Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Учащиеся с тяжелой  умственной недостаточностью на младших  годах обучения усваивают буквы, учатся слоговому чтению. Они читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей [2].

В старшем школьном возрасте учащиеся читают из учебников для  специальной школы простейшие тексты, пересказывают их с опорой на вопросы учителя, упражняются в чтении рукописного текста.

Большое внимание уделяется  списыванию письменных и печатных текстов  с классной доски и учебника, определенное время отводится работе с деформированным текстом.

В ходе обучения письму учащиеся объясняют отдельные правила  правописания (точка в конце предложения, заглавная буква в начале предложения, написание имен собственных), их учат различать твердые и мягкие согласные, объясняют, в каких случаях в конце и в середине слова пишется мягкий знак.

Итак, задачами обучения русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида являются:

  • обучение учащихся правильному и осмысленному чтению доступных их пониманию художественных и газетно-журнальных текстов, привитие интереса к чтению;
  • формирование у учащихся прочных навыков аккуратного, разборчивого и грамотного письма на основе усвоения начальных сведений по грамматике и правописанию;
  • обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме [16].

 

МАТЕМАТИКА

В курсе математики изучается  «Арифметика» и «Элементы наглядной  геометрии». Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметики изучается с постепенным увеличением объема и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счет», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики дается геометрический материал на распознавание простейших геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными чертежными приборами. Весь учебный материал расположен по четвертям, где равномерно нашли свое отражение  все названные разделы программы. Самое серьезное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей [15].

Математика изучается с 1-го по 9-ый классы, имеет исключительное значение для подготовки учащихся к трудовой деятельности. За период обучения во вспомогательной школе учащиеся должны получить следующие математические знания и навыки:

  • производство четырех арифметических действий с отвлеченными и именованными числами;
  • знание метрической системы мер, мер времени и имения пользоваться этими мерами;
  • элементарные сведения о простых и десятичных дробях и умение производить сложение и вычитание их;
  • элементарные навыки черчения с помощью простейших чертежных инструментов и знакомства  с простейшими геометрическими телами на уроках наглядной геометрии;
  • умение решать несложные арифметические задачи [16].

 

На уроках математики глубоко умственно отсталые дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах, требуемых программой. Учащиеся решают простейшие задачи, к  более сложным переходят на средних и главным образом на старших  годах обучения.

Уроки математики продуктивны  в том случае, когда они тесно  связаны с предметно-практической деятельностью детей, строятся на материале  трудового обучения и программы  социально-бытовой ориентировки [11].

 

ГЕОГРАФИЯ

   В начальном курсе географии учащиеся учатся ориентироваться на местности, им даются понятия «план», «глобус», «карта», узнают о их расположении, получают представление о климате. Знакомясь с природой, школьники узнают о географическом положении, границах, пограничных государствах, морях, озерах. Они изучают разнообразие природных условий на территории нашей страны, получают краткие сведения об особенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения.

   Изучая географию, школьники получают элементарные знания по 

     экономической  географии нашей страны. Особое  внимание уделяется  

     формированию  у учащихся представлений о  разнообразии занятий населения,  связанных с природными условиями,  о взаимосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружающей среды [15].

   Содержание географического  и естествоведческого материала  такой школе предусматривает  элементарное экономическое образование учащихся, формирует у них доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умения правильно объяснить некоторые явления природы.

   Глубоко умственно  отсталым учащимся даются понятия  о жизни животного и растительного  мира. Их учат различать диких и домашних животных, разнообразные виды деревьев и кустарников. Дети ведут наблюдения за изменениями в природе, учатся с помощью педагога делать простейшие выводы [2].

  Большая роль на  этих занятиях отводится экскурсиям, познавательным прогулкам, в ходе которых дети в естественной обстановке закрепляют полученные знания.

  География, как учебный предмет, имеет большое коррекционное и воспитательное значение. Занятия географией воспитывают у детей любознательность, привычку к наблюдениям за явлениями природы, умение сравнивать, устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях природы. Наряду с естествознанием, география участвует в природоохранном и экологическом воспитании учащихся, воспитывает любовь к родному краю, Родине [16].

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

          Содержание этого курса предусматривает  изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым  школьникам, о живой и неживой  природе, об организме человека  и охране его здоровья. Они  узнают об основных элементах  живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека.

 У учащихся формируется  правильное понимание и отношение  к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают  некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранение и укрепления здоровья [16].

 

ИСТОРИЯ

В основу содержания курса  истории, как учебного предмета в  специальной школе, положены эпизодические  рассказы по истории нашей Родины. Исторический материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества, труде народа, борьбе за свободу и независимость. В рассказах по истории раскрываются традиции, трудовые и героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры служения своему Отечеству. В содержание обучения в выпускном классе включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны. Изучение основных этапов истории, прав и обязанностей граждан способствует формированию у умственно отсталых школьников нравственных и правовых норм жизни в обществе [15].

Изучается история с 7-го по 9-ый классы. В программу обучения глубоко умственно отсталых школьников курс истории не включен [11].

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительному искусству  в такой  школе придается большое  значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования  с натуры, декоративного рисования. Изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которого направленно на развитие у учащихся художественного вкуса, способствующих этическому воспитанию.

Занятия изобразительным  искусством имеют большое коррекционо - развивающее значение, они способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Учитывая особенности  познавательной деятельности и моторики учащихся, задача уроков изобразительного искусства заключается, прежде всего, в воспитании у детей осмысленного, дифференцированного восприятия предметов, различения формы, пропорций и цвета предметов, их пространственного взаиморасположения.  В задачу уроков изобразительного искусства, естественно, входит и эстетическое воспитание учащихся на примерах знакомства с произведениями выдающихся художников. Программа по данному предмету для учеников с глубокой умственной отсталостью состоит из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы [16].

На уроках рисования учащиеся составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге; учатся различать цвета, составлять их сочетания, рисовать несложные орнаменты их геометрических элементов и растительных форм.

В ходе рисования с  натуры дети учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать цвет предметов.

В уроки рисования  на темы входит изображение явлений  окружающей жизни и иллюстрирование  сказок. Оборудование уроков составляютигрушки, модели [15].

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе 8 вида осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов: трудовое обучение в 1-3ем классах; ручной труд в 4-ом классе на базе школьных учебных мастерских; трудовое и профессиональное обучение в школьных учебных мастерских и профессиональное обучение в школьных учебных мастерских в 5-9 (10) классах.

Производственное обучение в 10-ом классе организуется в тех  школах, где имеются хорошо оборудованные  мастерские, квалифицированный состав преподавателей труда и возможность проведения производственной практики на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях. В такие классы принимаются выпускники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида, способные по окончании школы  самостоятельно трудиться на предприятиях.

На занятиях по трудовому  обучению в 1-3 классах предусмотрены  простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природным материалом, металлоконструктором, древесиной, текстильными материалами.

Содержание трудового и профессионального  обучения в 4-ом классе, являясь переходной ступенью от ручного труда к профессиональному, разработано применительно к  каждому профилю трудового обучения.  Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов [11].

Профессионально-трудовое обучение в 5-9 (5-8) классах осуществляется по нескольким  видам трудового  обучения с учетом местного производственного  окружения, его потребностями в  рабочих кадрах и возможностями трудоустройства учащихся по месту учительства. В связи с этим, такие школы, кроме использования типовых программ по трудовому обучению (10 видов труда), организуют обучение по трикотажно-вязальному, кулинарному, гончарному делу и др. По таким видам труда единых программ нет, школы определяют содержание обучения и  разрабатывают программы по образу типовых, которые утверждаются местными органами народного образования.

В содержание каждого  вида труда включены теоретические  сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Кроме того, учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда.

По окончании 9-го или 10-го производственного класса учащиеся сдают квалификационный экзамен  по тем же правилам, как это принято  на данном производстве. Документ о полученной квалификации выдается выпускникам базовым предприятием [16].

 

МУЗЫКА

Основой музыкального воспитания является хоровое пение, как наиболее активный способ развития музыкальных  способностей учащихся. В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, национальных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру и содержанию музыки, требующие различных средств исполнения.

У школьников развивается интерес  к слушанию музыки вокальной, инструментальной, оркестровой. Они знакомятся с некоторыми музыкальными жанрами, учатся различать мелодии. Ученики получают элементы музыкальной грамоты и нотной записи, узнают о творческой биографии видных композиторов, их произведения. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.

Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида