Социально - психологические конфликты и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 112.91 Кб (Скачать файл)

    Отсюда следует, два уровня конфликтной компетентности:

- первый предусматривает  способности к распознаванию  признаков случившегося конфликта,  его оформлению для удержания  воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования  для разрешения;

- второй предусматривает  умение проектировать необходимые  для достижения определенных  результатов конфликты и конструировать  их непосредственно в ситуациях  взаимодействия; владение способами  организации продуктивно ориентированного  конфликтного поведения участников  и сторон взаимодействия.

   Что входит в содержание конфликтной компетентности?

   Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, будем рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

     В современной конфликтологии признано, что переговоры являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества.    Содержание кооперации, задаваемой противоречиями ролей и позиций типа ребенок-взрослый, ученик-учитель, руководитель-подчиненный, учитель-родитель, мужчина-женщина, продавец-покупатель и т.п., может стать реальной основой для сообществ, ориентированных на высокое качество жизни.

     Обучение, переподготовка и повышение квалификации психологов, действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров, может происходить в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Типология конфликтных  личностей

     Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк (1984) создали типологию конфликтных личностей. Они описали 6 типов конфликтных личностей:

- демонстративный тип (хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой, систематической работы, излишне эмоционален);

- ригидный тип (подозрителен, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, не учитывает изменение ситуации и обстоятельств, прямолинеен и негибок, не считается с мнением окружающих);

- неуправляемый тип, импульсивен. Недостаточно контролирует себя, ведет себя вызывающе, агрессивно. Склонен обвинять других в своих неудачах, не умеет соотносить свои поступки с обстоятельствами. Имеет завышенную самооценку, требует подтверждения своей значимости;

- сверхточный тип (скрупулезно относится к работе, повышенные требования к себе и другим, причем делает это так, что людям кажется, что он придирается. С повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к мелочам, придает излишнее значение замечаниям окружающих, не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения);

- бесконфликтный тип (неустойчив в оценках и мнениях, легко выражает внутренние противоречия, непоследователен в поведении, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, зависит от мнения окружающих);

- целенаправленно конфликтный тип (рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Активен в развязывании конфликтов, склонен к манипуляциям, рационален в конфликте. Хорошо владеет техникой общения в «горячем» споре.

    Таким образом, человеку, обладающему конфликтной компетентностью необходимо знание типов конфликтных личностей для разумного построения и профилактики конфликтов.

 

4. Знание стратегии предотвращения конфликтов

   Предотвращение возникновения конфликта - это комплекс мероприятий, направленных на оттягивание или недопущение его возникновения, а также на снижение деструктивного влияния последствий конфликта на различные стороны социальной системы.

    Стратегия предотвращения конфликтов включает в себя систему конкретных действий, совокупность этапов и методов управления конкретными процессами противоречивых взаимоотношений общественных субъектов.

     Различают этапы частичного и полного предотвращения конфликтов и раннего предупреждения и опережающего их решения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта, ограничения его негативного влияния на интересы оппонентов. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса факторов, детерминирует конфликт, позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества для реализации общих интересов. Опережающих разрешению конфликтов, как и раннее предотвращение, означает не что иное, как согласование позиций и интересов оппонентов в пространстве социального единства, достижение согласия по более важным вопросам общественной жизни.

    Профилактика конфликтов - это вид управленческой деятельности, которая заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтных факторов и ограничение таким образом возможности их возникновения или деструктивного решения в будущем. Это такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которое исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

     Профилактику конфликтов разделяют на первичную и вторичную.    

      Первичная профилактика заключается в психологическом образовании возможных участников конфликта. Вторичная профилактика связана с проведением непосредственной работы по снижению уровня напряженности в конфликтных группах. При этом следует учитывать и анализировать конфликтогены, т.е. все то, что может вызвать конфликт (слово, действие или бездействие, невербальные проявления и т.п.).

     Комплекс критериев для диагностики конфликта. Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики для определения основных составляющих конфликта, его причин.

   Для проведения диагностики необходимы следующие критерии определения:

- выяснение источников конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов борьбы, противоречия мнений, событий, потребностей и интересов;

- изучения «биографии» конфликта, т.е. его истории, фона, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;

- определения участников конфликтного взаимодействия: лиц, групп, подразделений;

- выяснение позиций и отношений между сторонами, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, определение исходного отношение к конфликту - хотят ли и могут ли стороны сами решить конфликт, их надежды, ожидания, установки, условия, или конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.

    Определение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой принятия дальнейшего решения.

    В проведении диагностики конфликта достаточно сложным является определение субъектов конфликта, их потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия. Содержательное описание конфликта.

   Приведем методы исследования конфликтов и управления ими

 

Группа методов

Конкретные методы

I. Методы изучения и оценки личности

Наблюдение

Опрос

Тестирование

II. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группе

Наблюдение

Опрос

Тестирование

III. Методы диагностики и анализа конфликта

Наблюдение

Опрос

Анализ результатов деятельности

Метод экспертного интервью

IV. Методы управления конфликтом

Структурные методы

Метод картографии


 

Методы изучения конфликтов

  1. Наблюдение.
  2. Анализ документов.
  3. Математическое моделирование.
  4. Системно-ситуационный анализ.
  5. Эксперимент (гомеостатические методики, деловые игры, ролевые игры, психологические игры).
  6. Социометрия (модульная методика оценки взаимоотношения, пространственная социометрия).
  7. Опрос (анкетирование, беседа, ретроспективный анализ, самоотчеты, опросник К.Томаса, Опросник Басса-Дарки, Сочинение «Моя группа», биополярные опросники).
  8. Личностные тесты (тест Леонгарда, Тест Айзенка, Тест Ассингера, МДОТ Лири, методика Розенцвейга, Тест Спилберга-Ханина, тест Тейлора).

   Таким образом, качественное информационное обеспечение управления конфликтом - важное условие успешной работы руководителя, которое говорит об уровне его конфликтной компетентности.

    Как отмечают ученые, приобретение личностью конфликтной компетентности предполагает не только специальные теоретические курсы для изучения единиц описания и моделей разного типа конфликтных систем, но и специально организованные пробные действия и процедуры для выработки навыков распознавания, анализа, провоцирования и конструирования конфликтов.

     По мнению М.М.Кашапова, становление конфликтной компетентности личности возможно, если, во-первых, с помощью специальных рефлексивных технологий актуализировать «свернутый» опыт оптимального разрешения конфликтов; во-вторых, с помощью включения в образовательные процессы специально контролируемых социокультурных конфликтов продуктивной ориентации, в-третьих, умением личности «самоозадачиваться», т.е. самостоятельно определять собственный вектор самосовершенствования тех качеств, которые необходимы для успеха в условиях конфликтного взаимодействия. При этом достижение высокого уровня конфликтной компетентности связано с преодолением личностью разнообразного рода трудностей как внешнего, так и внутреннего плана.

    Рассматривая понятие конфликтоустойчивости, исследователи выделяют следующие показатели ее сформированности: умение личности управлять своими эмоциональными состояниями в предконфликтных и конфликтных ситуациях, открыто выражать свои эмоции без оскорблений оппонента; способность к сознательной мобилизации сил, контролю и управлению собой; умение сводить к минимуму искажения восприятия конфликтной ситуации, личности оппонента, своего поведения, правильно принимать решения, аргументировать и вести полемику в условиях спора; способность личности оптимально организовывать поведение, направлять его на совместный поиск компромиссных путей решения противоречий.

Заключение

Исходя из всего выше сказанного, конфликтная компетентность, или компетентность человека в конфликтной ситуации, представляет собой сложное интегральное образование, которое характеризуется наличием знаний о конфликте, рефлексивной культуры, широкого спектра позиций, эмоциональной саморегуляции.

Возможности влияния человека на конфликт значительны. Как и всякое общение, конфликтное общение предполагает наличие участников и ситуации. Многообразие конфликтного общения обычно связано с изменением этих характеристик – кто выступает сторонами конфликта, какова конкретно ситуация. Соответственно, такому представлению о структуре конфликтного общения основными образующими конфликтной компетентности выступают компетентность участника в собственном Я («Я - компетентность»), то есть его адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале, а также в потенциале другого участника (участников), и ситуационная компетентность.

Термин «компетентный» означает, среди  прочего, «знающий, сведущий в определенной области». Конечно, знание о конфликте  – необходимый компонент компетентности, однако можно быть очень осведомленным, информированным человеком, но, тем не менее, не всегда оказываться компетентным в конфликте. Знания действенны, если они не остаются лишь внешней информацией, но соотносятся с личным опытом, встраиваются в него.

На мой взгляд, основной критерий конфликтной компетентности – это такое завершение конфликта, такой выход из него, который сопровождается личностным развитием участников, их самореализацией.

Важнейшая характеристика конфликтной  компетентности – субъектная позиция  участника. Таким образом, субъектная позиция в конфликте как показатель компетентности – это, прежде всего, рефлексивная культура, которая предполагает, что человек способен стать своеобразным посредником самому себе в конфликте.

В конфликтной компетентности можно  выделить различные уровни: это уровень  ценностей личности, уровень ее мотивов, установок и уровень умений. Ценности человека оказывают определяющее влияние на характер его общения.

Таким образом, управление конфликтом - важное условие успешной работы руководителя, которое говорит об уровне его конфликтной компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006.
  2. Асадов А. Н. Конфликтология/Асадов А.Н., Потемкин В. К.- СПб.: СПбГУЭФ. 2003.
  3. Григорьев В. И. Социальные конфликты. – Юрга: ЮТИ ТПУ, 2007.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008.
  5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии.-  СПб.: Питер, 2004.
  6. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  7. Конфликтология /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра - М, 2007.
  8. Требованиям общества и профессиональных педагогических структур на данный момент отвечает человек, не только "набравший" определенную систему знаний, но и реализовавший личностный потенциал в достаточно высокой степени, т.е. имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга, умеющий руководить и организовывать учебный процесс и разрешать конфликтные ситуации, легко адаптирующийся к новым обстоятельствам, активный и инициативный, способный к дальнейшему развитию и стремящийся к самосовершенствованию. Умение продуктивного урегулирования конфликтных ситуаций приобретает огромную значимость в настоящее время в нашей стране, поскольку педагогическая реальность существенно опережает разработку законодательных актов, регламентирующих новые социально-экономические обстоятельства. В нестандартных, не предусмотренных соответствующими законами или нормативными актами ситуациях, необходимо адекватное восприятие конфликтов, творческое отношение к ним, а также новые механизмы их урегулирования. Поэтому один из критериев профессиональной компетентности учителя сегодня - это умение создавать определенные условия для приобретения учащимися специфического опыта конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающего достижение ими полного и гармоничного интеллектуального социального развития, высокого уровня личностного развития.
  9. К сожалению, учитель не готов к восприятию конфликтов, ни как к выражению социальной динамики в школьной жизни, ни как к выражению противоречивости педагогического процесса. Он не видит различий в типах конфликтных ситуаций, расценивает конфликты как нежелательные явления школьной жизни и не умеет их разрешать. Обследование учителей - практиков (около 180 чел.) показало, что многие учителя (около 79 %) боятся конфликтов и стремятся их избегать. Некоторые (21 %) не умеют предвидеть конфликтную ситуацию, а постоянная угроза возникновения конфликтов в педагогическом процессе приводит к состоянию постоянного напряжения. Проблема в том, что большинством учителей абсолютизируется одна сторона конфликта, они видят только опасность, нарушающую сложившийся привычный ход обучения и воспитания.
  10.  

Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения