Социально - психологические конфликты и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 112.91 Кб (Скачать файл)

Важнейшая задача ведущего состоит в том, чтобы противостояния между различными мнениями, точками  зрения ограничить по возможности именно этим предметно ориентированным  уровнем и удержать от перехода на уровень межличностного столкновения. Необходим настрой на ситуации, в  которых предстоит принимать  нестандартные решения, ориентируясь на специфические особенности данного  конкретного положения, его конкретных участников, на свои собственные возможности. Отсюда вытекает важность для ведущего умений импровизировать, действовать  за рамками предусмотренного, преодолевая  приверженность старым, сложившимся  образцам, страх перед неизвестностью, недоверия к себе, боязнь быть застигнутым  врасплох и т.п.

Глава 3. Эмпирическое исследование

 

.1 Цели и задачи исследования. Гипотезы

 

Основная проблема стимульного материала в предложенной методике диагностики уровня развития конфликтной компетентности заключалась в том, что необходимо было подобрать несколько видеосюжетов для использования их в данной методике. Чем была вызвана эта необходимость? Методика разрабатывалась в рамках специального учебного курса, одной из задач которого является формирование конфликтной компетентности как способности к продуктивному конфликтованию. Основное предназначение данной методики - это отслеживание уровня развития конфликтной компетентности подростков в процессе ее развития, т.е. данная методика должна прослеживать становление данной способности у одного и того же ребенка в различные периоды в течение всего учебного курса. Но мы не можем смотреть, повысился ли уровень развития по сравнению с предыдущим результатом или нет, применяя для этого каждый раз один и тот же видеосюжет для анализа. Это связано со следующими факторами: во-первых, работа все время на одном и том же материале снижает интерес, а значит мотивацию подростков (а в данной методике вовлеченность в конфликтную ситуацию важна для последующего анализа); а во-вторых, жизненные реальные конфликтные ситуации настолько разнообразны и различны, что, применяя для анализа все время одну и ту же ситуацию, мы не можем предсказывать, как ребенок себя поведет в других ситуациях.

Целями моей работы являлись разработка видеосюжетов в качестве стимульного материала и оценка их эквивалентности друг другу. В том случае, если гипотеза об эквивалентности сюжетов будет доказана, предполагается также оценить действие методики на группах испытуемых, различных по возрасту и полу. Таким образом мы предполагаем увидеть, улавливает ли данная методика разницу в развитии конфликтной компетентности различных групп подростков.

В связи с вышесказанным  были определены следующие задачи в  рамках данной работы:

  1. Разработка критериев подбора видеосюжетов, исходя из специфики подросткового возраста и специфики метода анализа конкретных ситуаций.
  2. Подбор видеосюжетов по выделенным критериям.
  3. Оценка эквивалентности отобранных сюжетов. Т.е. выяснение, являются ли разные задания уравновешенными по их трудности.
  4. Сравнение характеристик испытуемых по предложенным параметрам оценки развития конфликтной компетентности при помощи данной методики.

Исходя из поставленных целей  и задач, были выдвинуты следующие  гипотезы:

  1. Видеосюжеты, отобранные по выделенным критериям в качестве стимульного материала являются эквивалентными, т.е. уравновешенными по трудности.
  2. Работа с данным стимульным материалом в рамках предложенной методики позволяет выявить различия в развитии конфликтной компетентности:
  3. учащихся одного пола 6-х и 7-х классов;
  4. мальчиков и девочек одного возраста.

В экспериментальном виде данные гипотезы звучат следующим образом: . Гипотеза для оценки эквивалентности сюжетов:

Если различия полученных данных между средними значениями анализа  двух различных видеосюжетов у двух групп одного возраста и одного пола являются незначимыми, то можно считать  видеосюжеты эквивалентными, т.е. уравновешенными  по трудности.. Гипотеза для оценки уровня развития конфликтной компетентности у мальчиков и у девочек одного возраста:

Уровень конфликтной компетентности девочек и мальчиков одного возраста различается в силу асинхронности  развития подростков разного пола.. Гипотеза для оценки уровня развития конфликтной компетентности девочек 6-х и 7-х классов.

Уровень развития конфликтной  компетентности девочек старшего возраста предположительно должен быть выше, чем  девочек младшего возраста. Это связано  не только с возрастными особенностями, но так же с тем, что дети обоих  возрастов обучались по специальной  программе, направленной на формирование конфликтной компетентности. . Гипотеза для оценки уровня развития конфликтной компетентности мальчиков 6-х и 7-х классов:

Уровень развития конфликтной  компетентности мальчиков старшего возраста предположительно выше, чем  мальчиков младшего возраста по аналогичной  причине (см. гипотезу VI).

 

.2 Подбор и описание  видеосюжетов

 

Для диагностики уровня развития конфликтной компетентности мы применили  метод анализа конкретных ситуаций. В качестве стимульного материала были использованы видеосюжеты. Мы считаем, что видеосюжеты наиболее адекватны предлагаемому способу работы, т.к. конфликтная ситуация, как имеющая дискретные характеристики - это ситуация, развернутая во времени и пространстве. Видеосюжет наиболее подходит для реализации данной характеристики. Кроме этого, видеосюжет, демонстрирующий конфликтную ситуацию наиболее приближает ее к реально встречающимся в жизни ситуациям, что является большим плюсом их использования. Мы видим на экране реальных людей, совершающих реальные действия. Мы сопереживаем им и идентифицируем себя с каким-нибудь участником данной ситуации. Кроме этого, демонстрируя видеосюжет, мы обеспечиваем вовлеченность испытуемых в процесс конфликтной ситуации. Это способствует большему проникновению в ситуацию, прочувствованию ее, что позволяет примерить на себя данную ситуацию, а значит занять определенную позицию. Конфликтное переживание связано в действительности с очень сильной мотивацией. От мотивации, по сути дела зависит не только интенсивность действия, но и направленность, и избираемый способ поведения. Наглядность же и очевидность ситуации позволят подросткам в дальнейшем достаточно качественно ее проанализировать.

В связи с асинхронностью общеорганического развития и протекания полоидентификационных процессов подростков, а также полагая, что половозрастные особенности влияют на выбор и осуществление тех или иных стратегий поведения в конфликте, мы подбирали различные сюжеты для мальчиков и девочек.

Для отбора видеосюжетов в  качестве стимульного материала мы определили следующие критерии:

  1. Сюжет должен представлять собой конфликтную ситуацию, явленную для зрителя (конфликт должен быть явным);
  2. Участники конфликтной ситуации должны быть среднего подросткового возраста;
  3. Сюжет должен быть понятным зрителю (должно быть понятно, о чем идет речь, должна быть завязка конфликта, разворачивание конфликтной ситуации), но, вместе с тем, в конфликте должен быть элемент неопределенности (должно быть то, над чем можно было бы подумать);
  4. Конфликтная ситуация должна быть без завершения (конфликт без разрешения, зрители должны сами подумать, чем ситуация должна закончиться);
  5. Участники конфликтного взаимодействия должны быть одного пола со зрителями;

Согласно данным критериям  были отобраны четыре различных видеосюжета  для детей подросткового возраста. Сюжеты были взяты из детских фильмов, что обеспечивало их качественность, содержательность и доступность  анализа детям. Ниже перечисленны особенности каждого видеосюжета. Названия видеосюжетам давались условно для четкой дифференциации их при работе с обработанными данными.

Сюжеты для девочек:

  1. Сюжет Скамейка:

Сюжет взят из фильма Чучело. Стороны конфликта - две девочки-однокласницы. Конфликт происходит из-за слишком очевидной разности девочек. Не являясь подругами и никогда ими не бывшими девочки ссорятся после того, как одна по неосторожности рассказывает свои семейные секреты, ища поддержки одноклассницы, тут же ее не найдя и пожалев о содеянном. Первая девочка является инициатором конфликта. Сюжет достаточно прост и ясен для анализа, не вызывает больших переживаний. Действие разворачивается от начала и до конца в рамках данной ситуации.

  1. Сюжет Развалины. Стороны конфликта - группа одноклассников и девочка Чучело, которую одноклассники травят, считая, что она предатель, рассказавший классу об их побеге с урока в кино. Есть еще третья сторона - мальчик Дима, который и есть настоящий предатель. Чучело приняла его вину на себя, мальчик не может признаться в своей вине и мечется между страхом быть отвергнутым и желанием спасти Чучело. Конфликт сложнее, чем предыдущий, эмоционально насыщен, в нем множество участников взаимодействия.

Сюжеты для мальчиков

  1. Сюжет Карта. Стороны конфликта - двое мальчиков, играющих в пионерском лагере в игру Зарница. Один из них командир, другой - рядовой солдат. Командир обвиняет солдата в предательстве, которого тот не совершал. Все дело в том, что предательство солдата - часть стратегического плана командира по занесению фальшивой карты противникам. Сюжет так же эмоционально насыщен, достаточно сложен по характиристике взаимодействия сторон.
  2. Сюжет Обрыв. Из того же фильма. Двое из разных отрядов встречаются на обрыве скалы, на узкой тропе и не могут разойтись, боясь потерять свои погоны, за спиной у каждого - отряд противников. Сюжет достаточно ясный, процессуально разворачивающийся от начала и до конца в рамках данной ситуации, однако эмоционально достаточно насыщенный и яркий.

Чтобы оценить, являются ли эти сюжеты эквивалентными, мы провели  при помощи разработанной методики определение уровня развития конфликтной  компетентности у подростков 12-13 лет  на основе предложенных видеосюжетов.

 

3.3 Описание диагностической  процедуры

 

Перед проведением диагностики  нужно убедиться в рабочем  состоянии аппаратуры, заранее поставить  кассету в видеомагнитофон, Убедиться, что видеосюжет стоит на начале. Заранее приготовить чистые листы  бумаги для ответов, ручки. Перед  тем как дать инструкцию испытуемым рассадить их так, чтобы каждому  было видно экран телевизора, на удобном от него расстоянии. После этого можно приступать непосредственно к процедуре диагностики.. Этап индивидуального письменного анализа видеосюжетов.

Общая инструкция: Все мы общаемся друг с другом. Каждому  из нас в жизни приходится сталкиваться с различными ситуациями общения: и  простыми, и довольно сложными, - и  порой бывает трудно найти выход  из какой-либо ситуации. С помощью  методики, которую я вам предложу, вы сами сможете оценить, умеете ли вы находить выход из трудной ситуации.

Вам будет показан небольшой  видеосюжет из фильма, после просмотра которого я попрошу ответить вас на пять вопросов по сюжету.

Есть ли какие-нибудь вопросы?

Убедившись, что инструкция понята всеми, ведущий демонстрирует  детям видеосюжет. Напомню, что видеосюжет показывается не до конца, а до критической  точки оформившегося конфликта, на которой заканчивается этап ориентировки в ситуации и ситуация требует  начала непосредственно действий.

Содержание анализа задается вопросами, одинаковыми для всех ситуаций, на которые предлагается ответить каждому индивидуально  сразу после просмотра сюжета. После показа раздать детям листы  бумаги, убедиться, что у всех есть ручки.

Инструкция к письменному  анализу видеосюжетов: Теперь я вас  попрошу ответить письменно на пять вопросов по сюжету. Каждый вопрос я  буду зачитывать вслух, после чего вы сразу должны начать письменно отвечать на него. Ставьте цифру один и  слушайте первый вопрос.

Очень хорошо будет, если параллельно  с зачитыванием вопросов есть возможность  записывать их на доске, чтобы дети могли наглядно представлять себе эти  вопросы. Но не следует выписывать все  вопросы или печатать их на бланках  ответов заранее, чтобы не опережать  событий и не отвлекать детей  во время просмотра. На ответы я отпускала как правило пятнадцать минут, хотя дети заканчивали раньше.

Ниже приводится перечень вопросов к ситуациям:

  1. Что происходило в сюжете?
  2. В чем, по-твоему, причина происходящего?
  3. Что, по твоему мнению, чувствуют и думают участники происходящего?

4) Чем, по-твоему, закончится  данная ситуация?

  1. Что бы ты делал(а) на месте кого-либо из участников?

II. Этап группового анализа  конкретных ситуаций.

Инструкция: Сейчас я вам  предлагаю обсудить данную ситуацию в группе. Предлагаю начать с ответов  на последний, пятый вопрос.

Очередность ответов задавалась в зависимости от личного желания  кого - либо из группы или в порядке  очереди, задаваемой ведущим. В ходе ответов на вопрос предлагаются различные  варианты ответов на него, что и  служит основой для разворачивания дискуссии на предложенную тему. В ходе дискуссии, направляемой ведущим в нужное русло, производится анализ данной ситуации с выделением основных составляющих конфликтной ситуации, предметом конфликта, началом конфликтного взаимодействия, возможностью будущего исхода данной ситуации.

Основная цель этого этапа - определить различные взгляды и  мнения на ситуацию.

Задача ведущего - выделить наиболее определенные различные точки  зрения на ситуацию, противопоставить их друг другу. В ходе высказываний подростков просить обосновывать свою точку зрения. Если ситуация кем-либо не понята разобрать ее коллективно, попросив высказаться тем, кто ее понял.

 

.4 Характеристики участников  исследования

 

Для проверки возможности исследования уровня развития конфликтной компетентности подростков методом анализа конкретных ситуаций с помощью видеосюжетов, оценки эквивалентности видеосюжетов, а также определения уровня развития конфликтной компетентности подростков 12-13 лет было проведено исследование на базе Гимназии №1 Универс города Красноярска.

Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения