Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская

школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников. И сельская

семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями

в значительно большей степени, чем в городской семье)

влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении,

что и деревня как микросоциум, зачастую независимо

от социально-профессионального положения и образовательного

уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно

растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную

переориентировку жизненных ценностей между реальными,

доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу

и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.__

МИКРО---§2. СОСЕДСТВО

Семью, домашний очаг, условно говоря, можно рассматривать

как первичную территорию социализации человека. Чисто ≪географически

≫ следующей за ними территорией

социализации можно считать ближайшее соседское

окружение и группы сверстников.

Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую

группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом

93

О понятии

≪соседство≫

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваивают

новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейными

нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают

представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных

от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоро-

левого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры,

а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-

сверстниками новой информацией, детским (и не только детским)

фольклором.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети усваивают новые виды

позитивных и негативных социальных санкций, познавая в социальной

практике, за какие личностные и поведенческие проявления

эти санкции применяются обществом сверстников.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его социализации

играют межличностные отношения со сверстниками.

Так, пятилетний малыш на предложение матери заменить ему в

игре отсутствующих сверстников решительно ответил: ≪Мне надо

ребенков, а ты не ребенок≫.

Для детей соседское общение имеет большой объективный и

субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обществу

сверстников, ощущение своей принятости социумом (который

для них в основном ограничен местом непосредственного проживания).

Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии

с ними могут отрицательно сказаться на социализации человека

в этом возрасте или дать отсроченный отрицательный эффект.

Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную

социализирующую роль в детстве и отрочестве как позитивного,

так, естественно, и негативного характера. Но это - объективный

фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с

семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоятельств

и факторов, социализирующих растущего человека. В част-

94

никами. Для них это общение - выход за рамки

семьи, освоение новых социальных ролей,

приобретение нового социального опыта, ступень

адаптации к социуму.

Соседство и

стихийная

социализация

стоящих индивидуальных домах). Эту общность характеризуют межличностные

связи, определенное отношение к месту своего проживания

(как к ≪своей≫ или ≪ничьей≫  территории), порой некоторые

общие цели и совместная деятельность (забота о порядке и т. п.).

Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в

зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного

статуса и возраста человека.

Для детей соседство не только среда жизнедеятельности, но и

мощный фактор социализации.

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие

подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверст-__ности, большое значение имеет то, в какие группы сверстников

входит ребенок, подросток, юноша. В детстве они обычно состоят

из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более эти группы

могут весьма слабо или совсем никак не ≪пересекаться≫ с соседскими

связями.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно

знать характер соседского окружения своих воспитанников,

особенно когда речь идет о дошкольниках,

младших школьниках и подростках.

Знание особенностей соседских отношении

воспитанников позволяет педагогам иметь в виду и учитывав

позитивные и негативные влияния, которые оказывают на ребят

как соседи-сверстники и старшие по возрасту ребята, так и соседи

взрослые.

Принятие в расчет влияния соседства может оказаться полезный

для определения необходимости и направления индивидуальное

помощи детям и подросткам. Кроме того, учитывая особенное^

соседства, педагоги определяют необходимость и возможное™

использовать его позитивные потенции и хотя бы частично нивелировать

и компенсировать влияние негативных потенций.

 

 

16) Возрастные задачи,решаемые человеком в процессе социализации.

В определенной мере условно мной были выделены три группы

задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе, или этапе

социализации: естественно-культурные, социально-культурные

и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи - достижение определенного

уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь

определенной степени познания телесного канона, свойственного

той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики,

кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика),

связанные с телом и полоролевым поведением; развить и

(или) реализовать физические и  сексуальные задатки; вести здоровый

образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим,

питание, способы сохранения здоровья и оздоровления организма,

физического саморазвития, управления своим психофизическим

состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни

в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Все это имеет некоторые объективные и нормативные различия

в тех или иных регионально-культурных условиях (различные

темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности

в различных этносах, регионах, возрастных и социальных

группах и т. д.).

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные,

ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного

этапа в конкретном социуме в определенный период его

истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом,

а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением

человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед

человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни

общества. От человека в соответствии с его возрастными воз-

21

можностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной

культуры, владения некоторой суммой знаний, умений,

навыков, определенного уровня сформированное™ ценностей.

На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи,

связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-

экономической деятельности и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя.

С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной

форме институтами общества и государства. С другой -

задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов,

обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения.

Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей

или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и

тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться

частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания

личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу,

самореализация и самоутверждение, которые на каждом

возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их

решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение

ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие

относительно целостной Я-концепции и определенного уровня

самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком

стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые

связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия

от них, а перед юношей - тех, от которых зависят мировоззрение,

определение своего места в мире и т. п.

Самоопределение ____________личности предполагает нахождение ею определенной

позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности

и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.

Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти

индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в

новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу. Он

должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить

в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений.

В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции

среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности

определением своей позиции в отношениях со сверстниками

противоположного пола.

Что же касается определения планов на различные отрезки будущей

жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближайшего

будущего. Например, если в среде сверстников считается

престижным иметь определенный интерес и реализовывать его в

какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти

такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет

22

о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии

(он может неоднократно меняться), определение стиля будущей

жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они

будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления

о своем будущем жилище, свободном времяпрепровождении

и т.д.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности

в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или)

взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой

реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека

лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы.

Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально

приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности

результатом и (или) процессом самореализации.

Подчеркнем еще раз, возрастные задачи объективны. Для решения

задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение

которых ведет к их решению. В зависимости от того, насколько

полно и адекватно осознаны или почувствованы задачи, и

от ряда других обстоятельств цели человека могут быть более или

менее адекватны возрастным задачам.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным

ресурсам, необходимым для их достижения.

Например, подросток, решая задачу естественно-культурного

ряда - соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель

значительно увеличить свою мускульную силу, что в принципе

вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения

задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться

того, чтобы его переживания были приняты окружающими по

их субъективной значимости для него самого, а не по степени значимости

в реальной жизни, что в принципе недостижимо.

Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет

реальность и успешность достижения тех или иных целей.

Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами

(целями) и объективными возможностями их реализации

(достижения цели), определенным  образом реагировать на это.

Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения,

наконец, самоизменяться.

Решение задач всех трех названных групп является объективной

необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа

задач или существенные задачи какой-либо группы остаются

нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает

социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда

та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте, внешне

не сказывается на социализации человека, но через определенный

23

период времени (иногда довольно значительный) она ≪всплывает≫,

что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям,

к дефектам социализации.

В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении

объективных задач, в той или иной мере является творцом

своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постольку

он может рассматриваться как субъект социализации__

 

17) Характеристика  процесса социализации в подростковом  и юношеском возрасте(папка)

 

18) Соц-пед  виктимология как наука.

Виктимогенность обозначает наличие в

тех или иных объективных обстоятельствах

социализации характеристик, черт, опасностей,

влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа,

виктимогенный микросоциум и т.д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"