Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

В задачу занятий по пению  и музыке входит: научить детей  слушать музыку, различать ритм и  темп, а также развить музыкальный  слух детей.        При  работе с глубоко умственно отсталыми  детьми песенный репертуар должен быть доступен для пения и восприятия, соответствовать возрасту и особенностям речевого развития учащихся. В содержание каждого урока  входит слушание музыки [16].

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры. Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой даются общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой,  они овладевают ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С 1-го по 7-ой класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с 4-го – спортивные.

При занятиях физической подготовкой особо учитываются  индивидуальные особенности учащихся, осуществляется врачебный контроль [16].

 

РИТМИКА

Содержанием специальных  коррекционных занятий по ритмике  является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные  движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения по данному предмету направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания [16].

 

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

         Содержание специальных коррекционных  занятий по социально-бытовой  ориентировке, отличает практическая  направленность. Учащиеся знакомятся  с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они усваивают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Школьники учатся ухаживать за жилищем, правильно вести бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Содержание социально-бытовой ориентировки, как учебных занятий, способствует формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении. Дети усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выводы

В теоретической части  курсовой работы были изучены важнейшие  источники исследования: литература по вопросам психологии, теории и методики проблемы, школьные учебные программы, учебники, методические пособия и др.

Мною были изучено  состояние проблемы в теории коррекционного обучения, выявлены особенности содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида.

При написании данной главы использовались такие методы исследования, как: наблюдение за учебно – воспитательным процессом, беседы с учителями, изучение состояния  проблемы в опыте учителя и  др.

Также была решена задача по определению дидактических условий, повышающих эффективность содержания образования в школе 8 вида. Такими условиями явились: воспитание  у учащихся личностных качеств  (целеустремленности, решительности, работоспособности), необходимых для успеха в современном обществе; подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий. Ниже приведен краткий анализ теоретической части моей курсовой работы.

Содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, т.к. оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой – оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности, и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной.

Одним из важных носителей  содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида является стандарт образования. Именно стандарт образования дает возможность школе для детей с нарушениями интеллекта выбрать те образовательные области, которые в наибольшей мере соответствуют возможностям этой категории аномалии, определяют возможные ступени и сроки их обучения.

В этих школах изучаются следующие традиционные предметы: родной язык, математика, естествознание, география, история, изобразительное искусство, физкультура, музыка, изобразительное искусство, трудовое и профессиональное обучение, ритмика. Таким образом, получается, что умственно отсталые школьники проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом. Однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания учащихся таких школ ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений.

    Наряду с общеобразовательными предметами и трудовым обучением в такой школе осуществляются специальные коррекционные занятия, которые занимают значительное место в системе обучения.

Одним из ведущих предметов  в коррекционных занятиях является социально-бытовая ориентировка.  Кроме того, проводятся специальные занятия по ритмике. Индивидуальные и подгрупповые занятия предусмотрены по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические) и занятия по лечебной физкультуре

Таким образом, содержание образования не является навсегда данным и неизменным. Оно изменяется и совершенствуется вместе с развитием педагогической науки, накоплением опыта и общественным прогрессом.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ІІ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  

             СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ 8 ВИДА

2.1. Анализ  состояние вопроса в практике  работы школы 8 вида

При изучении вопроса  содержания образования в школе 8 вида, касающегося практики работы данной школы, необходимо было ознакомиться с рядом статей, посвященных этой теме. Среди этих статей особенно выделяются труды И.М. Бгажниковой. Были изучены следующие ее статьи: «Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития», «О новых учебных планах и программах для специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида» [19-20].

Во второй из них очень  доступно изложено, как практически  реализуется содержание образования  в школе 8 вида.

Хочется отметить положительные сторону статьи, которые наиболее понравились:

  1. каждое утверждение, касающееся прав умственно отсталых детей, сотрудников школ и т.д., четко регламентировано правовыми документами;
  2. теоретические аспекты освещены с точки зрения современной науки;
  3. приводятся примеры, которые уже нашли отражение в практике и были подробно описаны.

Со всеми утверждениями И.М. Бгажноковой  полностью согласна.

И.М. Бгажнокова называет лишь те элементы новой образовательной  модели специальной школы 8 вида, от которых, с одной стороны, следовало  отказаться, а с другой – указывает  на основные положения, которые легли в основу разработки базисного учебного плана (вариант 2) и образовательных программ нового поколения:

    1. отход от дидактико-центрической системы обучения в пользу личностно-развивающей, основанной на закономерностях индивидуального психического развития ребенка с учетом возраста новообразований;
    2. переориентация образования с узкопредметного и социокультурный контекст обучения, центром которого является сам ребенок: «Я», «Я и другие», «Я, другие, общество», т.е. развитие у детей миропонимания и практической деятельности в социуме. Переход от «предметоцентризма» к образовательным областям;
    3. отказ от формализованных «знаний, умений», навыков», отметочных критериев оценки учебных достижений в пользу действий с элементами учебной деятельности: планирование, контроль, самооценка и др., их перевод в реальные и жизненные ситуации, важные для самостоятельной жизни;
    4. индивидуализация коррекционного процесса с учетом разброса когнитивных возможностей учащихся. Открытость, доступность образовательных услуг для разных групп детей  психическим недоразвитием;
    5. обогащение развития коррекционного процесса в школе региональными курсами в части содержания образования (история, культура, традицизм), производственных экономических, трудовых и других ресурсов;
    6. развитие инновационного потенциала педагогических коллективов за счет разработки содержания в части школьного и регионального компонентов учебного плана;
    7. отход от псевдопрофессиональных, закрывающих доступ выпускников к индивидуальным видам труда [20].

Расширение профилей трудового обучения, понимание труда как сферы полезной индивидуальной деятельности, в том числе прикладных, самообслуживающих, в качестве основы для социальной интеграции т.е. переход от 8 – 9 летнего обучения к 12-летнему, как наиболее оптимальному сроку для обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Сегодня школе 8 вида предложено два  варианта учебных планов и два  пакета образовательных программ, вышедших в разное время в издательстве «Владос» и в издательстве «Просвещение», поэтому часто задаются вопросы о том, чем они различаются. И.М. Бгажконова в своей статье не дает подробный комментарий к учебным планам и программа, разработанным под руководством В.В. Воронковой (вариант 1, программы издательства «Владос»), указывая лишь на то, что названный пакет сохраняет все признаки дидактоцентрической системы школы 8 вида, хотя структурно авторы предприняли попытку приблизиться к заявленной И.М. Бгажноковой модели 11(12) – летней школы [19].

Данный вариант в целом устраивает те регионы РФ, которые либо недостаточно осведомлены о преобразованиях детей с умственной отсталостью, чему немало способствует отсутствие в органах управления образованием специалистов соответствующего профиля, либо существуют инерционные факторы, связанные с кадровыми и материально-техническими возможностями специальной школы. К примеру, по наблюдениям И.М. Бгажноковой, школы не обеспечиваются своевременно новыми программами и учебниками, поэтому немало школ, работающих по устаревшим программам и учебникам, многие из которых издавались до 2000г. Очевидно, что изменения в реальной жизнедеятельности школы будут происходить поэтапно, они закономерны для переходного периода, кроме того, некоторые структурные элементы уходящей школы имеют право на существование в качестве признаков индивидуальности школы.

И.М. Бгажнокова свою инновационную  деятельность с начала 90-х годов  выстраивала на экспериментальной  основе, приглашая к сотрудничеству опытных ученых, методистов, руководителей  регионов и школ, солидарных с тем, что для умственно отсталого ребенка важны не столько школьные (академические) знания и навыки, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые можно освоить и использовать благодаря специальному обучению. Эти положения и легли в концепцию разработки учебного плана (вариант 2), новых образовательных программ (издательство «Просвещение» 2003г.), нового поколения учебно-методических материалов и дидактических пособий, здесь И.М. Бгажнокова рекомендует ориентироваться на работы А.К. Аксеновой, М.Н. Перовой, Т.М. Лифановой, О.И. Кукушкиной, С.Ю. Ильиной, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, С.В. Комаровой, М.Б. Ульянцевой, Л.В. Смирновой и др. Для конкретизации заявленных выше положений автор предлагает еще раз вникнуть в смысл основных характеристик учебного плана (вариант 2), который позволил многим педагогическим коллективам добиться убедительных результатов в выборе рациональных инновационных стратегий, изменить дух и образ школы, тем самым закрепить социальную значимость коррекционных учреждений для детей с нарушениями интеллекта в сложных современных условиях развития экономических и общественных отклонений в стране [19].

Базисный учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального и школьного. В федеральную (инвариантную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности детей и подростков с умственной отсталостью от младшего школьного возраста (0 – 4 кл.) до юношеского (10 – 11 (12) кл.).

Соотношение объема образовательных  предметов федеральной части  плана к объему, представленному  в региональном, составляет 55%.

В региональной части  наряду с предметами, отражающими  специфику того или иного региона РФ в части истории физического воспитания и др., большой объем часов (72 ч.) заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников школы (учреждений) [11].

В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических  нарушений у детей: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция и др.

Специфика интеллектуально  и личностного недоразвития учащихся специальной школы требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных нравственно-поведенческих и других свойств личности.

В этой части, как отмечает И.М. Бгажновока, рекомендуются игра и игротерапия (младшие классы), психологический практикум (с 7 класса и далее), а также факультативы социального  культурного назначения, содержание которых разрабатывается педагогическими коллективами самостоятельно при участии психолога, социального педагога, других специалистов [19].

Отличительной особенностью плана является:

- Соответствие с Федеральной  концепцией структуры общего  образования в части развития 12-летней школы.

- Переход от 9-го к  12-му классу может осуществляться  поэтапно, имея ввиду, что часть  учащихся по желанию родителей  (или лиц, их заменяющих_ может  завершить обучение после 9, 10, 11. Положением о специальном (коррекционном) учреждении 8 вида. Детей, лишенных попечения родителей (лиц, их заменяющих) рекомендуется обучать в течение 10 – 12 лет в целях их социальной защиты и поддержки.

Содержание образования, резерв учебного времени за счет пропедевтического  периода и 10 – 12 классов создают необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и поддержки социального развития каждого учащегося.

Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида