Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа
Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24
Отсюда следует, два уровня конфликтной компетентности:
- первый предусматривает
способности к распознаванию
признаков случившегося
- второй предусматривает
умение проектировать
Что входит в содержание конфликтной компетентности?
Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, будем рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.
В современной конфликтологии признано, что переговоры являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание кооперации, задаваемой противоречиями ролей и позиций типа ребенок-взрослый, ученик-учитель, руководитель-подчиненный, учитель-родитель, мужчина-женщина, продавец-покупатель и т.п., может стать реальной основой для сообществ, ориентированных на высокое качество жизни.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации психологов, действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров, может происходить в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях.
3. Типология конфликтных личностей
Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк (1984) создали типологию конфликтных личностей. Они описали 6 типов конфликтных личностей:
- демонстративный тип (хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой, систематической работы, излишне эмоционален);
- ригидный тип (подозрителен, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, не учитывает изменение ситуации и обстоятельств, прямолинеен и негибок, не считается с мнением окружающих);
- неуправляемый тип, импульсивен. Недостаточно контролирует себя, ведет себя вызывающе, агрессивно. Склонен обвинять других в своих неудачах, не умеет соотносить свои поступки с обстоятельствами. Имеет завышенную самооценку, требует подтверждения своей значимости;
- сверхточный тип (скрупулезно относится к работе, повышенные требования к себе и другим, причем делает это так, что людям кажется, что он придирается. С повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к мелочам, придает излишнее значение замечаниям окружающих, не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения);
- бесконфликтный тип (неустойчив в оценках и мнениях, легко выражает внутренние противоречия, непоследователен в поведении, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, зависит от мнения окружающих);
- целенаправленно конфликтный тип (рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Активен в развязывании конфликтов, склонен к манипуляциям, рационален в конфликте. Хорошо владеет техникой общения в «горячем» споре.
Таким образом, человеку, обладающему конфликтной компетентностью необходимо знание типов конфликтных личностей для разумного построения и профилактики конфликтов.
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов
Предотвращение возникновения конфликта - это комплекс мероприятий, направленных на оттягивание или недопущение его возникновения, а также на снижение деструктивного влияния последствий конфликта на различные стороны социальной системы.
Стратегия предотвращения конфликтов включает в себя систему конкретных действий, совокупность этапов и методов управления конкретными процессами противоречивых взаимоотношений общественных субъектов.
Различают этапы частичного и полного предотвращения конфликтов и раннего предупреждения и опережающего их решения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта, ограничения его негативного влияния на интересы оппонентов. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса факторов, детерминирует конфликт, позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества для реализации общих интересов. Опережающих разрешению конфликтов, как и раннее предотвращение, означает не что иное, как согласование позиций и интересов оппонентов в пространстве социального единства, достижение согласия по более важным вопросам общественной жизни.
Профилактика конфликтов - это вид управленческой деятельности, которая заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтных факторов и ограничение таким образом возможности их возникновения или деструктивного решения в будущем. Это такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которое исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Профилактику конфликтов разделяют на первичную и вторичную.
Первичная профилактика заключается в психологическом образовании возможных участников конфликта. Вторичная профилактика связана с проведением непосредственной работы по снижению уровня напряженности в конфликтных группах. При этом следует учитывать и анализировать конфликтогены, т.е. все то, что может вызвать конфликт (слово, действие или бездействие, невербальные проявления и т.п.).
Комплекс критериев для диагностики конфликта. Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики для определения основных составляющих конфликта, его причин.
Для проведения диагностики необходимы следующие критерии определения:
- выяснение источников конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов борьбы, противоречия мнений, событий, потребностей и интересов;
- изучения «биографии» конфликта, т.е. его истории, фона, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;
- определения участников конфликтного взаимодействия: лиц, групп, подразделений;
- выяснение позиций и отношений между сторонами, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, определение исходного отношение к конфликту - хотят ли и могут ли стороны сами решить конфликт, их надежды, ожидания, установки, условия, или конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.
Определение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой принятия дальнейшего решения.
В проведении диагностики конфликта достаточно сложным является определение субъектов конфликта, их потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия. Содержательное описание конфликта.
Приведем методы исследования конфликтов и управления ими
Группа методов |
Конкретные методы |
I. Методы изучения и оценки личности |
Наблюдение Опрос Тестирование |
II. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группе |
Наблюдение Опрос Тестирование |
III. Методы диагностики и анализа конфликта |
Наблюдение Опрос Анализ результатов Метод экспертного интервью |
IV. Методы управления конфликтом |
Структурные методы Метод картографии |
Методы изучения конфликтов
Таким образом, качественное информационное обеспечение управления конфликтом - важное условие успешной работы руководителя, которое говорит об уровне его конфликтной компетентности.
Как отмечают ученые, приобретение личностью конфликтной компетентности предполагает не только специальные теоретические курсы для изучения единиц описания и моделей разного типа конфликтных систем, но и специально организованные пробные действия и процедуры для выработки навыков распознавания, анализа, провоцирования и конструирования конфликтов.
По мнению М.М.Кашапова, становление конфликтной компетентности личности возможно, если, во-первых, с помощью специальных рефлексивных технологий актуализировать «свернутый» опыт оптимального разрешения конфликтов; во-вторых, с помощью включения в образовательные процессы специально контролируемых социокультурных конфликтов продуктивной ориентации, в-третьих, умением личности «самоозадачиваться», т.е. самостоятельно определять собственный вектор самосовершенствования тех качеств, которые необходимы для успеха в условиях конфликтного взаимодействия. При этом достижение высокого уровня конфликтной компетентности связано с преодолением личностью разнообразного рода трудностей как внешнего, так и внутреннего плана.
Рассматривая понятие конфликтоустойчивости, исследователи выделяют следующие показатели ее сформированности: умение личности управлять своими эмоциональными состояниями в предконфликтных и конфликтных ситуациях, открыто выражать свои эмоции без оскорблений оппонента; способность к сознательной мобилизации сил, контролю и управлению собой; умение сводить к минимуму искажения восприятия конфликтной ситуации, личности оппонента, своего поведения, правильно принимать решения, аргументировать и вести полемику в условиях спора; способность личности оптимально организовывать поведение, направлять его на совместный поиск компромиссных путей решения противоречий.
Заключение
Исходя из всего выше сказанного, конфликтная компетентность, или компетентность человека в конфликтной ситуации, представляет собой сложное интегральное образование, которое характеризуется наличием знаний о конфликте, рефлексивной культуры, широкого спектра позиций, эмоциональной саморегуляции.
Возможности влияния человека на конфликт значительны. Как и всякое общение, конфликтное общение предполагает наличие участников и ситуации. Многообразие конфликтного общения обычно связано с изменением этих характеристик – кто выступает сторонами конфликта, какова конкретно ситуация. Соответственно, такому представлению о структуре конфликтного общения основными образующими конфликтной компетентности выступают компетентность участника в собственном Я («Я - компетентность»), то есть его адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале, а также в потенциале другого участника (участников), и ситуационная компетентность.
Термин «компетентный» означает, среди
прочего, «знающий, сведущий в определенной
области». Конечно, знание о конфликте
– необходимый компонент
На мой взгляд, основной критерий конфликтной компетентности – это такое завершение конфликта, такой выход из него, который сопровождается личностным развитием участников, их самореализацией.
Важнейшая характеристика конфликтной
компетентности – субъектная позиция
участника. Таким образом, субъектная
позиция в конфликте как
В конфликтной компетентности можно выделить различные уровни: это уровень ценностей личности, уровень ее мотивов, установок и уровень умений. Ценности человека оказывают определяющее влияние на характер его общения.
Таким образом, управление конфликтом - важное условие успешной работы руководителя, которое говорит об уровне его конфликтной компетентности.
Список литературы
Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения