Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
влияний, но неприменно можно их учитывать и, по возможности,
смягчать, исправлять;
- принцип личностности, т. е. неподавление личностного начала
в человеке, непрепятствование на личностном его пути к Богу;
- принцип антропологичности как уважение к человеку, к его
достоинству; сочетание интуитивного чувствования с церковным,
святоотеческим и научным знанием верующего; как умение понимать,
что происходит в нем и с ним;
- принцип неусыпного бдения и трезвения как неустанного внимания,
непрерывности воспитания, постоянного участия в жизни
ребенка;
- принцип ответственности, который требует от воспитателей
осознанности собственных действий, ненавязывания ученикам
своих идеалов, образов и мечтаний, так как человек свободен
и имеет право на собственный путь к Богу;
- принцип любви, т.е. способность и готовность видеть человека
в будущем, ощущать образ ≪грядущего во имя Господне≫, питать
чувства, поддерживать способность к состраданию и милосердию;
- принцип смирения — понимания, что истинным детоводите-
лем является Господь, мы же не должны мешать Его действию.
1 Сурова Л. В. Православная школа сегодня. — М., 1996. — С. 18.
182
Главным средством православного воспитания считается слово,
методом — диалог-призывание, диалог-свидетельство, путем
— перевод высоких понятий христианского откровения на
язык, доступный современникам1.
Основой религиозной социализации является процесс глубинного
воспитания, результатом которого становится духовный опыт
личности, обретение внутренней системы ценностей, приверженность
и любовь к истине.
Религиозное воспитание сегодня осуществляется не только в
семье верующих, но и в воскресной школе, которая имеет свои
отличительные черты. Главная из них состоит в том, что это школа
для всех: для дошкольников, подростков, молодежи и людей
зрелого возраста.
Кроме того, воскресная школа призвана решать три педагогические
задачи: а) подвести человека к осмыслению понятий (Бог,
мироздание, жизнь), показать за видимым миром невидимое Божественное;
б) познакомить человека с его назначением, его истинным
призванием, научить делать добрые дела; в) подготовить
к таинствам молитвенной жизни, к осмыслению опыта общения
с Богом.
Религиозное воспитание осуществляется различными агентами
социализации: священнослужителями, верующими, преподавателями
конфессиональных учебных заведений, детскими и юношескими
объединениями, действующими при религиозных организациях
или под их патронажем (скауты), средствами массовой
коммуникации.
Таким образом, относительно социально контролируемая религиозная
социализация происходит в процессе религиозного воспитания
в семье, воскресной школе или конфессиональном учебном
заведении.
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ
...Трудно переоценить роль
из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять
на формирование социально-нравственных правовых норм; по
отношению к обществу религия выполняет большое количество
функций. Вот некоторые из них.
204
Моральная {ценностная, аксеологическая) функция. Религия обла
дает определенным набором моральных принципов, являющихся
частью ее религиозного откровения. Через своих последователей ре
лигия распространяет свои моральные ценности на общество, в ко
тором она существует. Значение этой функции очень велико — прак
тически все моральные правила современности имеют религио инк-
основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление
ведет к эрозии моральных принципов общества (явление, наблюла
емое сейчас как в России, так и в постхристианской Европе).
Духовная функция. Религиозное учение жизнеспособно лишь в
случае, если оно отвечает духовным запросам как общества в це
лом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные вопросы,
с философской точки зрения, всегда одни и те же. Напримср,
это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое поколение
задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна
постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный
ей язык. В случае если интерпретация неуспешна, то
поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы и
другой религии или мировоззрении. Это произошло перед Октябрьским
переворотом 1917 года, когда номинально 95 % населения
считалось православными, но практически большая часть отошла
от христианства ввиду того, что церковь не смогла восполнить их
духовные запросы. Протестантские общины, с другой стороны,
всегда отличались большей приспосабливаемостью к языку современности,
чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.
Гносеологическая функция. Эта функция религии заключается в
том, что она предлагает своим последователям хорошо разработанную
систему знаний и представлений о мире. Система знаний,
представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой
системе или прямо ей противоречить.
Политическая функция. Религия как социальный институт обладает
определенным политическим весом. Разумеется, чем больше
последователей у определенной религии, тем большим политическим
влиянием она обладает. Так, на западе лоббирование
церковью или объединением ряда законопроектов является общепринятым
явлением. Именно таким образом благодаря церковной
и политической активности баптистского пастора Мартина
Лютера Кинга-младшего в 1960-х годах в США был принят закон,
запрещающий сегрегацию. В современной России политическая
функция церкви проявляется в ее периодических попытках
установления политического согласия, лоббирования ряда законов,
консолидации политиков вокруг себя. Несмотря на утверждения
Православных Иерархов о том, что ≪церковь вне политики
≫, ее политическая активность в последнее время все больше
увеличивается. Это может быть положительным фактором при лоббировании
ряда социально значимых законопроектов.__ Экономическая функция. Как и политическая функция, экономическая
зависит от числа последователей данной религии и ее
исторического значения. В настоящее время русская православная
церковь обладает большим количеством зданий и земель. Как институт
церковь является важным потребителем общественного продукта
и в ряде случаев — его производителем.
Историческая функция. Религия является своеобразным хранилищем
как своей собственной истории, так и истории страны, в
которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как
путем накопления и обобщения исторической информации, так
и путем формирования системы культа, традиций и обрядов, которые
тоже выполняют функцию передачи исторической информации.
Эта функция особенно сильно выражена у христианских
конфессий, опирающихся на национальную идею (например, у
Русского Православия). Таким образом, история церкви становится
неотделимой от истории государства. Это дает национальной
религии особую, узаконенную роль в государстве, а государству
— поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает
связь поколений, и общество тем самым получает инструмент
стабилизации.
По сути, все виды институализированной религии выполняют
эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия
является интегральной частью общества и не может существовать
вне социума, а общество в целом развивается в направлении
прагматичного использования религии как социального института
в своих целях.
Но существование религии не ограничивается макроуровнем
(религия как институт
здесь не является исключением) функционируют на мезо-
уровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на
микроуровне (межличностное христианское общение). На мезо-
уровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической,
экономической и исторической функциям общины выполняют
следующие функции по отношению к личности.
Функция социализации. Христианские общины достаточно постоянны
в своем составе (особенно протестантские) и, в зависимости
от их устройства и организации, создают широкие возможности
для социализации личности с единоверцами. Это происходит
не только во время богослужений, но и во время чаепитий,
собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ,
в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая
потребность идентификации личности с подобными
себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только
по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста
(группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих
проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголи-
206
ков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной
христианской заповеди ≪возлюби ближнего своего≫, христианские
общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую
они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались
семья, школа, друзья и коллеги.
Педагогическая функция. В основе христианства — изменение
жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс
формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся
с детства и не заканчивающийся до самой смерти.
В основе своей процесс христианского образования идет по трем
направлениям: когнитивному (передача информации и формирование
определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с
гносеологической функцией религии); моральному (формирование
в характере человека определенных моральных положений и
устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному
(развитие духовного мира
осуществляется как напрямую при соприкосновении
человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных,
родственников.
Психотерапевтическая функция. В переводе с греческого ≪психотерапия
≫ значит исцеление души. Христианская, и особенно
восточная, православная традиция накопила огромный опыт в
процессе диагностики душевного и духовного состояния человека,
помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению,
этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной
психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом
помощи душе человека и во многом превосходит современную
материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности
и бесценности человека. Неслучайно наиболее успешная
во всем мире программа избавления от алкоголизма ≪Анонимные
алкоголики≫ разработана именно на основе христианского
отношения к душе и ее болезням.
Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как
религия и христианские общины как социальные образования
обладают огромным потенциалом для осуществления социально-
педагогической деятельности.
<...> Социально-педагогическая
осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уровень
взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий
с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия
христианской общины с малыми группами внутри общины
или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия
общины или ее представителей с личностью).
На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической
деятельности влияют на становление моральных норм и правил
поведения, являются пропагандистами своих моральных цен-ностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют
законы и действия власть имущих на осуществление социально
приемлемой политики. В настоящее время русская православная
церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы
программы, призванные как пропагандировать прижизненные
ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма),
так и лоббировать соответствующие законодательные
акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление
социально-педагогических программ.
На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по
двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское
направление подразумевает привлечение в общину новых
прихожан. Здесь используются паломнические поездки как
способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения
и пенитенциарных учреждениях, учреждение благотворительных
столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает
целенаправленные программы христианских конфессий на
перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь.
Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные
студии, системы домашних церквей, библейские школы
и кружки. Во всех этих группах используются определенные
методы для достижения объективных изменений в поведении,
системе ценностей и духовном мире группы.
На микроуровне происходит восполнение психологических нужд
члена общины в процессе общения с другими прихожанами и
восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа
Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия
с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву,
общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное
наставничество. Эти действия (за исключением исповеди)