Социально - психологические конфликты и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 112.91 Кб (Скачать файл)

Однако метод интересен  именно в нестандартности его  применения и открывает широкое  поле деятельности диагносту или  исследователю.

Выводы

 

Согласно поставленным целям  и задачам работы были пройдены все  этапы исследования и получены следующие  результаты:

  1. Методика получила свое завершенное оформление и является готовой в применении к дальнейшим исследованиям в области диагностики и развития конфликтной компетентности.
  2. Был разработан и апробирован стимульный материал к методике, определены критерии подбора различных видеосюжетов в качестве стимульного материала, а также произведена оценка эквивалентности различных видеосюжетов. В результате оценки эквивалентности видеосюжетов при помощи вычисления критерия достоверности различий t Стьюдента сюжеты были признаны эквивалентными, т.е. уравновешенными по трудности. Таким образом, мы получили набор различных заданий для данной методики, позволяющих определять уровень развития конфликтной компетентности подростков 12-13 лет (6-7 классы).
  3. Была произведена проверка гипотез о различии, в зависимости от возраста и пола, уровня развития конфликтной компетентности подростков 12-13 лет. В результате были выяснены следующие закономерности:
  4. самый высокий общий уровень развития конфликтной компетентности, определяемый данной методикой оказался у девочек 7-х классов (13лет), самый низкий - у мальчиков этого же возраста, девочки и мальчики 6-х классов получили примерно равные результаты. Такая разнополюсность данных подростков 7-х классов может диктоваться: а) несоответствием данных форм работы и процедурной оформленности методики специфики психологии мальчиков 13-лет; б) действительным резким спадом уровня развития конфликтной компетентности мальчиков13-лет по сравнению с мальчиками 12-лет в силу особо острой ситуацией психического развития подростков, которую можно характеризовать как кризисную.

- наблюдается общая тенденция  всех подростков 12-13 лет понижения  уровня развития составляющей  конфликтной компетентности в  умении ориентироваться в потенциале  других участников конфликтной  ситуации по сравнению с другими  составляющими (ориентировки в  ситуации, ориентировке в собственном  потенциале). Определение собственной  позиции, а так же анализ  ситуации в целом выполняются  подростками значительно лучше,  что может говорить о становлении  в подростковом возрасте ориентировки  на свое собственное мнение, занятии  определенного места в системе  отношений в конфликтной ситуации, оформлении своих действий, что  способствует развитию конфликтной  ситуации в продуктивном русле. 

  1. В результате проделанной процедуры подтвердилось предположение о различиях уровня развития конфликтной компетентности данных групп подростков, что позволяет говорить о чувствительности методики к различению уровня развития конфликтной компетентности при помощи отобранных видеосюжетов. Таким образом мы можем применять данную методику с разработанным стимульным материалом для отслеживания динамики становления конфликтной компетентности подростков 6-х классов, а в дальнейшем этих же подростков 7-х классов.

5) В результате работы  стали очевидными и возможными  дальнейшие шаги исследования  и разработки данной методики: оценки объективности показателей,  дальнейшей стандартизации методики, доработки методики как развивающей  конфликтную компетентность.

Заключение

 

Осуществляя исследование в  рамках данной дипломной работы, мы оформили только первые шаги разработки методики исследования уровня развития конфликтной компетентности подростков. Для того чтобы придать данной методике статус диагностической необходима дальнейшая работа по определению достоверности психодиагностического измерения свойств субъекта для данной методики. Достоверность психодиагностического измерения определяется валидностью (соответствием полученных данных измеряемому свойству) и надежностью (точностью психодиагностических измерений). Работа, проводившаяся в рамках данного исследования, относится к обеспечению соблюдения требований стандартизации методов, а точнее к разработке стимульного материала и эффективности его применения в данной методике. В результате работы методика получила свое окончательное оформление как методика для определения уровня конфликтной компетентности подростков, со всеми необходимыми материалами на всех этапах работы с ней. В процессе исследования определились некоторые нюансы работы с ней, а также наметились следующие шаги по разработке методики.

В ближайшей перспективе  работы с методикой - сравнение данных с другими методами, в совокупности позволяющих определять уровень  развития конфликтной компетентности. Методы включают в себя определение  как ориентировочной, так и исполнительной части действия. Это очень важно, т.к. полную картину уровня развития внутренних средств подростка, необходимых  для построения продуктивного конфликтного действия и удержания противоречия в конфликтном взаимодействии можно  увидеть только в сочетании ориентировочной  части действия и реализации плана  в непосредственном, фактическом  его исполнении. Я полагаю, что встречаются случаи, когда прекрасный анализ ситуации и четкое фиксирование всех компонентов конфликтного взаимодействия не находит своего фактического применения в реальной конфликтной ситуации (в нашей методике такой случай виден, когда хороший анализ всех параметров конфликтного взаимодействия не сочетается с занятием собственной позиции и постановкой задачи для себя, т.е. построением плана действий). Такие и подобные случаи особенно требуют своего разбора только в сочетании с применением других методик. Следовательно, полная характеристика уровня развития конфликтной компетентности может и должна осуществляться только в сочетании с применением других параллельных методов. Кроме этого, сравнение данных, полученных с помощью этой методики и другой, аналогичной этой, поможет определить эмпирическую валидность методики как диагностического инструмента - статистический показатель соответствия разрабатываемой методики апробированной методике измерения данного свойства.

Методика, описываемая и  анализируемая в данной работе, помимо диагностической заключает в  себе еще и развивающую функцию, т.е. может быть использована в качестве психотехнического средства для  развития конфликтной компетентности. Этот аспект применения методики в данной работе упоминается, но не исследуется. В связи с этим дальнейшее исследование данной методики можно посвятить рассмотрению и оформлению методики с точки зрения применения описанного здесь метода анализа конкретных ситуаций при помощи видеосюжетов именно как развивающего конфликтную компетентность средства.

Так же методика может сочетать в себе два способа работы - индивидуальный и групповой для анализа конфликтных ситуаций. В этом смысле она может использоваться для диагностики как ориентировочной, так и исполнительной частей действия. При детальной разработке применения групповой формы работы для анализа конфликтных ситуаций именно этот этап может быть применен для диагностики конфликтной компетентности исполнительной части конфликтного действия.

Такое обширное поле использования  данного метода позволяет говорить о достаточно большом потенциале, заключенного в методе анализа конфликтных  ситуаций при помощи видеосюжетов. В данной работе описан только лишь отдельный аспект его применения.

Настоящая работа выполнена  на базе лаборатории психологии гимназии №1 Универс.

Литература

 

 

 

 

Диагностика степени реагирования в конфликтной  ситуации в

классном коллективе

2.3.1 Методика и цели  диагностики степени реагирования  в

конфликтной ситуации в классном коллективе

Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации,

В рамках данной диагностики  осуществлялось тестирование учащихся СШ №32 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся

8-ых классов.

Учащимся было предложено выполнить тест-опросник Айзенка, позволяющий наиболее полно проследить психологические характеристики личностей, тест Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния, и тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения старшеклассника в условиях противоречий.

Тест-Опросник Г. Айзенка позволяет выявить экстраверсии и интроверсии, а также типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57 вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или «нет». Для обработки результатов мы использовали «ключ» к опроснику, в котором приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель неиротизма, показатель искренности ответов. По каждому показателю считывают сумму балов (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»), При сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка результатов не проводилась. Затем на чистом листе отчерчивают 2 пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной неиротизма (каждый бал равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси неиротизма указывает на определенный темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «круга Айзенка».

Тест Спилберга - Ханина для  оценки эмоционального состояния.

При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности  на момент заполнения вопросника (РТ —  реактивной тревожности), отражающий реакцию  на кратковременную сиюминутную  ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.

Показатели реактивной и  личной тревожности подсчитывается по формулам, данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале:

О- 30 баллов — низкая тревожность;

31- 45 баллов — умеренная  тревожность;

выше 45— высокая тревожность.

Гест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии  поведения старшеклассника в  условиях противоречий.

Тест предлагает 30 пар  утверждений, описывающих тот или  иной вариант выхода из абстрактной  конфликтной ситуации. Задача школьника  заключается в том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее примелем для него.

Необходимо зафиксировать  номер пары, шифр, соответствующий  варианту поведения, который он выбрал. И для обработки результатов  мы подсчитали, каких цифр больше: 1...,2...,3...,4..., обозначающих стратегию поведения  соперничество;

1—    сотрудничество;

2—  компромисс;

3—  избегание;

4—  уступчивость.

2.3.2 Выводы и анализ  полученных результатов диагностики.

В результате проведения диагностики  были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1 -ого  курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме  1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах.

Тип темперамента

Диаграмма 1 - Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка.

Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга- Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится  к холерическому темпераменту, можно  встретить и не ярко выраженного  сангвиника.

Уровни тревожности

Диаграмма 2 - Результаты тестирования по тесту Спилберга-Ханина

Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга— Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

Рассматривая эмоциональное  состояние, то здесь можно наблюдать  все виды тревожности, но умеренная  тревожность превалирует.

 

Стратегия поведения в  конфликте

 

Диаграмма 3 – Результаты тестирования по тесту Томаса.

Так же было выбрано отдельно 8 учащихся с разными стратегиями  поведения: двое — со стратегией поведения - сотрудничество, двое -компромисс, двое - избегание, двое - уступчивость. И проведен анализ связи типа темперамента, уровня тревожности личности и свойственной им стратегии поведения в конфликте.

-рассмотрение и определение  путей разрешения конфликтов  в классном коллективе.

-диагностика степени  реагирования в конфликтной ситуации  в классном коллективе

Гипотеза диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит  степень реагирования личности в  конфликтной ситуации.

Методами диагностики  являются изучение и анализ конфликтных  ситуаций в учебной деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка  экспериментальных данных.

Проводя данный анализ, было замечены следующие особенности.

Общее в типах личности двух учащихся, имеющих стратегию  поведения в конфликте — компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У одного из них присутствует умеренная тревожность, а у другого  очень высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Характерная черта высоко-тревожных  людей - боязнь неудачи. У двоих учащихся наблюдается очень высокий уровень  тревожности, который как нельзя лучше оправдывают их стратегию  поведения в конфликте — уступчивость.

Высокая тревожность свойственная и для учащихся со стратегией поведения  в конфликте - избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента - флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый  и спокойный, поэтому и стремится  избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся - меланхолика - легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.

Темпераменты двух обоих  учащихся со стратегией поведения в  конфликтах - сотрудничество, - сангвиники. Эти учащиеся очень яркие личности, которые характеризуется высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, оптимизмом. У них наблюдается умеренный уровень тревожности.

Также в ходе анализа был  замечен яркий холерик - агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный. За счет своей напористости и агрессивности  она заставляет принять свою точку  зрения.

Итак, проводя наши итоги  диагностики, было выяснено, что тип  поведения в конфликте напрямую связан с темпераментом личности. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния  учащегося зависит его реакция  в стрессовой ситуации.

Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения