференциях и педагогических
советах.
В школе, где нет освобожденного социального педагога, пересмотрены
обязанности всех ее работников.
Так, администрация школы кроме решения традиционных вопросов
руководства педагогическим коллективом и осуществления
Закона ≪О всеобщем образовании≫ организует воспитательную
работу во внеучебное время, работу родительского комитета
с семьями, где есть трудные дети.
Заместитель директора по воспитательной работе налаживает
связь школы с внешкольными детскими учреждениями, различными
просветительскими организациями, инспекцией по делам
несовершеннолетних.
Заместитель директора по учебной работе организует работу
кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей с
учениками, консультации для учеников по месту жительства, работу
педагогов с трудными детьми и детьми, которые нуждаются
в особом педагогическом внимании.
Учителя начальных классов и классные руководители, изучив семьи
учеников микрорайона, выделяют тех ребят, которые нуждаются__в социальной помощи, помогают семье в воспитании трудных
детей.
Учителя-предметники, определив способности, уровень обученное
™ и наклонности детей, организуют различные кружки и секции,
готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их проведению
родителей и бывших учеников школы, приглашают в
школу интересных людей.
9) Религия как институт социализации
§ 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Религия как один из социальных институтов традиционно играла
большую роль в жизни различных обществ. В социализации че-
Социализирующие
функции религиозных
организаций
ловека религия и религиозные организации
(общности верующих при
были важнейшим - после семьи - фактором.
В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от
влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и
в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-
первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости
от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран
ее влияние стало опять расти.
Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены
все четыре великие мировые религии - христианство, мусульманство,
буддизм, иудаизм - и многие их разновидности (всего
более шестидесяти вероисповеданий различного направления).
Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают
на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того,
различные конфессии ведут активную работу по привлечению в
свои ряды новых верующих.
Социализация в религиозных организациях осуществляется под
воздействием практически всех механизмов социализации. Другое
дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та
101
(вероисповедания).
Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями;
верующими агентами социализации (родителями, родственниками,
знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами кон-
102
Религиозное
воспитание
мировоззрение, мироощущение, нормы отношений
и поведения, соответствующие вероучи-
тельным принципам определенной конфессии
или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны.
Так, в приходах русской православной церкви ведущими
механизмами можно считать традиционный и институциональный.
В ряде сектантских организаций - институциональный и стилизованный,
а в организациях ряда восточных конфессий - институциональный
и рефлексивный.
В процессе социализации верующих религиозные организации
реализуют ряд функций.
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций
проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся
сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога,
бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным
ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых
действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных
формах религиозного просвещения.
Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации
культивируют среди своих членов поведение, соответствующее
религиозным нормам. Это осуществляется в процессе
коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций,
а также через различные формы контроля (в одних
конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием
жизни верующих религиозным нормам.
Коммуникативная функция реализуется в создании условий для
общения верующих, в определенных формах его организации, а
также в культивировании норм общения, соответствующих веро-
учительным принципам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных организаций реализуется в
многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности
как в рамках самих организаций, так и за их
пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический
опыт.
Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации
духовного мира верующих, в помощи им в осознании
своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
И наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание
человека.
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам
целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются)
фессиональных учебных заведений (как основных - средних школ,
колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, кружков
и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных
заведениях; различными объединениями, в том числе детскими
и юношескими, действующими при религиозных организациях или
под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций
(например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися
под контролем религиозных организаций; культурным
наследием (литературой, искусством, философией и пр.).
В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения
мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. наделения
явлений окружающей действительности и личностного начала
человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным
мирским процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный
и мистический (Т. В. Склярова).
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента
- информационный, нравственный и деятеЛьностный, содержание
которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии
информационный компонент - это тот объем знаний,
который воспитуемые получают по истории церкви, богословию,
догматике, священной истории; нравственный - научение воспи-
туемых преломлению собственного опыта через требования христианской
морали; деятельностный - участие в богослужениях,
церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно
охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется.
Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный,
имеет специфику в различных конфессиях. Например, мистический
уровень православного воспитания определяют следующие
моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя
молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе религиозного воспитания используются различные
формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам
формам социального воспитания (урочная система, семинары,
лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные
мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.),
но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим
для религиозного воспитания содержанием.
Многообразны средства религиозного воспитания, которые
определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских
конфессиях таковыми являются: церковное богослужение,
приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения
с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения
и побуждающая к соответствующему поведению; молитва,
помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости
наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать
плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья -
наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм
отношений и поведения.
В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих
формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-
нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль
жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме.
§ 4. Религия как институт социализации
Религия как один из социальных институтов традиционно играла
большую роль в жизни различных обществ, была важнейшим
после семьи фактором социализации человека. Несмотря на
секуляризацию, и до сего времени ее роль в жизни сообщества
довольно велика.
Религия — это система верований и ритуалов, с помощью которых
группа людей объясняет происходящее и реагирует на то,
что находит сверхъестественным и священным.
Представление о мире, которое дает религия, проявляется в
человеческом сознании в иллюзиях о существовании сверхчеловеческих
принципов, правящих природой и обществом. Религия рассматривается
как комплексная форма сознания, которая наряду с
180
шшш^яшшшшяшя
нормативными элементами (правилами поведения), аналогичными
морали, содержит совокупность определенных представлений
о природе, обществе, а также выражает эти представления в форме
определенных образов. Из этого следует, что каждая религия
содержит две внутренние составляющие: субъективную, которая
дает представления о невиданном, но могущественном (мифология),
и внешнюю, которая формирует практическое отношение к
сверхъестественным силам, культ умилостивления их.
Структура любой религии включает в себя пять элементов, которые
обеспечивают определенное влияние на особенности восприятия
человеком окружающей действительности и самого себя,
сказываются на характере и формах его взаимодействия с другими
людьми, с государством и обществом. Первый элемент заключается
в мысли о ≪сверхъестественном существе≫; в т о р о й — в чувстве благоговения к этому существу; т р е т и й —это религиозные
символы, посредством которых религиозный человек устанавливает
контакт с этим существом; четвертый —ритуалы,
т.е. особые религиозные действия (молитвы, жертвоприношения,
освящение и пр.), посредством которых верующий обращается к
божеству; пятый —существование религиозной организации и
ее служителей, с помощью которых человек устанавливает связи с
Богом.
Социализация в религиозных организациях осуществляется под
воздействием всех ее механизмов: традиционного, межличностного,
рефлексивного, стилизованного. Однако соотношение этих
механизмов и сила влияния каждого из них зависит от конфессии.
В процессе социализации человека, как отмечает А. В. Мудрик,
религиозные организации реализуют ряд функций: во-первых,
ценностно-ориентационную, которая проявляется в позитивном
отношении к определенным нормам, системе факторов духовного
взрастания (таинства, молитва, пост, духовная среда, духовное
чтение и т.д.), основам жизни христианина; во-вторых, регулятивную,
которая проявляется в том, что верующие руководствуются
определенными нормами поведения в своей жизнедеятельности
1. Например, Н.Е. Пестов приводит 10 положений, следуя
которым можно воспитать в детях прочное послушание (см.
Документы и материалы к главе 5); в-третьих, коммуникативную,
которая находит свое выражение в создании условий для общения
верующих, в культивировании норм этого общения, в преодолении
замкнутости, одиночества человека; в-четвертых, милосердную,
которая реализуется в разных формах понимания проблем
других людей, в сочувствии, поддержке человека, оказав-шегося в трудной жизненной ситуации, перед лицом ответственного
выбора, в помощи тем, кто в ней нуждается; в-пятых, утешительную
(компенсаторную), позволяющую верующим найти
смысл в жизни в ситуации кризиса, потерь родных и близких, в
осознании ими сути своих проблем и нахождении путей их решения,
в защите от мирских потрясений и неприятностей; в-шестых,
воспитательную.
Социализация осуществляется в процессе религиозного вое
питания верующих, в ходе которого внушаются (индоктриниру
ются) соответствующие определенной конфессии мироощущение
нормы отношений и правила поведения.
В частности, православное воспитание базируется на следую
щих принципах:
- принцип ненасилия, которое укладывается в заповедь ≪Не совершай
насилие над душой, не угашай духа!≫;
- принцип своевременности, что означает: ≪Слова и дела Божий
открываются людям по мере их способности воспринять их.
Учение Христа не теория, а Благая весть. Педагогическое воздей
ствие питается Евангельским духом, тяготеет не к заданной априори
системе, а к системе реактивной, реагирующей на духовно
состояние и уровень детей≫1;
- принцип единства влияний как дополнение, как понимание
того, что не всегда возможно уберечь человека от нежелательных