Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57
В задачу занятий по пению и музыке входит: научить детей слушать музыку, различать ритм и темп, а также развить музыкальный слух детей. При работе с глубоко умственно отсталыми детьми песенный репертуар должен быть доступен для пения и восприятия, соответствовать возрасту и особенностям речевого развития учащихся. В содержание каждого урока входит слушание музыки [16].
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Физическая культура в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры. Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой даются общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой, они овладевают ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С 1-го по 7-ой класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с 4-го – спортивные.
При занятиях физической подготовкой особо учитываются индивидуальные особенности учащихся, осуществляется врачебный контроль [16].
РИТМИКА
Содержанием специальных
коррекционных занятий по ритмике
является музыкально-ритмическая
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Содержание специальных
В теоретической части курсовой работы были изучены важнейшие источники исследования: литература по вопросам психологии, теории и методики проблемы, школьные учебные программы, учебники, методические пособия и др.
Мною были изучено состояние проблемы в теории коррекционного обучения, выявлены особенности содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида.
При написании данной главы использовались такие методы исследования, как: наблюдение за учебно – воспитательным процессом, беседы с учителями, изучение состояния проблемы в опыте учителя и др.
Также была решена задача по определению дидактических условий, повышающих эффективность содержания образования в школе 8 вида. Такими условиями явились: воспитание у учащихся личностных качеств (целеустремленности, решительности, работоспособности), необходимых для успеха в современном обществе; подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий. Ниже приведен краткий анализ теоретической части моей курсовой работы.
Содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, т.к. оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой – оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности, и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной.
Одним из важных носителей содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида является стандарт образования. Именно стандарт образования дает возможность школе для детей с нарушениями интеллекта выбрать те образовательные области, которые в наибольшей мере соответствуют возможностям этой категории аномалии, определяют возможные ступени и сроки их обучения.
В этих школах изучаются следующие традиционные предметы: родной язык, математика, естествознание, география, история, изобразительное искусство, физкультура, музыка, изобразительное искусство, трудовое и профессиональное обучение, ритмика. Таким образом, получается, что умственно отсталые школьники проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом. Однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания учащихся таких школ ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений.
Наряду с общеобразовательными предметами и трудовым обучением в такой школе осуществляются специальные коррекционные занятия, которые занимают значительное место в системе обучения.
Одним из ведущих предметов в коррекционных занятиях является социально-бытовая ориентировка. Кроме того, проводятся специальные занятия по ритмике. Индивидуальные и подгрупповые занятия предусмотрены по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические) и занятия по лечебной физкультуре
Таким образом, содержание образования не является навсегда данным и неизменным. Оно изменяется и совершенствуется вместе с развитием педагогической науки, накоплением опыта и общественным прогрессом.
ГЛАВА
ІІ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ 8 ВИДА
2.1. Анализ состояние вопроса в практике работы школы 8 вида
При изучении вопроса содержания образования в школе 8 вида, касающегося практики работы данной школы, необходимо было ознакомиться с рядом статей, посвященных этой теме. Среди этих статей особенно выделяются труды И.М. Бгажниковой. Были изучены следующие ее статьи: «Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития», «О новых учебных планах и программах для специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида» [19-20].
Во второй из них очень доступно изложено, как практически реализуется содержание образования в школе 8 вида.
Хочется отметить положительные сторону статьи, которые наиболее понравились:
Со всеми утверждениями И.М. Бгажноковой полностью согласна.
И.М. Бгажнокова называет лишь те элементы новой образовательной модели специальной школы 8 вида, от которых, с одной стороны, следовало отказаться, а с другой – указывает на основные положения, которые легли в основу разработки базисного учебного плана (вариант 2) и образовательных программ нового поколения:
Расширение профилей трудового обучения, понимание труда как сферы полезной индивидуальной деятельности, в том числе прикладных, самообслуживающих, в качестве основы для социальной интеграции т.е. переход от 8 – 9 летнего обучения к 12-летнему, как наиболее оптимальному сроку для обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Сегодня школе 8 вида предложено два варианта учебных планов и два пакета образовательных программ, вышедших в разное время в издательстве «Владос» и в издательстве «Просвещение», поэтому часто задаются вопросы о том, чем они различаются. И.М. Бгажконова в своей статье не дает подробный комментарий к учебным планам и программа, разработанным под руководством В.В. Воронковой (вариант 1, программы издательства «Владос»), указывая лишь на то, что названный пакет сохраняет все признаки дидактоцентрической системы школы 8 вида, хотя структурно авторы предприняли попытку приблизиться к заявленной И.М. Бгажноковой модели 11(12) – летней школы [19].
Данный вариант в целом
И.М. Бгажнокова свою инновационную деятельность с начала 90-х годов выстраивала на экспериментальной основе, приглашая к сотрудничеству опытных ученых, методистов, руководителей регионов и школ, солидарных с тем, что для умственно отсталого ребенка важны не столько школьные (академические) знания и навыки, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые можно освоить и использовать благодаря специальному обучению. Эти положения и легли в концепцию разработки учебного плана (вариант 2), новых образовательных программ (издательство «Просвещение» 2003г.), нового поколения учебно-методических материалов и дидактических пособий, здесь И.М. Бгажнокова рекомендует ориентироваться на работы А.К. Аксеновой, М.Н. Перовой, Т.М. Лифановой, О.И. Кукушкиной, С.Ю. Ильиной, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, С.В. Комаровой, М.Б. Ульянцевой, Л.В. Смирновой и др. Для конкретизации заявленных выше положений автор предлагает еще раз вникнуть в смысл основных характеристик учебного плана (вариант 2), который позволил многим педагогическим коллективам добиться убедительных результатов в выборе рациональных инновационных стратегий, изменить дух и образ школы, тем самым закрепить социальную значимость коррекционных учреждений для детей с нарушениями интеллекта в сложных современных условиях развития экономических и общественных отклонений в стране [19].
Базисный учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального и школьного. В федеральную (инвариантную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности детей и подростков с умственной отсталостью от младшего школьного возраста (0 – 4 кл.) до юношеского (10 – 11 (12) кл.).
Соотношение объема образовательных предметов федеральной части плана к объему, представленному в региональном, составляет 55%.
В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику того или иного региона РФ в части истории физического воспитания и др., большой объем часов (72 ч.) заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников школы (учреждений) [11].
В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у детей: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция и др.
Специфика интеллектуально и личностного недоразвития учащихся специальной школы требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных нравственно-поведенческих и других свойств личности.
В этой части, как отмечает И.М. Бгажновока, рекомендуются игра и игротерапия (младшие классы), психологический практикум (с 7 класса и далее), а также факультативы социального культурного назначения, содержание которых разрабатывается педагогическими коллективами самостоятельно при участии психолога, социального педагога, других специалистов [19].
Отличительной особенностью плана является:
- Соответствие с Федеральной концепцией структуры общего образования в части развития 12-летней школы.
- Переход от 9-го к
12-му классу может
Содержание образования, резерв учебного времени за счет пропедевтического периода и 10 – 12 классов создают необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и поддержки социального развития каждого учащегося.
Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида