Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57
Научность содержания образования. Применительно к специальной школе он означает, что в доступности учебного материала не может быть допущено такое упрощение его, при котором искажаются трактовки тех или других фактов и явлений общественной жизни, живой и неживой природы, искажаются понятия, закономерности. Необходима научная достоверность сообщаемых учащимся сведений, показ явлений в их взаимоотношениях, создания у учащихся верных представлений об окружающем [23].
Межпредметные связи. Если специальная школа, как и массовая, отказалась от комплексного построения программ, при котором нарушалась систематичности в изучении отдельных учебных предметов, а, следовательно, целостное представление о системе науки, изучаемой предметом, то это не означает, что мы должны отказаться от установления связей между предметами. Ведь в жизни, в процессе общественно полезной, трудовой деятельности человека знания, умения, навыки, усваиваемые по различным предметам, органически взаимосвязаны.
Учащиеся специальной школы вследствие их интеллектуальной недостаточности затрудняются самостоятельно установить эти взаимосвязи. А без этого их знания, умения и навыки будут мало связаны с их жизнедеятельностью. Межпредметные связи осуществляются в содержании образования, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудом, между трудом и математикой, между родным языком и трудом [23].
Обеспечение пропедевтического этапа обучения. Пропедевтика обучения в школе 8 вида представляет собой особую систему уроков, которая направлена на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Задачи пропедевтического этапа – формирование определенного круга элементарных представлений, умений в познавательной и учебной деятельности, обеспечивающих готовность к усвоению программного материала.
Пропедевтический этап в содержании образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида выполняет по существу ту роль, которая возлагается на концентричность построения программ. Как отмечает Н.П. Коняева, в отличие от массовой школы, где тенденция при построении содержании обучения в основном придерживаться линейно-систематического расположения учебного материала, школа 8 вида ориентируется на концентрическое его расположение, смысл которого заключается в том, что на каждом новом этапе обучения развиваются, углубляются те знания и умения, которые изучались на предшествующих этапах.
Б.П. Пузанов и другие считают, что только реализация всех названных выше принципов при разработке содержания образования создает благоприятные условия для решения задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида – коррекции недостатков психофизического развития учащихся и подготовки к общественно полезной жизни. Но надо помнить, что содержание обучения является лишь одним, хотя и очень важным аспектом, обеспечивающим успешное решение задач школы 8 вида. В полную меру задачи такой школы могут быть решены рациональной организацией всего учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь качеством учебного процесса [23].
Противоречивые процессы,
происходящие в стране в последние
годы, оказывают качественное влияние
на состояние и перспективы
Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации содержания образования. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа по-прежнему остается не только стабильным, но и социально защищены источником жизневедческого опыта для детей с нарушениями интеллектуального развития [9].
Следует также подчеркнуть, что именно школа изначально более чутко реагирует на прогнозы и изменения, происходящие в жизни государства и общества, т.к. школьная среда – это наиболее устойчивый маршрут движении подрастающего поколения от младшего возраста до юношеской зрелости, сегодня этот путь для детей с умственной отсталостью охватывает не 8 – 9 лет, как прежде, а 11–12 лет. Структурные изменения влекут за собой преобразования в учебной среде, она предполагает выбор и использование современных педагогических технологий, разработку нового содержания образования, все это совокупно способствует социальному развитию детей на всех этапах обучения [10].
Неравномерность развития специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью на этапе реформирования всей системы образования объясняется, с одной стороны, общей характеристикой состояния социально-экономических и общественных отношений в стране, а с другой – неоднозначностью подходов к целям и содержанию образовательных стратегий в имеющихся условиях.
Специальная (коррекционная) школа 8 вида имеет право на дальнейшее развитие в соответствии с требованиями времени. Эволюционное развитие специального коррекционного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья должно основываться не только на феноменологии и специфике интеллектуального недоразвития, но прежде всего – ценности личности самого ребенка. В этой связи организация среды, оптимально способствующая его развития, требует сегодня анализа и проверки в части процессуальных, методических, прогностических элементов коррекционной технологии как единой системы. Проще говоря, нужно отчетливо представлять, что ребенка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование навыков культурного и социального поведения, креативных путей в доступных и разнообразных видах деятельности [9].
Названный спектр условий развития личности можно успешно представлять программам обучения и воспитания, иерархично построив их содержание в соответствии с возрастными и индивидуальными различиями детей от младшего к старшему возрасту, что и попыталась сделать И.М. Бгажнокова в представленном ее учебном плане для 11 (12) – летней школы (вариант 2) и образовательных программах для 0 – 9 классов [20].
Автор отчетливо представляет, что со временем школа изменятся, контингент детей будет характеризоваться более сложной структурой недоразвития, именно поэтому И.М. Бгажнокова считает необходимым сегодня заложить основные принципы моделирования образовательной среды, где содержание образования для этих детей должно иметь определенную степень свободы от узкопредметных дидактических требований, тестов и недостижимых стандартов, имея в виду как стартовое условие доступное, дифференцированное, развивающее обучение с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития ребенка. Результаты деятельности школы 8 вида должны оцениваться не в рамках предметно ориентированных стандартов по учебным программам, а по реабилитационному потенциалу и той социальной функции, которую выполняет специальное коррекционное учреждение 8 вида для общества в целом [19].
В ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась при выполнении следующих дидактических условий:
1. проведение профессионально-
2. социально-трудовая адаптация учащихся;
3. лечебно-оздоровительная работа;
4. 11-12-ти летний срок обучения.
Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида