Социально - психологические конфликты и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 112.91 Кб (Скачать файл)

При ориентации на задачу метод  группового анализа способствует уяснению каждым участником своей собственной  точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные  качества и умение пользоваться своим  интеллектом. Метод помогает решать следующие задачи:

а) обучать участников анализу  реальных ситуаций , а так же отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;

б) прививать умение слушать  и взаимодействовать с другими  участниками;

в) моделировать особо сложные  ситуации, когда самый способный  специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; Здесь  важно показать, что именно коллектив  является основой в принятии большинства  решений;

г) продемонстрировать характерную  для большинства проблем многозначность возможных решений.

В межличностном плане  метод анализа проблемных ситуаций является разновидностью Т-групповой техники, основная задача которой состоит в развитии социальной чувствительности. Анализ конкретных ситуаций может включать так же игровые элементы с признаками как дидактической игры, так и ролевой игры.

Особый случай представляет собой метод анализа конкретных ситуаций морального выбора, позволяющий  диагностировать уровень нравственного  развития участников. Ценность этого  метода чрезвычайно велика как для  задач воспитательной работы, так  и для практики социально-психологического тренинга, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность.

Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивные цели - осознание  участниками последствий выбора того или иного типа поведения, морально адекватно для окружающих и для  функционирования собственного Я в  системе общественных отношений [5].

Таким образом, сперва метод  анализа конкретных ситуаций так или иначе стал применяться в практике социальной психологии, причем, каждый раз как метод групповой работы. Основное направление в контексте такой групповой работы - развивающее различные способности социально-психологического плана. Большое значение придается анализу ситуаций именно в групповых дискуссиях и различным способам групповой работы. Однако диагностическое значение применения данного метода выделяется как значимое, но не основное в данном контексте применения. За исключением самых первых балинтовских групп, для которых задача распознавания ограниченности профессионализма паттернов врачей и исследование слабых мест в психотерапевтическом поведении врача стояла на первом месте, а потом уже ставилась задача развития профессионализма врача.

Однако принцип анализа  остается всегда один и тот же: берется  некоторая ситуация, заключающая  в себе какую то проблему, и обсуждается в ходе дискуссии способ разрешения данной ситуации.

Данный метод мы и решили применить для диагностики уровня конфликтной компетентности. При  этом мы предлагали для анализа конфликтную  ситуацию, что, по сути, является такой  же проблемной ситуацией. Для того, чтобы получить данные, которые можно оценить по предложенными нами параметрам мы предложили анализировать ситуацию при помощи конкретных вопросов. В практике применения проективных методик осуществляется метод свободного анализа малоструктурированного стимульного материала. Но свободный анализ в данном случае не является подходящим методом, так как полученный материал в дальнейшем будет достаточно сложно оценить по заданным параметрам. В проективных методиках мы, таким образом, получаем проекцию своего личного опыта, здесь же нам нужно оценить конкретные способности и умения, поэтому мы считаем нужным задать ход анализа ситуации.

Вот перечень вопросов, которые  мы предлагаем использовать для анализа  конкретных ситуаций:

  1. Что происходит в сюжете?
  2. В чем, на твой взгляд, причина происходящего?
  3. Что, на твой взгляд, чувствуют и думают участники происходящего?
  4. Чем, по-твоему, закончится данная ситуация?
  5. Как бы ты поступил(а) на месте кого-либо из участников?

Организуя, таким образом, анализ ситуации мы задаем рамки анализа, что позволяет нам выявить  конкретные умения подростка. Тем не менее, задавая конкретные вопросы  мы подчеркиваем субъективную оценку ребенком данной ситуации каждый раз обращаясь к его собственному мнению.

Полученные с помощью  письменного анализа вопросов материалы  испытуемых оцениваются по каждому  из параметров конфликтной компетентности. Для этого были разработаны ординальные  шкалы для оценки каждого из выделенных параметров (способ обработки описан в пункте 2.2). Необходимо отметить, что  оценивание каждого параметра производится при помощи анализа всего письменного  текста целиком. Допустим, первый вопрос может оценивать параметр фиксации конфликта, но часто случается, что ребенок в ответе на него просто описывает ситуацию как напряженную, не обозначая ее словом конфликт. Но в ответах на другие вопросы он ясно оценивает ее как конфликтную. Или отвечая на первый вопрос, подросток сразу определяет предмет конфликта.

Опишем, какие вопросы предположительно соответствуют оценке какого параметра.

-й вопрос: оценка фиксации конфликта.

-й вопрос: оценка предмета конфликта.

-й вопрос: оценка чувств и мыслей других участников ситуации; также он оценивает, определяет ли ребенок позицию другой стороны.

-й вопрос: в совокупности с предыдущими вопросами он оценивает умение удерживать конфликт в его процессуальности.

-й вопрос: оценка занятия позиции ребенком и того, насколько деятельно она занята, т.е. постановки задачи для себя.

В совокупности с индивидуальным способом работы предлагается также  после письменного анализа ситуации обсудить ситуацию в группе. При  этом дети кроме своей интерпретации  и оценки ситуации видят еще и  другую, сопоставляют свою точку зрения с другой, таким образом, начинают лучше видеть и понимать ситуацию. Кроме этого детям предлагается найти способ разрешения конфликтной ситуации или несколько таких способов, выделить из них наиболее оптимальные. Таким образом, данная методика помимо диагностической функции заключает в себе еще и развивающую конфликтную компетентность. Но организация хорошей развернутой дискуссии не простое дело и требует определенного мастерства, индивидуальная же часть работы может применяться и как самостоятельная для диагностики уровня развития конфликтной компетентности.

2.3 Описание способа обработки  материалов

 

Обработка материалов проводится при помощи разработанных для  каждого параметра ординальных  шкал. Минимальный балл оценки - 0; максимальный - 4. Ниже приводится перечень шкал по каждому  параметру и способа оценки каждого  балла.

  1. Фиксация конфликта.

0 - нет указаний на напряженность  отношений, противостояние

1 - указание на напряженность  в отношениях

2 - описаны отдельные конфликтные  действия

3 - обобщенное название: ссора,  драка…

4 - конфликт четко фиксируется,  обозначается словом

  1. Выделение предмета конфликта.

0 - нет указаний на предмет

- выделен неадекватно

- повод, обстоятельства, условия вместо предмета

- косвенно указан действительный  предмет

- выделен четко, адекватно

  1. Удержание процессуальности конфликта на всех его стадиях

0 - конфликт не фиксируется

  1. фиксируется отдельный момент
  2. несколько разрозненных фрагментов
  3. отдельные стадии в последовательности
  4. целостная динамика
  5. Обобщенность описания (выделение существенных связей)
  6. фотографическое описание
  7. фотографическое последовательное
  8. элементы обобщения
  9. кратко, лаконично
  10. обобщенная картина, категоризация ситуации

5. Описание мыслей других  участников.

  1. нет информации
  2. отдельные указания
  3. фрагменты движения мысли
  4. ход мыслей
  5. целостное описание мыслей участников

6. Описание чувств других участников конфликтной ситуации.

  1. нет информации
  2. отдельные указания
  3. фрагменты указания на чувства
  4. описан внутренний мир участников
  5. целостно описаны состояния переживаний основных участников

7. Описание позиций других

  1. нет информации
  2. отдельные указания
  3. описаны фрагменты позиций, занятия места в ситуации другого участника
  4. целостно определена позиция одного участника
  5. целостно описаны основные позиции

8. Занятие собственной  позиции в конфликте

  1. нет информации
  2. позиция указана косвенно
  3. указано на свои отдельные действия
  4. позиция занята с планом
  5. позиция занята деятельно с целями и средствами

9. Постановка задачи для  себя.

  1. нет даже действий
  2. описан план вне всяких условий
  3. план не соотнесен с конкретными условиями
  4. план не достаточно соотнесен с условиями
  5. описана задача, обоснованный план действий с учетом условий

При обработке протоколов данные заносятся в специальную  таблицу (см. приложение № 1). Суммарный балл по всем параметрам указывает на уровень развития конфликтной компетентности. Напомню, что оценка параметров осуществляется не по одному какому-либо вопросу, а по всему тексту сразу.

 

.4 Использование групповой  дискуссии для диагностики и  развития конфликтной компетентности

 

Данный метод предполагает наряду с индивидуальной групповую  форму работы обсуждения и анализа  предложенной конфликтной ситуации.

Выше уже были перечислены  многие плюсы групповой работы при  данном методе. Здесь следует остановиться еще на некоторых особенностях дискуссии.

Любая дискуссия ориентирована  на достижение определенного результата. Этот результат может быть различным - обмен информацией, мнениями, выработка  решения, достижение согласия и т.д. Подобное многообразие возможных целей  групповой дискуссии следует  всегда иметь в виду и выбирать, лучше вместе с группой, соответствующую  целевую ориентацию, одну, либо несколько, последовательно реализуемых. Часто  преобладает увлечение достижением  именно согласия - ставилась задача участникам во что бы то ни стало в итоге сойтись в едином мнении. Такая установка вряд ли оправдана. Прежде всего, потому, что социальные ситуации и проблемы по своей природе таковы, что, как правило, не имеют единственной интерпретации или единственного решения - практически всегда возможны альтернативы.

Психологические исследования обнаружили, что эффект групповой  дискуссии является довольно устойчивым по сравнению с лекцией. Как это  ни парадоксально, на первый взгляд, след дискуссии в виде определенной изменившейся установки, позиции участника может  актуализироваться некоторое время  спустя. Здесь эффект оказывается  опосредованным периодом активной внутренней работы человека, на которую требуется  время.

Таким образом, в целом  эффекты дискуссии могут проявляться  по-разному в смысле сроков: некоторые  обнаружат себя уже в течение  групповых занятий, другие - вскоре после их окончания, в то время  как какая - то часть эффектов может  проявить себя лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени. Основная причина этой дифференцированной ситуации заключается в том, что между психологическим воздействием групповой дискуссии и конечными результатами лежит область активности самих участников, которая несет в себе всю многогранность, неповторимость и во многом непредсказуемость их индивидуальности. Активная позиция участника в генерировании окончательных результатов - момент принципиально важный, отражающий принципиальную специфику рассматриваемого метода. Только на этом пути активного самосозидания и можно искать действительно серьезные результаты психологического воздействия.

В дискуссии контакт участников дан как бы в двух измерениях - это групповая активность по решению  соответствующей задачи, с одной  стороны, и развивающиеся в этом процессе межличностные отношения, - с другой. Активность участника  дискуссии предполагает вовлеченность  не только его знаний, мнений об обсуждаемом  предмете, отношения к нему --предметную активность, но и межличностную активность - развитие системы отношений с другими членами группы. Выражение мнения относительно дискутируемой проблемы не может, как правило, не затрагивать суждения других участников. Эти суждения (мнения) могут полностью или частично совпадать, противоречить друг другу и, следовательно, сталкиваться, находиться в оппозиции.

Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения