Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

                              Министерство образования и науки РФ

                           Смоленский государственный университет

                        Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Содержание образования в специальной      

                (коррекционной) общеобразовательной

                                          школЕ VIII ВИДА

                                              Курсовая работа

 

 

 

 

              Студентки 3 курса

              психолого-педагогического  

              факультета

             очного отделения

              Озеровой О.С.

 

               Научный руководитель:

                канд. пед. наук, доцент

                Меженцева Г.Н.

 

 

                                              Смоленск

                                        2012

Оглавление

                                                                                                                              Стр.

Введение………………………………………………………………………...3

    Глава  І. Содержание образования умственно отсталых детей как         педагогическая проблема……………………………………………..6

    1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
    2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8

Выводы……………………………………………………………………….....28

ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в    школе 8 вида………………………………………………………….30

2.1. Анализ состояния  вопроса в практике работы  школы 8 вида…...30

2.2. Организация и результаты  констатирующего эксперимента…....44

Выводы…………………………………………………………………………48

Заключение…………………………………………………………………….52

Список изученной  литературы……………………………………………..55

Приложение…………………………………………………………………….57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы.

Современная система  образования характеризуется многообразием  научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними. Поэтому вопрос о создании образования в специальной школе 8 вида весьма актуален. Актуальность темы, практическая значимость и недостаточная разработанность обуславливали выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе 8 вида.

Предмет исследования – содержание образования в коррекционной школе 8 вида.

Анализ состояния  вопроса в теории и практике позволили  сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза  исследования – повысить эффективность содержания образования в коррекционной школе 8 вида. Можно, если выполнять следующие дидактические условия:

    1. подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из массовых рабочих профессий;

 

    1. воспитание у учащихся личностных качеств  

                        (целеустремленность, решительность,  работоспособность и др),         

                   необходимых для  успеха в  современном обществе.

 

Цель исследования – определить дидактические условия эффективности содержания образования в коррекционной школе 8 вида. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

1) изучить состояние проблемы в теории и практике коррекционного обучения;

2) выявить особенности содержания образования в коррекционной школе 8 вида;

3) определить дидактические условия, повышающие эффективность содержания образования в коррекционной школе 8 вида;

Важнейшие источники  исследования:

  1. литература по вопросам истории, психологии, теории и методике проблемы;
  2. школьные учебные программы, методические пособия и учебники;
  3. школьная документация.

Для проверки выдвинутой гипотезы решения поставленных задач  была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:

  1. наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
  2. беседы с учителями, учащимися;
  3. изучение состояния проблемы в опыте учителя;
  4. анализ обобщения и выработка гипотезы;
  5. изучение результатов деятельности школьников.

Апробация результатов  исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научной студенческой конференции СмолГУ (апрель 2012г.).

 

Положения, выносимые  на защиту: дидактическими условиями эффективности содержания образования коррекционной школы 8 вида являются:

    1. проведение коррекции дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе его обучения общеобразовательным дисциплинам и профессионально-трудовой подготовки;
    2. подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Объем и структура  работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка изученной литературы («источников) и приложения. Объем работы - 62страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА Ι. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

              1.1. Понятие и сущность содержания образования

         В современной отечественной педагогической науке существуют разные определения содержания образования.

Вот некоторые из них:

1. «Содержание образования  – основные знания, умения, навыки, требуемые спецификой данной  области научных знаний» [5].

2. «Содержание образования  – научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» [13].

3. «Содержание образования  – это содержание триединого  целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека» [7].

4. «Содержание образования  – та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» [1].

5. «Личностно-ориентированное  содержание образования направлено  на развитие целостного человека: его природных способностей (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие социальных и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и религиозную ценность» [12].

6. «…Под содержанием  образования следует понимать  ту систему научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» [18].

7. «Под содержанием образования понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» [14].

Но этого многообразия определений можно выделить три основных концепции содержания образования:

Одна из концепций  содержания образования трактует его  как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как: способность  к творчеству, умение реализовать свободу выбора и т.д. Это, так называемый, знаниево-ориентированный подход. Он направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к самостоятельной жизни в обществе.

Другая концепция рассматривает  содержание образования как совокупность ЗУНов, которые должны быть усвоены учениками. « Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» [18].

Третья концепция получила свое обоснование в трудах М.Н. Скаткина,

И.Л. Лернера, В.В. Краевского. В соответствии с ней содержание образования состоит из четырех  основных структурных элементов: опыта  познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов-знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Эти элементы связаны между собой таким образом, что каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования [6].

    1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида

Специальные общеобразовательные  школы для умственно отсталых детей  являются одним из звеньев  общей системы образования, что  отражено в соответствующих законодательных  актах и нормативных документах. Особенности развития умственно отсталых детей вызвали необходимость научно обосновать определение объема содержания образования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.

Умственно отсталые школьники  должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание образования, как в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащегося некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено  усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной деятельности. Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания в специальной (коррекционной) школе 8 вида формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача специальной общеобразовательной школы – формирование умений и навыков учебной деятельности [9].

Содержание образования  в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе 8 вида не может обеспечить формирование творческой деятельности учащихся, в  основе которой лежит самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т.п. В то же время нельзя приучать умственно отсталых школьников приобретать знания только в готовом виде и усваивать умения по образцу. Учитывая интеллектуальные и возрастные возможности школьников, следует создавать ситуации, направленные на поиски некоторых самостоятельных решений.

Содержание образования  в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе 8 вида  направлено на обеспечение  у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Однако для достижения этого школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьникам образование [11].

В настоящее время  особенности умственно отсталого  ребенка достаточно хорошо изучены.  Известно, что у этих детей нарушены процессы восприятия и представления  памяти, внимания, мышления и другие. (Т.Н. Головина, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). По данным  многих отечественны и зарубежных дефектологов,  у умственно отсталых детей чаще, чем у нормальных, встречаются недостатки произношения. У  многих эти недостатки объясняются не только нарушением артикуляционного аппарата, сколько слабостью развития фонематического слуха, т.е. малой дифференцированностью слуховых восприятий  (Р.М. Босхис, Р.Е. Левина) [2].

Важное теоретическое  положение, выдвинутое Л.С. Выготским, которое легло в основу разработки вопросов содержания образования, заключается в том, что нельзя строить обучение умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. По мнению Л.С. Выготского, характеризовать такого ребенка как задержанного в физическом и психическом развитии, ослабленного и т.д. – верно только наполовину, потому что отрицательной характеристикой нисколько не исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка [17].

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа росла  и совершенствовалась одновременно с совершенствованием общего образования в стране. В соответствии с этим жизненно важные этапы развития школы в основных ее направлениях и задачах в равной степени касаются и специальной школы. На современном этапе задачи, предусматривающие повышение качества образования и воспитания, улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, формирование положительных нравственных качеств, являются главными в деле обучения и воспитания учащихся всех типов специальных школ, в том числе и вспомогательных. С целью создания условий для совершенствования системы общеобразовательного и трудового обучения, разностороннего воспитания учащихся претерпевает изменение и структура этой школы. Вызывается это разными причинами, в том числе и тем, что многие учащиеся заканчивают школу в возрасте 16-и лет. Однако в это возрасте умственно отсталые подростки физически и нравственно еще недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни, что в настоящее время вызывает трудности в их устройстве на работу [2].

Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида