Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Базисный план позволяет  широко использовать инновации в  виде авторских программ, разработанных  с учетом региональной специфики, внутренне новых организационных форм обучения в старших классах: деловые игры, практикумы, уроки – экскурсии, интегрированные уроки и др [11].

В своей статье И.М. Бгажнокова указывает необходимость пропедевтического  периода в чем сходится с мнением В.В. Воронковой.

Далее автор приводит список образовательных областей и  специфику предметов, изучаемых  в школе 8 вида.

Поскольку в данной главе  приводятся отличия 2-х вариантов  учебных планов, то необходимо привести описание образовательных областей в видении И.М. Бгажноковой.

В региональной части  учебного плана представлена трудовая подготовка, что дает возможность  школе изучать перспективы дальнейшего  трудоустройства учащихся и в  соответствии с ними разрабатывать  авторские учебные программы создавать на их основе необходимую методическую и материально-производственную базу.

Образовательная область  физкультура, должна быть направлена на коррекцию психофизического развития учащихся, включать элементы спортивной подготовки  национальных видов спорта.

Федеральный компонент  включает язык и речь, математику, обществознания, естествознание, технологии (домоводство) [16].

Образовательная область  язык и речь представлена в 5 – 9 (10 кл.) предметами русский язык и чтение, а в 11 (12) классах – практикумами «Деловое чтение». На территории РФ в специальных коррекционных образовательных учреждениях 8 вида обучение ведется на русском (как государственном) языке, поэтому для национально-территориальных образований в составе РФ начальную школу и особенно пропедевтический (0 класс) следует рассматривать как период активного усвоения неродного (русского) языка.

Содержание обучения русскому языку в специальной  школе строится на новых принципах  коммуникативного подхода (А.К. Аксенова, Н.Г. Палунчикова, Э.В. Якубовская, С.Ю. Ильина), который в отличие от орфографии направлен, прежде всего, на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное  высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям речемыслительной деятельности умственно отсталых детей, т.к. им трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.

Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить учащихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров [19].

Образовательная область  математика (М.Н. Перова, М.Б. Ульянцева и др.) представлена элементарной математикой и  ее структуре – геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений учащихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математические знания реализуются  при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др [20].

Образовательная область  обществознание включает в себя: мир истории, историю Отечества, этику, географию.

Мир истории (И.М. Бгажнокова, Л.В Смирнова) – новый пропедевтический курс в 6 классе, он позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у учащихся представления о себе, ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории. Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым учащимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, заложить понятийные представления об истории, ее источниках, средствах изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и духовной среде [20].

История Отечества в 7 – 9 кл. преемственно продолжает «Мир истории», формирует систему знаний о самых  значительных исторически событиях в становлении и развитии с древнейших времен до новейшей истории. В 10 – 11 классе учащиеся переходят к изучению истории и культуры родного края (региона). Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров их истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структурах государственной власти, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества [20].

География (Т.М. Лифанова) – элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяет на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию [16].

Этика (Н.Б. Матвеева) – новый учебный предмет (7–9(10) класс), направленный на формирование нравственного самосознания учащихся среднего и старшего подросткового возраста, развития у умственно отсталых школьников навыков социального поведения в ближайшем окружении: семье, со сверстниками, старшими, в трудовой, досуговой деятельности и др. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, деловые игры, интегрированные уроки [20].

Образовательная область  Естествознание (Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, С.А. Кустова) реализуется предметами «Природоведение» (5кл.) и «Естествознание» с соответствующими разделами: «Растения», «Животные», «Человек» (6 – 9 (10) класс) [16].

Также как и все  другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у учащихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Естествознание тесно примыкает к домоводству и различным профилям трудового обучения, в частности фермерского дела, отраслей сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, огородничество и др.

Образовательная область  «Технологии»  в части федерального компонента учебного плана включает «Домоводство» (5 – 11(12) Кл.).

«Домоводство» (И.М. Бгажнокова, Л.В. Гамилка) в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 11 (12) класс формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и др.

 

Данный предмет особенно важен для детей лишенных родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в собственном домке, что переводит «Домоводство» не столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности [16].

Домоводство, как и  другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей, а дальше в 10 – 11 (12) классе с экономическим практикумом.

 

 

В характеристике учебного плана И.М. Бгажнокова обозначила авторов, принимавших участие в разработке образовательных программ, соответствующих новой идеологии развития специальной школы. Сегодня именно эти авторы активно разрабатывают новое поколение учебных и методических материалов, которые, как надеются авторы статьи, при содействии Министерства Образования и науки РФ все же дойдут до специальной школы.

В настоящее время  профессором кафедры олигофренопедагогики МГОПУ к.п.н., Т.М. Лифановой и доцентом кафедры олигофренопедагогики МПГУ; к.п.г., Е.Н. Соломиной созданы учебники нового поколения для специальных учреждений 8 вида «География России. 7 класс», «География материков и океанов. 8 класс», «География материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс» [19].

Учебник является важнейшим  носителем содержания образования  и одновременно одним из средств  обучения. Он несет в себе своеобразие присущей ему формы и нуждается в продуманном проектировании для оптимальной реализации содержания обучении.

До настоящего времени  проблема соответствия школьного учебника потребностям общества и современным  педагогическим технологиям остается насущной.

Вопросы создания учебника для общеобразовательной школы  в тех или иных его аспектах рассмотрены в трудах Л.В. Занкова, Д.Д. Зуева, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и других ученых.

Основные задачи новых  учебников – дать учащимся с нарушениями интеллекта элементарные, но научные и систематические сведения о географическом положении, климате, о хозяйстве животного мира, о населении, о хозяйстве России и земного шара. Изучение вопросов физической географии своей страны и различных материков впервые рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства [19].

По сравнению с предыдущими  учебниками в 7 классе впервые учащимся предлагается информации об административном устройстве нашей страны, раскрывается содержание понятий «промышленность» и «сельское хозяйство». Учащиеся знакомятся с экологическими проблемами и мерами, которые принимаются по охране природы [20].

При создании учебников  для 8 – 9 классов авторами был выбран страноведческий подход к изучению разных государств. Значительное место уделяется описанию населения, его обычаев, образа жизни, культурных и исторических достопримечательностей. В ряде случаев учебник предоставляет учителю право выбора изучения отдельных государства, как это предусмотрено программой (например, государства Африки, 8 класс; государства Юго-Восточной Азии, 9 класс) [16].

В новых учебниках  много внимания уделяется установлению не только внутрипредметных, но и межпредметных связей: обращается внимание на  правописание трудных слов, используются математические термины (численность населения, высота гор, длина рек), при изучении растительного и животного мира устанавливаются связи с курсом «Естествознание», при знакомстве с населением и достопримечательностями предполагается опора на знания, полученные на уроках истории.

Начинаются учебники с обращения к школьникам, в  котором рассказывается о структуре  и оформлении учебника, способах работы с ним.

В текстах раскрыты основные теоретические и эмпирические сведения, описания географических объектов, определение понятий, причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы.

Тексты написаны доступным  языком, без сложных грамматических конструкций, с учетом интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых детей. Общеизвестно, что работа с учебником должна способствовать обогащению словаря, развитию связной речи учащихся. В связи с этим в текстах используются описания, сравнению, разъяснения новых слов и терминов. Полужирным курсивом и звездочкой выделяются новые слова, значения некоторых раскрывается в словаре, помещенной в конце учебника. Основные названия, выводы, которые должны запомнить учащиеся, дающиеся после каждой статьи. Эти сведения выделены шрифтом и заключены в рамку [19].

Впервые, кроме основного  текста, введена рубрика «Для любознательных…». Она выделена другим цветом и шрифтом. Здесь предлагается информация, которая  дополняет материал статьи, способствует  развитию интереса учащихся к предмету, расширяет кругозор. Кроме того, эта информация может использоваться как в рассказе учителя, так и для дополнительного чтения сильными учащимися. Тексты для любознательных содержат сведения о природе, животных, растениях, населении, его обычаях и традициях.

Материал для любознательных может представлять из себя:

  1. рассказ об отдельном предмете, явлении или событии;
  2. различные краткие сведения об однородных объектах: животных, растениях, населении или городах изучаемой территории;
  3. информацию о разных странах.

Содержание учебника определяется разнообразным методическим аппаратом. Вопросы и задания, размещенные  до и после статей, требуют от школьников не только воспроизведения  материала. В основном они направлены на формирование умений анализировать  прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное и второстепенное, использовать уже имеющиеся знания в новой ситуации [20].

Перед статьей помещены задания и вопросы, которые позволяют  подготовить учащихся к полноценному восприятию материала. Они рассчитаны на актуализацию имеющихся знаний, полученных в курсе географии и на других предметах. Задания и вопросы предполагают использование различных источников знаний. Вопросы перед текстом сопровождаются специальными значками – карта или книга, которые ориентируют учащихся на источник информации. Вопросы и задания после параграфа требуют от школьников применения новых сведений, контролируют усвоение нового материала, способствуют закреплению знаний и формированию умений применять их при решении практических задач [19].

Ориентироваться  в  тексте школьникам помогает разный шрифт. Полужирным выделены названия географических объектов, которые ученики должны усвоить, уметь находить в тексте и отличать на контурной карте. Курсивом обозначены названия животных, растения, полезные ископаемые и другие предметы и объекты, типичных для изучаемой местности.

Для лучшей ориентировки в учебнике каждому разделу соответствуют  определенные условия цвета, на которых  написаны названия параграфов. В учебнике 7 класса – это цвета, которыми на карте обозначаются при родные зоны России, в 8 классе – для каждого материка выбран определенный цвет.

Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида