Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения и произношения.

Файлы: 1 файл

Система образования.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Финансовые  и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой  пять основных моделей:

1) создание школы  при поддержке правительства,  т.е. на начальном этапе последнее оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.

2) самостоятельное  создание школ одним гражданином  или группой лиц (часто на  базе уже действовавших образовательных  учреждений);

3) создание школ  за счет вкладывания капитала  отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением.

4) акционерная  форма;

5) совместное  создание НОУ китайскими и  зарубежными партнерами.

Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

Все имущество  и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Экономический эффект частного сектора в образовании  КНР проявился достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн. долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.

Взносы в  НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату  за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают следующие трудности:

1) несформированность  базового образовательного рынка,  столь необходимого для полного раскрытия роли рыночных отношений в оптимизации распределения образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений, оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его созданию прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники, которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать вложения в основной капитал;

2) серьезные  проблемы накопления капитала; поэтому  сейчас в Китае раздаются призывы  стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий специального назначения и студенческих займов;

3) отсутствие  специальных фондов (в отличие,  например от Японии) содействия развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки государственных учебных заведений);

4) преграды на  пути повышения эффективности  НОУ за счет так называемой  экономии на масштабах.

Большинство частных  и “народных” школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10% всех НОУ.

Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются “образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.

Анализ социального  состава учащихся элитных частных  школ Китая показывает, что они  возникли прежде всего в ответ  на дифференцированный спрос, рожденный  в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

В целом НОУ  должны строго следовать учебным  программам, разработанным Государственным  комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но непременным условием являются консультации со специалистами из административных органов образования.

Негосударственным вузам предоставлено право самим  выбирать учебные пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.

Появление НОУ  дало возможность резко повысить эффективность использования людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.

С другой стороны  – указанные особенности НОУ  вызывают тревогу властей в том  смысле, что потенциально они могут  способствовать элитарности выпускников, превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за собой “утечку мозгов”.

Показателем эффективности  работы учебных заведений является востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-очников частных  пекинских вузов были приняты  на работу по профилю, их теоретическая  подготовка и практические навыки не уступали уровню выпускников государственных вузов.

 

3. Образование  в Корее

В конце 1980-х  гг. начальные школы были совместными, хотя такое обучение редко приветствовалось на последующих уровнях. Число поступающих  в начальную школу в 1987 г. в 6 531 школе составило 4 771 722 ученика с педагогическим составом в 130 142 человека. Приблизительно 54% преподавателей начальной школы составляли мужчины.

В 1987 году в средние  и старшие классы было принято  около 4 895 354 человек, где преподавало  около 150 873 преподавателей, 69% из которых были мужчины. Однако к 1989 г. число учащихся в средней школе снизилось до 3 959 975 человек. Учитывая важность высшего образования, в 1987г. 1 397 359 студентов посещало общеобразовательные или академические средние школы, а 840 265 студентов посещали средние профессионально-технические заведения. Профессионально-технические школы специализировались во многих областях, прежде всего, в сельском хозяйстве, рыболовстве, отраслях торговли, коммерции, морской торговли, машиностроении и искусстве.

Наборы в  детские сады или дошкольные учреждения значительно увеличились в 1980-х  гг. В 1980 г. 66 433 детей посещали 901 детский  сад или дошкольные учреждения. К 1987 г. количество учреждений возросло до 7 792, а количество детей до 397 020. Число воспитателей детского сада и дошкольных преподавателей повысилось от 3 339 до 11 920 в течение того же самого периода. Подавляющее большинство этих преподавателей - приблизительно 92% - составляли женщины. Этот рост объясняется несколькими факторами: поддержкой дошкольного образования Министерством просвещения, большим количеством женской рабочей силы, ростом числа семей, в которых бабушки и дедушки зачастую были не в состоянии заботиться о детях, и знанием, что детский сад мог бы дать детям преимущество в дальнейшем при поступлении в серьезные образовательные учреждения.

Вступительные экзамены на конкурсной основе в школы  среднего уровня были отменены еще  в 1968 году. Хотя как и в конце 1980-х  гг., студенты все еще должны были сдавать профилирующие экзамены не на конкурсной основе, они были зачислены на последующий уровень по лотерее или в соответствии с местоположением границы школьного района. Средние школы, прежде оцениваемые по положению в обществе их студентов, были уравнены, и теперь в них обучались люди из разных слоев общества. Однако реформа не полностью уравнивала средние школы. В Сеуле студентам, которые хорошо сдали профилирующие экзамены, позволялось поступить в школы высшего разряда в "общем" районе, в то время как другие студенты поступали в школы в одном из пяти географических районов. Эти реформы одинаково касались и государственных, и частных школ, наборы учащихся, в которые строго контролировались Министерством просвещения.

Хотя преподаватели  начальных и средних школ, как правило, были высоко квалифицированными, они часто перерабатывали, за что им не доплачивалось (конец 1980-х гг.). Жалованье было меньше, чем у многих других интеллектуальных работников и даже меньше, чем у некоторых рабочих. Однако преподаватели средних школ, особенно в городах, получали дорогие подарки от родителей, надеющихся на внимание для своих детей, но уроки были длинными, а классы переполнены (в среднем класс насчитывал приблизительно от пятидесяти до шестидесяти учеников).

В мае 1989 г. преподаватели основали независимую организацию Национальный Союз Преподавателей (Чонгёчжо). Их цели заключались в улучшении условий труда и преобразовании школьной системы, которая, как они считали, находится под чрезмерным контролем Министерством просвещения. Хотя правительство и обещало большое увеличение жалованья преподавателям и предоставление льгот, оно отказалось легализовать союз. Поскольку преподаватели были государственными служащими, правительство заявило, что они не имеют права устраивать забастовки, но даже если бы они и имели право бастовать, то это подорвет статус преподавателей как "образцов для подражания" у молодых корейцев. Правительство также обвиняло союз в распространении пропаганды левой партии, которая была близка коммунистическому режиму в Северной Корее.

Согласно сообщению  в Эйшн Уолл Стрит Джонал, союз поддерживали 82% преподавателей. Эти дебаты представляли угрозу для южнокорейского образования, поэтому большое количество преподавателей (1 500 к ноябрю 1989 г.) было уволено, и  в нескольких местах полицией была применена сила по отношению к некоторым сторонникам союза. Все это причиняло немало неприятностей семьям студентов, готовящихся к вступительным экзаменам в колледжи. Учитывая все обстоятельства, - вызов союза контролю над системой образования Министерством просвещения и обвинение преподавателей в подрывной деятельности, - казалось, что компромисс в начале 1990-х гг. невозможен.

В настоящее  время ситуация изменилась. Зарплата преподавателей была увеличена, условия  труда улучшены, система образования изменена. Количество детских садов и школ стремительно возросло (например, детских садов в 1998 г. уже насчитывалось 8 976).

Образовательная система в Республике Корея состоит  из шести лет начальной школы, трех лет младшей средней школы, трех лет старшей средней школы и четырех лет обучения в колледже или университете.

В 1998 г. в классах  обучалось по 35 человек (к 2002 г. планируется  снизить эту цифру до 30). В начальной  школе обязательными считаются 9 предметов: духовное воспитание, корейский язык, социальные науки, математика, естественные науки, физика, музыка, изобразительное искусство и труды.

В учебный план средней школы входят обязательных 11 базовых предметов, несколько предметов  по выбору и необязательные предметы.

Старшая средняя  школа делится на два вида: общеобразовательную и профессинально-техническую. Желающим поступить в профессионально-технические школы предоставляется выбор школ (сельскохозяйственного направления, машиностроения, бизнеса, морского дела). Принимаются в школы в соответствии с данными об окончании младшей средней школы и по результатам вступительных экзаменов, установленных каждой школой. 40-60% обязательного учебного плана составляют общие курсы, а остальную часть - профилирующие предметы. В 1997 г. таких школ насчитывалось 764 с количеством учащихся равным 868 395 ученикам. Среди общеобразовательных старших средних школ различаются школы с уклоном в изобразительном искусстве, физике, точных науках, иностранных языках. Задача этих школ выпустить высоко квалифицированных специалистов.

В общеобразовательных старших  средних школах учащиеся 11 классов  могут заниматься гуманитарными  и социальными науками, естественными  науками или профессионально-техническими предметами. Хотя профессионально-техническим  предметам здесь и обучают, но все-таки эти школы, прежде всего, направлены на подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В 1998 г. таких школ насчитывалось около 1 085, а количество учащихся в них достигало 1.4 млн. человек.

Информация о работе Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии