Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа
Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
______________________________
Кафедра профессионального педагогического
образования и социального управления
Контрольная работа по дисциплине
«Социально – психологические конфликты и методы их разрешения»
Тема: «Диагностика конфликтной компетентности личности»
Специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология
г. Великий Новгород
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.
В настоящее время понятие «конфликтная компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках. Однако, несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования социальных конфликтов (С. М, Емельянов, М. М. Кашапов, В. В. Новиков, Л. А. Петровская, А. И. Пригожин, Т. И. Привалихина и др.) посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена в недостаточной степени.
Анализ рассматриваемой проблемы позволил выявить отсутствие единого исследовательского подхода к определению понятия «конфликтная компетентность» и выделению ее структурных составляющих.
Конфликтная компетентность, по мнению А. Л. Журавлева, П. А. Сергоманова, Б. И. Хасана, Л. Н. Цой, является одним из важнейших качеств личности профессионала.
По мнению М. М. Кашапова, конфликтная компетентность представляет собой способность человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать.
Конфликтная компетентность представляет собой вид коммуникативной компетентности, содержащий ее основные характеристики. Конфликтная компетентность обладает сложной структурной организацией, имеющий интегральный характер.
С.М.Емельянов подчеркивает, что конфликтная компетентность представляет собой «содержание знаний, навыков и умений специалиста в сфере социального управления в области конфликтологии, которые являются неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки и проявляются в его способности конструктивного управления конфликтами»
Понятие конфликтная компетентность личности включает в себя понятия:
Компетентность – глубокие и разносторонние знания, осведомленность, авторитетность человека в какой-либо области. Компетентность любого должностного лица в сфере своих служебных обязанностей – важное условие предупреждения и конструктивного завершения управленческих конфликтов. Некомпетентный руководитель – генератор конфликтов. Чем выше компетентность сотрудников, тем, при прочих равных условиях, меньше конфликтов в коллективе.
Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутри структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями.
Рассмотрим понятие
диагностика, диагностика
Диагностика - способность распознавать методы, направленные на «схватывание» целостности, диагностика неразрывно связана с анализом и синтезом (от греч. diagnostik – способный распознавать).
Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.
Конечная цель диагностики конфликтов — получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов. Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний (рис. 1).
Диагностика конфликта - исследование конфликта с целью описания его сущности, содержания, функций и других характеристик.
Различают понятия «конфликтная личность», предполагающее повышенную готовность личности к конфликтам и их продуцированию, и "конфликтность личности", характеризующее черту характера или их комплекс как интегративное личностное свойство, отличающееся частотой возникновения конфликтов и вступления в них человека.
Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:
- психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, социально-психологических установок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);
- социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.).
Таким образом, конфликтность личности - интегративный комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.
Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу.
К ситуативным предпосылкам возникновения конфликта относятся:
• неудовлетворенность актуальной потребности;
• чувство неопределенности, неуверенности;
• дезориентация;
• утомление;
• неустойчивость настроения;
• повышенная возбудимость;
• недостаточная или искаженная информированность;
• состояние внушаемости.
Человек может быть предрасположен к конфликту, если он отвергнут или не признан "своим" среди коллег, если его интересы и запросы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль в коллективе встречают отпор других сотрудников.
Причиной неблагоприятного психического состояния личности, стимулирующего конфликтность, может быть также несправедливое отношение к человеку, даже если оно непреднамеренно, неудовлетворенность работой. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему коллег, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе, склонить к нежелательным поступкам.
К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отношение к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые формируются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального отвержения ребенка в семье, гипер- или гипопротекции как стиля нарушенного семейного воспитания):
• нетерпимость к недостаткам других;
• пониженная самокритичность;
• импульсивность;
• несдержанность в чувствах;
• укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к людям;
• склонность к агрессивному поведению;
• склонность подчинять себе других;
• невоспитанность;
• отсутствие внутренней духовной культуры;
• невнимание к людям;
• корыстолюбие;
• эгоизм.
Конфликтная компетентность – одна из составляющих социально-психологической компетентности, сложное интегральное образование личности, которое характеризуется наличием знаний о конфликте, рефлексивной культуры, широкого спектра позиций, эмоциональной саморегуляции. (Л. А. Петровская, 1996).
Составляющие конфликтной компетентности: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование у себя конструктивного отношения к конфликтам различного уровня; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; развитые способности к рефлексивному анализу; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия трудных ситуаций взаимодействия; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
Конфликтная компетентность может быть оценена с помощью опросника «Конфликтная компетентность», предложенного в 2000 г. А. Ю. Куликовым.
Таким образом, конфликтная компетентность личности – это сложное интегральное образование личности, которое характеризуется наличием знаний о конфликте, рефлексивной культуры, широкого спектра позиций, эмоциональной саморегуляции.
Конфликтная компетентность имеет свою структуру и включает в себя три компонента: когнитивный (состоит из информационного и креативного элементов); мотивационный (характеризуется доминированием в поведении личности мотивации стремления к успеху); регулятивный (представлен эмоциональным, волевым и рефлексивным элементами).
Структурные характеристики конфликтной компетентности: когнитивная, мотивационная, регулятивная.
Когнитивная характеристика предполагает способность личности анализировать конфликтную ситуацию и выделять ее структурные компоненты. Мотивационная характеристика представляет собой направленность личности на конструктивное разрешение конфликта. Регулятивная характеристика обозначает способность личности к сознательному управлению собой и своим эмоционально – волевым состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Конфликтная компетентность реализует ряд следующих функций, которые проявляются в межличносном взаимодействии:
Таким образом, функции конфликтной компетентности личности в контексте межличносного взаимодействия выступают, прежде всего, как функции анализа конфликтных ситуаций и оптимизации коммуникативной деятельности.
Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения