Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57
Министерство образования и науки РФ
Смоленский государственный университет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Содержание образования в специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школЕ VIII ВИДА
Студентки 3 курса
психолого-педагогического
факультета
очного отделения
Озеровой О.С.
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Меженцева Г.Н.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
Выводы………………………………………………………………
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты
констатирующего эксперимента….
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список изученной
литературы……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы.
Современная система
образования характеризуется
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе 8 вида.
Предмет исследования – содержание образования в коррекционной школе 8 вида.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволили сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза исследования – повысить эффективность содержания образования в коррекционной школе 8 вида. Можно, если выполнять следующие дидактические условия:
(целеустремленность, решительность,
работоспособность и др),
необходимых для успеха в современном обществе.
Цель исследования – определить дидактические условия эффективности содержания образования в коррекционной школе 8 вида. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1) изучить состояние проблемы в теории и практике коррекционного обучения;
2) выявить особенности содержания образования в коррекционной школе 8 вида;
3) определить дидактические условия, повышающие эффективность содержания образования в коррекционной школе 8 вида;
Важнейшие источники исследования:
Для проверки выдвинутой гипотезы решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научной студенческой конференции СмолГУ (апрель 2012г.).
Положения, выносимые на защиту: дидактическими условиями эффективности содержания образования коррекционной школы 8 вида являются:
Объем и структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка изученной литературы («источников) и приложения. Объем работы - 62страницы.
ГЛАВА Ι. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие и сущность содержания образования
В современной отечественной педагогической науке существуют разные определения содержания образования.
Вот некоторые из них:
1. «Содержание образования – основные знания, умения, навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» [5].
2. «Содержание образования – научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» [13].
3. «Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека» [7].
4. «Содержание образования – та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» [1].
5. «Личностно-ориентированное
содержание образования
6. «…Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» [18].
7. «Под содержанием образования понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» [14].
Но этого многообразия определений можно выделить три основных концепции содержания образования:
Одна из концепций
содержания образования трактует его
как педагогически
Другая концепция
Третья концепция получила свое обоснование в трудах М.Н. Скаткина,
И.Л. Лернера, В.В. Краевского. В соответствии с ней содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов-знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.
Эти элементы связаны между собой таким образом, что каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования [6].
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида
Специальные общеобразовательные
школы для умственно отсталых
детей являются одним из звеньев
общей системы образования, что
отражено в соответствующих
Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание образования, как в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащегося некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной деятельности. Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания в специальной (коррекционной) школе 8 вида формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача специальной общеобразовательной школы – формирование умений и навыков учебной деятельности [9].
Содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида не может обеспечить формирование творческой деятельности учащихся, в основе которой лежит самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т.п. В то же время нельзя приучать умственно отсталых школьников приобретать знания только в готовом виде и усваивать умения по образцу. Учитывая интеллектуальные и возрастные возможности школьников, следует создавать ситуации, направленные на поиски некоторых самостоятельных решений.
Содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Однако для достижения этого школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьникам образование [11].
В настоящее время
особенности умственно
Важное теоретическое положение, выдвинутое Л.С. Выготским, которое легло в основу разработки вопросов содержания образования, заключается в том, что нельзя строить обучение умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. По мнению Л.С. Выготского, характеризовать такого ребенка как задержанного в физическом и психическом развитии, ослабленного и т.д. – верно только наполовину, потому что отрицательной характеристикой нисколько не исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка [17].
Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа
Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида