Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.
группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий
социализации.
Виктимность характеризует предрасположенность человека
стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает
жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности.
Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва
и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику,
изучающая различные категории людей - реальных
или потенциальных жертв неблагоприятных
условий социализации.
Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно
определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарном
уровне изучается развитие людей с физическими, психическими,
социальными и личностными дефектами и отклонениями,
а также людей, чей статус (социально-экономический, правовой,
социально-психологический) в условиях конкретного общества
предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит
возможностей для ≪жизненного старта≫ и (или) физического, эмоционального,
психического, культурного, социального развития и
самореализации; б) разрабатываются общие и специальные принципы,
цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации,
компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие
которых человек становится жертвой неблагоприятных условий
социализации.
Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи
составной частью социальной педагогики, решает определенный
круг задач: во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с
физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает
общие и специфические принципы, цели, содержание,
формы и методы работы по профилактике, минимизации,
нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;
во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса
социализации, определяет возможности общества, государства,
организаций и агентов социализации по минимизации,
компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;
в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста,
сензитивность людей того или иного пола, возраста,
типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям,
вырабатывает социальные и психолого-педагогические
рекомендации по профилактике превращения виктимных
личностей в жертв социализации;
в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины
восприятия им себя жертвой социализации, определяет
прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания
помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.
19) Сущность и процесс соц воспитания
Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно
социально контролируемой социализации, осуществляемыи в специально созданных воспитательных
организациях, который помогает развить
возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно
ценные для общества, в котором он живет.
Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание
человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных
позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных
и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в
то же время относительно автономных по содержанию, формам,
способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального
опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной
помощи им.
Организация социального опыта осуществляется через организацию
быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов);
организацию взаимодействия членов организации, а также
обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных
группах и влияние на неформальные микрогруппы.
Социальный опыт - в широком смысле - единство различного
рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов
поведения, интериоризированных ценностных установок,
запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с
людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания,
самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное
образование, как основное, так и дополнительное); просвещение,
т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное
образование); стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку
в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности
воспитательных организаций для его позитивного
самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.;
стимулирования саморазвития.
Индивидуальная помощь - это сознательная попытка содействовать
человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых
для удовлетворения своих позитивных потребностей и
интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других
людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений;
в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации
и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по
отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии
чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке
стратегий адаптации и обособления в социуме.
106
Социальное
воспитание
ляемыи в специально созданных воспитательных
организациях, который помогает развить
возможности человека, включающие его спо-
Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно
социально контролируемой социализации, осуществ-
Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер,
содержание, формы и способы организации социального опыта,
образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят
от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их
этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.
Естественно также, что в различных типах воспитательных организаций
и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных
составляющих (организации социального опыта, образования
и индивидуальной помощи) существенно различны. Различия
зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных
устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания,
которые реализуют в своей деятельности работающие в них
педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие
реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет
собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами
деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными
установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный
характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально
дифференцировано, индивидуализировано и вариативно,
поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами
определенных этнических, социальных и социально-психологических
групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют
во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения,
который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.
В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых,
а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная
эффективность которого определяются тем, какие личности
в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями
и видят личность в каждом, с кем общаются.
Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание
создает более или менее благоприятные условия и возможности
для овладения человеком позитивными социальными, духовными
и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания,
самоопределения, самореализации, а в целом - для приобретения
опыта адаптации и обособления в обществе.__
20) Роль государства в соц воспитании
ными функциями. Оно представляет собой совокупность
взаимосвязанных учреждений и организаций
(правительственный аппарат, административные
и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих
управление обществом.
49
Государство - понятие политолого-юридическое. Государство -
звено политической системы общества, которое обладает властГосударство можно рассматривать как фактор стихийной социализации
постольку, поскольку характерные для него полити-
Государство
и стихийная
социализация
ка, идеология, экономическая и социальная
практика создают определенные условия для
жизни его граждан, их развития и самореализации.
Дети, подростки, юноши, взрослые,
более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно
или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые
государством, так и (в еще большей мере) реализуемые в социальной
практике. Как известно, они полностью никогда не совпадают,
а в определенные периоды истории государства могут быть противоположными.
(Все это определенным образом может влиять и на
самоизменение человека в процессе социализации.)
Государство осуществляет относительно направляемую социализацию
своих граждан, принадлежащих к тем или иным поло-
Государство
и относительно
направляемая
социализация
возрастным, социально-профессиональным,
национально-культурным группам. Относительно
направляемая социализация тех или
иных групп населения объективно осуществляется
государством в процессе решения им
задач, необходимых для реализации своих функции.
Так, государство определяет возрасты: начала обязательного
обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления
в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на
службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности,
выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует
и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает
и даже запрещает) развитие и функционирование этнических
и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая
государством, будучи адресованной большим группам
населения, создает определенные условия конкретным людям
для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации.
Государство осуществляет более или менее эффективную социально
контролируемую социализацию своих граждан, создавая
для этого как организации, имеющие своими
функциями воспитание определенных возрастных
групп, так и условия, которые вынуждают
организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в
той или иной мере заниматься воспитанием.
Воспитание становится одной из важнейших функций государства
начиная с середины XIX в. Государство совершенствует воспитание,
добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало
человека, соответствующего социальному заказу, определяемому
общественным и государственным строем. Для этого оно выраба-
50
заций и порядок ее функционирования.
Государственная система воспитания включает в себя большой
спектр различных воспитательных организаций:
учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады,
общеобразовательные и профильные школы, лицеи,
гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);
учреждения для детей, подростков, юношей с существенно
ослабленным здоровьем;
учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания
и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы,
ярко выраженные способности;
организации, занимающиеся социально-культурным и другими
видами оздоровления микросреды; индивидуальной и
групповой опекой детей, подростков, юношей;
учреждения для детей, подростков, юношей с психосоматическими
и (или) социальными отклонениями и (или) дефектами;
организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией.
С течением времени увеличивается многообразие воспитательных
организаций в связи с усложнением социально-экономических
и культурных потребностей общества, меняются их роль и значение
в системе воспитания.
2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством
для успешного функционирования системы воспитания.
51
Государственная
система воспитания
1. Соответствующие
иные акты, являющиеся основой системы и
определяющие состав входящих в нее органи-
тывает определенную политику в сфере воспитания и формирует
государственную систему воспитания.
Государственная политика в сфере воспитания - определение
задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства
и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив,
что в совокупности должно создать необходимые и достаточно
благоприятные условия для развития и духовно-ценностной
ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными
интересами человека и запросами общества.
Государственная система воспитания - совокупность государственных
организаций, деятельность которых направлена на реализацию
воспитательной политики государства. Она включает в
себя три уровня - федеральный, региональный (уровень субъектов