Социально - психологические конфликты и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 112.91 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Описание методики исследования конфликтной компетентности

 

2.1 Особенности исследования  конфликтной компетентности

 

Анализ различных подходов к рассмотрению конфликтной компетентности показывает насколько многогранным и неоднозначным является данное явление. Создание диагностического инструмента  для каждой из описанных сторон конфликтной  компетентности вряд ли является возможным, а если и возможным, то вероятнее  всего, это был бы слишком громоздкий инструментарий, очень неудобный  в использовании. Поэтому мы постарались  выделить самые основные моменты, определяющие, на наш взгляд, суть конфликтной  компетентности. В своих рассуждениях мы опирались на рассмотрение конфликтной  компетентности как на систему внутренних средств, необходимых для адекватной ориентировки в конфликтной ситуации и построения продуктивного взаимодействия, направленного на разрешение возникшего противоречия.

Вслед за Петровской Л.А. мы рассматриваем конфликтное действие, как и всякое действие, представленное в двух своих частях: ориентировочной  и исполнительной. Ориентировочная  часть действия всегда предваряет этап его исполнения, и в психологическом  смысле является наиболее значимой для  дальнейшего разворачивания действия в продуктивном или деструктивном  русле. Именно на этапе ориентировки возникают мотивы обоих из сторон, складывается дальнейший план действий, характер общения, задаваемый ценностями и установками субъекта деятельности, возникают чувства и эмоции участников ситуации. Таким образом, оценивая ситуацию и предполагая пути решения, участник тем самым демонстрирует свой уровень развития конфликтной компетентности. Исполнительная же часть действия определяется результатом ориентировки в ней. Т.е. исследуя то, как именно подросток  видит ситуацию, и какие пути развития этой ситуации он видит, мы можем оценить  его конфликтную компетентность

Такой аспект рассмотрения возможности диагностики конфликтной  компетентности не противоречит подходу  к рассмотрению конфликтной компетентности с точки зрения продуктивности-непродуктивности разворачивания конфликтного действия. Утверждение того, что нормой конфликта  является проект является подтверждением важности этапа ориентировки в ситуации, так как план дальнейших действий выстраивается именно на этапе ориентировки [12]. На этапе ориентировки происходит и оформление действий, что подчеркивается как важный шаг, т.к. встреча столкновение только достаточно оформленных действий представляет собой конфликт, который имеет разрешимый вид и может быть разрешен не как победа-выигрыш одной из сторон, а как снимающий противоречие в целом и, значит, принципиально продуктивный [15]. При этом подчеркивается важность оформленности действий с обеих сторон, чтобы оформленное должным образом действие могло столкнуться с соответственно оформленным действием. Тогда конфликт фиксируется как достаточно явленный для всех участников и шансы на продуктивный исход возрастают.

Таким образом, мы видим, насколько  важным является этап ориентировки в  ситуации. По сути, этот этап полностью  определяет поведение сторон в конфликтном  взаимодействии. Это становится понятно, если учесть какую важность придавал всей ориентировочной деятельности человека, как определяющей его поведение в целом, П.Я. Гальперин. А так же то, какими тонкими связями переплетаются между собой сами ориентировочная и исполнительная части действия. Об этом П.Я. Гальперин писал: В процессе действия … содержание его ориентировочной основы точка за точкой, соотносится с объективными условиями и последовательными изменениями, - соотносится не только ориентировочно, с помощью примеривания, но и путем фактического выполнения намеченных преобразований. Благодаря этому, теоретические знания, уже включенные в ориентировочную основу действия, начинают реально выполнять свое ориентировочное назначение, и между ориентировочной основой действия и исполнением устанавливаются многочисленные условные, нервные материальные связи [2].

Для обозначения составляющих ориентировочной части конфликтного действия мы взяли за основу предлагаемые Петровской Л.А. основные образующие конфликтной  компетентности. К ним относятся:

  1. Ориентировка в ситуации, или ситуационная компетентность;
  2. Ориентировка в собственном психологическом потенциале;
  3. Ориентировка в психологическом потенциале другой стороны.

Оценка данных компонентов  и выявляет уровень развития конфликтной  компетентности на этапе ориентировки в ситуации, т.е. позволяет оценить  видение ситуации подростками и  далее спрогнозировать поведение  подростка в той или иной конфликтной  ситуации. Адекватное видение ситуации, оформление плана дальнейших действий, выделение существенных связей в  ситуации и др. показывает нам уровень  владения ребенка ситуацией. При  этом нам не надо определять, сколько  именно и каких стратегий разрешения конфликта ребенок знает, и что  именно он знает о конфликте. Мы видим  уже результат применения данных знаний.

Внутри основных образующих конфликтной компетентности мы выделили также конкретные характеристики ситуации, позволяющие оценить более детально, насколько точно подросток может  в той или иной степени проанализировать данную ситуацию и оформить свое действие. Каждой ориентировочной способности  соответствуют свои характеристики ситуации.. Умение ориентироваться в ситуации.

В качестве параметров оценки данной способности мы предлагаем следующие  характеристики:

  1. Фиксация конфликта.

Хасан Б.И. утверждает, что  предназначение и позитивная функция  конфликта в том и состоит, чтобы через него представлялась возможность разрешить противоречия нашей жизни, при этом ситуацию своей встречи участникам необходимо рассматривать как нормальное столкновение и фиксировать как конфликтную. Таким образом ситуация строится как конфликтная с ориентацией на совместный продуктивный исход.

  1. Предмет конфликта.

Представления об обоснованиях столкновения, т.е. о том, что послужило  причиной столкновения, являются важной характеристикой при анализе  ситуации. Предметная несогласованность  во взаимодействиях - первое по рангу  обстоятельство, приводящее к непродуктивному разворачиванию конфликта [15]. Поэтому мы посчитали важным включить анализ предмета в характеристики конфликтной компетентности.

  1. Удерживание конфликта в его процессуальности.

Конфликтная ситуация - это  всегда ситуация, развернутая во времени, которая имеет свое начало, течение  и исход. Оценивая данную характеристику, мы видим, насколько подросток умеет  отслеживать конфликт на всех его  стадиях, и насколько адекватно  предполагаемые действия подростка  включаются в ситуацию как процесс, а так же, насколько далеко вперед в своих действиях может забегать ребенок, анализируя данную ситуацию. Данная способность является важной составляющей умения оформления своих  действий. Кроме того, если ребенок  отслеживает ситуацию от начала и  до конца, то это говорит о не избегании  конфликтного взаимодействия и принятия конфликтной ситуации.

  1. Обобщенность описания ситуации.

Достаточная оформленность своих действий предполагает выделение существенных связей во взаимодействии. Это отражается, в свою очередь на способе описания ситуации. Выделение основных моментов конфликтного взаимодействия и точность их описания экономит время для адекватной оценки ситуации и способствует быстрому принятию решения о дальнейших действиях.

Вышеперечисленные характеристики, на наш взгляд, отражают в достаточном  объеме умение человека ориентироваться  в конфликтной ситуации.. Умение ориентироваться в потенциале другого участника конфликтного взаимодействия.

Характеристика участников - важнейшее звено в описании конфликта, так как именно от участников, их ресурсов, их воли зависит собственно разрешение конфликта. Предлагаем следующие  характеристики для оценки данного  умения:

1.Описание мыслей другого  (других) участника.

Понимание того, что в  данный момент думает другая сторона  и как она оценивает ситуацию в целом, способствует адекватному  построению и оформлению своих действий, а так же влиянию на действия другого  участника.

2.Описание чувств другого (других) участника.

Эмпатия как способность становиться на место другого способствует снятию эгоцентрической позиции в конфликте, а также уменьшению межличностной конфронтации. Принятие своего оппонента как себе равного способствует продуктивному разрешению конфликта.

3.Описание позиций основных  участников.

Для разрешения противоречия и движения в конфликте в продуктивном русле нужно оформить свое действие, но оформление имеет смысл для  того, чтобы оформленное должным  образом действие могло столкнуться  с соответственно оформленным действием. Это не значит, что конфликт автоматически  разрешается, но его можно зафиксировать  как достаточно явленный для всех участников, достаточно прозрачный для анализа [15]. Оценка позиции другой стороны позволяет согласовывать свои действия с действиями других сторон и в какой-то мере предварять ход событий. Для реалистичного описания конфликта чрезвычайно важно выяснение подлинных интересов и целей всех, связанных с конфликтом лиц. Соответствие интересов, целей, стратегий и тактик конфликтной деятельности, участвующих сторон является ключевым условием разрешимости конфликта [15].. Умение ориентироваться в собственном потенциале.

  1. Занятие собственной позиции.

Важнейшая характеристика конфликтной  компетентности - субъектная позиция  участника. Оформление и представленность интересов становится ведущим в формировании конфликтной ситуации. В зависимости от ясности интересов формулируются и цели в конфликтном взаимодействии. В межличностных конфликтах выявление и оформление интересов и целей представляют собой значительную часть процесса разрешения, если этот процесс организован с установкой на продуктивное разрешение. Важно при анализе конфликтной ситуации не противопоставлять интересы и цели, а сопоставлять их.

. Постановка задачи для  себя.

Здесь мы анализируем насколько  деятельно и обоснованно занята позиция, а также предлагаются ли пути разрешения ситуации.

Таким образом, было выделено девять основных параметров для определения  уровня развития конфликтной компетентности. Для оценки параметров были разработаны  шкалы для оценивания каждого  из представленных здесь параметров.

В качестве метода для диагностики  был использован метод анализа  конкретных ситуаций. В качестве стимульного материала были применены видеосюжеты.

Итак, цель методики - определение  уровня развития конфликтной компетентности подростков как системы внутренних средств для ориентировки в конфликтной ситуации при помощи измерения выделенных параметров конфликтной компетентности и суммы значений параметров как показателя общего уровня развития конфликтной компетентности.

 

.2 Описание метода анализа  конкретных ситуаций

 

Метод анализа конкретных ситуаций берет свое начало еще в 50-х годах, когда английские врачи  Майкл и Энид Балинты организовали постоянно действующий семинар врачей-практиков с целью углубления взаимопонимания и взаимодействия между ними и пациентами. Основную свою задачу Балинты видели в преодоления субъективного профессионального апломба врвча, который может привести его к апостольской позиции непогрешимого диагноста и клинициста.

Практически сессия балинтовской группы выглядела следующим образом: каждый из участников в порядке очередности докладывает свой казус путем описания проведенной им консультации, приводя факты, касающиеся истории болезни пациента, окружающей его среды, особенностей своего взаимодействия с ним и, наконец, собственные мысли и чувства по поводу данного пациента, предполагаемый диагноз. Его внимательно выслушивают, иногда задают вопросы или дискутируют. Руководитель группы поощряет участников в обсуждении данного случая отношений врач-пациент; при этом он старается воссоздать психологическую модель изложенного казуса. Таким образом происходит исследование слабых мест в психотерапевтическом поведении врача-докладчика.

Таким образом, метод анализа  конкретных ситуаций появился, да и  продолжал развиваться в рамках дискуссионных методов в социальной психологии. Анализируя различные дискуссионные  методы, Емельянов Ю.Н. отмечает [5], что  любой рассказ индивида о своих  взаимоотношениях с окружающими  всегда дает интересный диагностический  материал о его личностных и профессиональных особенностях. Из таких сообщений  можно вычленить типовую модель взаимодействия с окружающими, характерную  для данного индивида.

Цель Балинтовской группы - распознать ограниченность профессионального паттерна своего коллеги, воссоздать более широкую картину болезни его пациента, выходя за рамки традиционной нозологии и двигаясь в направлении комплексного, всеохватывающего диагноза, одинаково важного для пациента, врача и семьи больного.

Обсуждая метод группового анализа проблемных ситуаций, Емельянов  Ю.Н. рассматривает его в различных  модификациях. Так он выделяет метод  анализа ситуаций с ориентацией  на задачу (например, разбор казусов  из производственной практики), так  и на межличностные отношения (как  пример он приводит метод конструктивных конфликтов в психотерапии).

Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения