Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, контрольная работа
Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития.
В условиях современного стрессогенного общества одной из актуальных задач психологии является поиск путей профилактики и урегулирования возникающих конфликтов. В этой связи, особую роль приобретает наличие у личности конфликтной компетентности.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие «конфликтная компетентность» личности…………………......5
2. Структура и функции конфликтной компетентности…………………....9
3. Типология конфликтных личностей……………………………………...12
4. Знание стратегии предотвращения конфликтов…………………………13
5. Краткая характеристика основных методик по диагностике конфликтной компетентности личности…………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………24
В эксперименте принимали участие 156 школьников 12-13 лет (77 девочек и 79 мальчиков): четыре 6-х и четыре 7-х классов. В каждом классе методика проводилась отдельно у девочек, отдельно у мальчиков. Каждая группа смотрела свой сюжет. Ниже приводятся данные какой именно сюжет смотрели дети, принадлежащие какой группе.
Сюжеты для девочек:
Сюжеты для мальчиков:
Для дальнейшего анализа, группы одного и того же пола и возраста, смотревшие один сюжет были объединены в одну выборку для удобства дальнейшего анализа. Таблицы значений данных обработки письменных протоколов каждого испытуемого, по каждой группе детей представлены в приложении №1. В таблице указаны значения оценки каждого испытуемого по каждому из параметров. В таблице так же указан суммарный балл по всем параметрам для каждого испытуемого, определяющий общий уровень развития конфликтной компетентности данного испытуемого в сравнении с показателями других испытуемых (сырые баллы пока не переведены в стандартные).
3.5 Анализ обработанных
данных диагностической
3.5.1 Количественный анализ
При проверке всех гипотез для оценки достоверности или недостоверности различий данных двух независимых выборок мы применили метод Стьюдента (t-тест) анализа разницы средних для двух независимых выборок. Расчет осуществлялся по формуле:
( 1 )
где М1 - средняя первой выборки; М2 - средняя второй выборки; S1 - стандартное отклонение для первой выборки; S2 - стандартное отклонение для второй выборки; n1 и n2 - число элементов в первой и второй выборках. Расчет стандартного отклонения рассчитывается по следующей формуле:
( 2 )
где xi - каждое наблюдаемое значение признака; х - среднее арифметическое значение признака; n - количество наблюдений. Среднее арифметическое рассчитывается по следующей формуле:
( 3 )
Для определения достоверности или недостоверности различий необходимо найти в таблице значений критерия t Стьюдента, число степеней свободы h, которое определяется по формуле:
( 4 )
где n - общее число испытуемых в обеих выборках. [3]
Проверка первой гипотезы об эквивалентности сюжетов.
Для проверки гипотезы мы решили сравнить результаты испытуемых одного возраста и пола, смотревших разные сюжеты. Т.е. мы уравняли всех испытуемых по характеристикам возраста и пола, чтобы посмотреть, насколько сопоставимыми будут данные определения уровня конфликтной компетентности двух групп по анализу двух различных ситуаций.
Результаты вычислений:
Для девочек 6-х классов, смотревших сюжеты Развалины и Скамейка:
t = 0,06; h = 37; p > 0,05; (табличное значение =1,70) разница между двумя выборками недостоверна.
Вывод: сюжеты Развалины и Скамейка можно считать эквивалентными, т.е. уравновешенными по трудности для девочек данного возраста (12 лет) (см. Диаграмму № 1 ).
Для девочек 7-х классов, смотревших сюжеты Развалины и Скамейка:
t = 0,258; h = 36; p > 0,05; (табличное значение =1,70) разница между двумя выборками недостоверна.
Вывод: сюжеты Развалины и Скамейка можно считать эквивалентными, т.е. уравновешенными по трудности для девочек данного возраста (13 лет) (см. Диаграмму № 2).
Для мальчиков 6-х классов, смотревших сюжеты Обрыв и Карта:
t = 0, 191; h = 44; p > 0,05; (табличное значение =1,68) разница между двумя выборками недостоверна.
Вывод: сюжеты Обрыв и
Карта можно считать
Для мальчиков 7-х классов, смотревших сюжеты Обрыв и Карта:
t = 1,211; h = 31; p > 0,05; (табличное значение =1, 70) разница между двумя выборками недостоверна.
Вывод: сюжеты Обрыв и
Карта можно считать
Общий вывод для первой гипотезы: При помощи расчета критерия t Стьюдента недостоверность различий между данными, полученными в результате анализа двух различных сюжетов двумя группами подростков одного возраста и одного пола была доказана для всех четырех групп подростков и всех четырех сюжетов. Таким образом гипотеза полностью подтвердилась. Мы можем считать все четыре сюжета эквивалентными.
Подтвердив, таким образом,
эквивалентность сюжетов для
мальчиков и девочек мы имеем
право сравнивать данные, полученные
при анализе различных
Проверка второй гипотезы о различиях уровня развития конфликтной компетентности у мальчиков и девочек одного возраста.
Для проверки гипотезы мы сравнивали сначала девочек и мальчиков 6-х классов, затем 7-х классов.
Результаты вычислений:
Для девочек и мальчиков 6-х классов:
t = 0,27; h = 83; p > 0,05; (табличное значение для уровня значимости 0,05=1,65) разница между выборками недостоверна.
Для девочек и мальчиков 7-х классов:
t = 6,208; h = 69; p < 0,001; (табличное значение для уровня значимости 0,001=3,29 ) разница между двумя выборками достоверна с высокой долей вероятности.
Вывод для второй гипотезы. Гипотеза подтвердилась только для девочек и мальчиков 7-х классов, причем результаты девочек гораздо выше, чем результаты мальчиков (см. Диаграмму № 5). В 6-х классах различия результатов не значимы, т.е. и мальчики и девочки выполнили задание на одном уровне (см. Диаграмму № 6).
Проверка третьей гипотезы о различиях уровня развития конфликтной компетентности девочек 6-х и 7-х классов.
Для проверки данной гипотезы, мы сравнили всех девочек 6-х классов и всех девочек 7-х классов, вне зависимости от анализируемых видеосюжетов.
Результаты вычислений для девочек:
t = 3, 97; h = 75; p < 0,001; (табличное значение для уровня значимости 0,001=3,29 ) разница между двумя выборками достоверна с высокой долей вероятности.
Вывод для третьей гипотезы: Различия между результатами девочек 12 и 13 лет достоверны, причем более высокие показатели у девочек старшего возраста. Гипотеза подтвердилась. Это может говорить, как о возрастных различиях (с возрастом уровень конфликтной компетентности повышается), но это так же может говорить о положительных эффектах прохождения специального учебного курса (И.Ц.Н.).(см. Диаграмму № 7)
Проверка четвертой гипотезы о различиях уровня развития конфликтной компетентности мальчиков 6-х и 7-х классов.
Результаты проверки вычислений.
t = 2, 926; h = 77; p < 0,01; (табличное значение для уровня значимости 0,01=2,58 ) разница между двумя выборками достоверна с достаточно высокой долей вероятности, причем результаты мальчиков 6-х классов выше(!) чем результаты мальчиков 7-х классов. (см. Диаграмму № 8)
Вывод для четвертой гипотезы: Различия между результатами мальчиков 12 и 13 лет достоверны, причем более высокие показатели у мальчиков младшего возраста. Гипотеза подтвердилась. Различие данных в пользу мальчиков младшего возраста может говорить о кризисной ситуации развития мальчиков седьмых классов, когда меняется вся социальная ситуация развития подростка, требуя построения нового типа отношений к ребенку.
3.5.2 Качественный анализ
Для проведения качественного анализа, мы наглядно изобразили результаты при помощи диаграмм. (см. приложение №2).
Общие выводы количественной и качественной обработки полученных данных:
3. По данным проведения
методики наблюдается
. Самые высокие результаты
получили девочки седьмых
.6 Анализ проведения процедуры исследования. Особенности проведения диагностической процедуры
Методика довольно сложна как по характеру проведения процедуры, так и по характеру обработки материала и требует глубокого проникновения в суть метода и формы работы с ним.
Особенную трудность для меня представляла работа на этапе группового анализа предложенных ситуаций. Работа в группе вообще не такая простая вещь, а работа с подростками представляет двойную сложность. Кроме того, ведение групповой дискуссии предполагает владение различными, многочисленными навыками, умением владеть ситуацией, направлять ход дискуссии, сопоставлять различные точки зрения и т.д.
Конечно, работа с девочками
является более легкой и однообразной,
чем работа с мальчиками, но с
мальчиками мне удавалось гораздо
продуктивнее работать именно на этапе
групповой работы. Они легче включаются
в работу, начинают сами обсуждать
свои позиции, сами разворачивают дискуссию.
Мальчикам присуща достаточно выраженная
ориентация на группу и на групповые
формы работы. Девочки больше настроены
на индивидуальную работу, они более
подробно описывают ситуацию, значительно
лучше описывают мысли и
Мальчики, как правило, воспринимают в самом начале работу как развлекательную игру, девочки настроены на работу с самого начала. В группе мальчиков чаще встречается феномен группового давления, когда индивидуальная работа превращается групповое подражание друг другу - кто круче выскажется, или один подросток начинает демонстрировать мысли вслух, как правило, не соответствующие работе с материалом, а другие его копировать. Несмотря на такую совершенно нерабочую атмосферу случалось, что демонстрируя группе свои умения искажать и переделывать ситуацию, дети, тем не менее, вполне справлялись с задачей анализа ситуации.
Особо надо отметить этап обработки
письменных протоколов, как требующий
определенного тонкого
Информация о работе Социально - психологические конфликты и методы их разрешения