Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной
жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу
региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.
60
СМК как фактор
социализации
общений является не столько отдельный индивид
(хотя и он тоже), сколько сознание и
поведение больших групп людей, составляю-
Затем, нарастая по темпам, происходит процесс ≪размножения≫
средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в
XVII в. - газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный
этап - изобретены радио, телефон, кино, грамзапись.
В XX в. темпы ≪размножения≫ нарастают лавинообразно - широко
распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные
системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая
связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные
средства массовой коммуникации, значительно потеснив
письменные.
Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в
постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая
структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое
предложит каждой семье до 500 каналов и предоставит возможность
взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой.
Это телевидение получило название интерактивного (т. е. телевидение
взаимодействия).
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в
виду, что непосредственным объектом воздействия потока их соВлияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими
обстоятельствами.
СМК выполняют в первую очередь рекреативную
роль, поскольку во многом определяют
досуговое времяпрепровождение людей,
как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется
по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге
с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает
их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она
приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и
юношах. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание
музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение
становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных
контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений
в общении со сверстниками. Нередко ребенок, подросток, юноша,
находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор,
видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества.
Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей,
чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.
Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка
зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового
вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во
вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение
творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей
усваивать знания ≪по посторонним знакам≫, в результате
чего люди будут ≪казаться многознающими, оставаясь в большинстве
невеждами≫ и ≪станут мнимомудрыми вместо мудрых≫.
С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда
связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и
имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кинофильмы
и телепередачи огромные массы людей, которые совсем
необязательно стали бы читателями. Исследования показывают,
что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в
целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер
в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие
ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда
он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет
кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали,
что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор
малообразованных слоев населения.
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений
играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной
стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена
социокультурными ценностями, порождению и реализации новых
форм символического опыта, развитию процессов воображения, ин-
61
ция превращения СМК в сферу самореализации человека. К давно
существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились
передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей
и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно
новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие
человека с определенными интересующими его по тем или иным
62
СМК и самоизменение
человека
так и отрицательный вектор.
Особо следует отметить в связи с этим то,
что в последнее время набирает силу тенден-
и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают
относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим
лишь два аспекта этого влияния.
Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми
всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование
у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики,
идеологии, права и пр.
Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют
собой систему неформального образования, просвещения
различных слоев населения. Как источник информации и просвещения
СМК наиболее интенсивно используют люди более старших
возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные,
противоречивые, несистематизированные сведения по самым
разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV,
радио, конкретные газеты и т.д.), которыми пользуется человек,
создает специфический для него информационный мир. Он существенно
различается даже у жителей одного города. Так, по данным
Л. И.Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг. XX в., в
Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными
источниками, имели весьма различные информационные миры, что
во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентаци-
ях и стиле жизни.
Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием
СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный,
СМК и относительно
направляемая
социализация
(в основном обладающих
экономической властью) на определенное
влияние на население в целом, а также на отдельные
возрастные и социальные слои. Это
тенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных
эффектов. Но с другой стороны, она может привести к ≪синдрому
зависимости≫ от компьютерной сети, способствуя сужению
интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными
играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций
и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский).
СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной
мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп
СМК и социально
контролируемая
социализация
печатные средства массовой коммуникации.
Во второй половине XX столетия стали использовать
возможности кино, и главным образом
телевидения, в процессе обучения.
причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников
и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня
к сети Internet подключены миллионы абонентов - от ученых
до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие
электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной виртуальной
реальности, создается впечатление, что он непосредственно
участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он
главный участник событий. Это создает совершенно новые возможности
для самореализации и самоутверждения, может вести к
тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей.
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация
в течение длительного времени использовало лишь
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед
собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию
со всеми средствами массовой коммуникации. В нынешних же
условиях овладение человеком умением использовать тот познавательный
и иной потенциал, который они несут, приобретает
большое значение. В связи с этим особым аспектом социального
воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику
которого в отечественной науке дал А. В. Шариков.
Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуе-
мыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подготовить
подрастающие поколения к жизни в современных информационных
условиях, к восприятию информации (научить человека
понимать ее - ≪декодировать≫ сообщения, критически оценивать
их качество), осознавать последствия ее воздействия на
психику, овладевать способами общения на основе невербальных
форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаобразование осуществляется как в школе, так и в других
воспитательных организациях, а также в организациях, специально
созданных для этой цели (например, во Франции - ≪Медиа-
форум≫, ≪Активные юные телезрители≫).
В школе медиаобразование осуществляется как в рамках традиционных
предметов (родного языка, изобразительного искусства,
истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью
введения специального предмета. В разных странах он называется
по-разному, но имеет примерно одинаковое содержание. Наиболее
часто в него включаются разделы: ≪Понятие о коммуникации≫,
≪Понятие о знаковых системах и способах представления информации
≫, ≪Массовая коммуникация и ее закономерности≫, ≪Средства
массовой коммуникации и их особенности≫, ≪Реклама≫. В по-
63
следнее время появилась тенденция включать в медиаобразование
обучение компьютерной грамотности.
Создание системы медиаобразования - процесс длительный и
дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют
приступить к решению этой задачи, и в первую очередь - в школе.__
11)Сущность социализации и ее содержание. Характеристика процесса социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.(тетрадь+папка)
12) Специфика
соц-пед сопровождения
13) Различные подходы к выделению этапов социализации. (тетрадь)
В любом обществе социализация человека имеет особенности на
различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно
соотнести с возрастной периодизацией жизни
человека. Существуют различные периодизации,
и приводимая ниже не является общепризнанной.
Она весьма условна (особенно после этапа юности),
но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации
проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года),
раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший
школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет),
старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет),
юношеский (18-23 года) возрасты, молодость (23-30 лет), раннюю
зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст
(55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70
лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости,
т.е. социализация подрастающих поколений.
14) Принципы социального воспитания.
Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, а также подход к нему как субъект-субъектному взаимодействию и определение его как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций позволяет выделить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием организации социального воспитания
1. Принцип природосообразности
Аристотель, Я.А.Коменский, А. Дистервег. К.Д.Ушинский.
Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.
Данный принцип предполагает необходимость ч учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.
2.Принцип культуросообразности (Дж.Локк, А.Дистервег,К.Д.Ушинский и др.)
Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами , традициями конкретной национальной , региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.
3.Принцип дополнительности в социальном воспитании.
Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития , наряду с природными, социальными , культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного , социального воспитания.