Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57
Базисный план позволяет широко использовать инновации в виде авторских программ, разработанных с учетом региональной специфики, внутренне новых организационных форм обучения в старших классах: деловые игры, практикумы, уроки – экскурсии, интегрированные уроки и др [11].
В своей статье И.М. Бгажнокова
указывает необходимость
Далее автор приводит список образовательных областей и специфику предметов, изучаемых в школе 8 вида.
Поскольку в данной главе приводятся отличия 2-х вариантов учебных планов, то необходимо привести описание образовательных областей в видении И.М. Бгажноковой.
В региональной части
учебного плана представлена трудовая
подготовка, что дает возможность
школе изучать перспективы
Образовательная область физкультура, должна быть направлена на коррекцию психофизического развития учащихся, включать элементы спортивной подготовки национальных видов спорта.
Федеральный компонент включает язык и речь, математику, обществознания, естествознание, технологии (домоводство) [16].
Образовательная область язык и речь представлена в 5 – 9 (10 кл.) предметами русский язык и чтение, а в 11 (12) классах – практикумами «Деловое чтение». На территории РФ в специальных коррекционных образовательных учреждениях 8 вида обучение ведется на русском (как государственном) языке, поэтому для национально-территориальных образований в составе РФ начальную школу и особенно пропедевтический (0 класс) следует рассматривать как период активного усвоения неродного (русского) языка.
Содержание обучения русскому языку в специальной школе строится на новых принципах коммуникативного подхода (А.К. Аксенова, Н.Г. Палунчикова, Э.В. Якубовская, С.Ю. Ильина), который в отличие от орфографии направлен, прежде всего, на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфографические правила обеспечивают самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям речемыслительной деятельности умственно отсталых детей, т.к. им трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.
Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить учащихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров [19].
Образовательная область математика (М.Н. Перова, М.Б. Ульянцева и др.) представлена элементарной математикой и ее структуре – геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений учащихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математические знания реализуются при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др [20].
Образовательная область обществознание включает в себя: мир истории, историю Отечества, этику, географию.
Мир истории (И.М. Бгажнокова, Л.В Смирнова) – новый пропедевтический курс в 6 классе, он позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у учащихся представления о себе, ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории. Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым учащимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, заложить понятийные представления об истории, ее источниках, средствах изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и духовной среде [20].
История Отечества в 7 – 9 кл. преемственно продолжает «Мир истории», формирует систему знаний о самых значительных исторически событиях в становлении и развитии с древнейших времен до новейшей истории. В 10 – 11 классе учащиеся переходят к изучению истории и культуры родного края (региона). Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров их истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структурах государственной власти, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества [20].
География (Т.М. Лифанова) – элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяет на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию [16].
Этика (Н.Б. Матвеева) – новый учебный предмет (7–9(10) класс), направленный на формирование нравственного самосознания учащихся среднего и старшего подросткового возраста, развития у умственно отсталых школьников навыков социального поведения в ближайшем окружении: семье, со сверстниками, старшими, в трудовой, досуговой деятельности и др. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, деловые игры, интегрированные уроки [20].
Образовательная область Естествознание (Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, С.А. Кустова) реализуется предметами «Природоведение» (5кл.) и «Естествознание» с соответствующими разделами: «Растения», «Животные», «Человек» (6 – 9 (10) класс) [16].
Также как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у учащихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Естествознание тесно примыкает к домоводству и различным профилям трудового обучения, в частности фермерского дела, отраслей сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, огородничество и др.
Образовательная область «Технологии» в части федерального компонента учебного плана включает «Домоводство» (5 – 11(12) Кл.).
«Домоводство» (И.М. Бгажнокова, Л.В. Гамилка) в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 11 (12) класс формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и др.
Данный предмет особенно важен для детей лишенных родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в собственном домке, что переводит «Домоводство» не столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности [16].
Домоводство, как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей, а дальше в 10 – 11 (12) классе с экономическим практикумом.
В характеристике учебного
плана И.М. Бгажнокова обозначила авторов,
принимавших участие в
В настоящее время
профессором кафедры
Учебник является важнейшим носителем содержания образования и одновременно одним из средств обучения. Он несет в себе своеобразие присущей ему формы и нуждается в продуманном проектировании для оптимальной реализации содержания обучении.
До настоящего времени проблема соответствия школьного учебника потребностям общества и современным педагогическим технологиям остается насущной.
Вопросы создания учебника для общеобразовательной школы в тех или иных его аспектах рассмотрены в трудах Л.В. Занкова, Д.Д. Зуева, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и других ученых.
Основные задачи новых учебников – дать учащимся с нарушениями интеллекта элементарные, но научные и систематические сведения о географическом положении, климате, о хозяйстве животного мира, о населении, о хозяйстве России и земного шара. Изучение вопросов физической географии своей страны и различных материков впервые рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства [19].
По сравнению с предыдущими учебниками в 7 классе впервые учащимся предлагается информации об административном устройстве нашей страны, раскрывается содержание понятий «промышленность» и «сельское хозяйство». Учащиеся знакомятся с экологическими проблемами и мерами, которые принимаются по охране природы [20].
При создании учебников для 8 – 9 классов авторами был выбран страноведческий подход к изучению разных государств. Значительное место уделяется описанию населения, его обычаев, образа жизни, культурных и исторических достопримечательностей. В ряде случаев учебник предоставляет учителю право выбора изучения отдельных государства, как это предусмотрено программой (например, государства Африки, 8 класс; государства Юго-Восточной Азии, 9 класс) [16].
В новых учебниках много внимания уделяется установлению не только внутрипредметных, но и межпредметных связей: обращается внимание на правописание трудных слов, используются математические термины (численность населения, высота гор, длина рек), при изучении растительного и животного мира устанавливаются связи с курсом «Естествознание», при знакомстве с населением и достопримечательностями предполагается опора на знания, полученные на уроках истории.
Начинаются учебники с обращения к школьникам, в котором рассказывается о структуре и оформлении учебника, способах работы с ним.
В текстах раскрыты основные теоретические и эмпирические сведения, описания географических объектов, определение понятий, причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы.
Тексты написаны доступным языком, без сложных грамматических конструкций, с учетом интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых детей. Общеизвестно, что работа с учебником должна способствовать обогащению словаря, развитию связной речи учащихся. В связи с этим в текстах используются описания, сравнению, разъяснения новых слов и терминов. Полужирным курсивом и звездочкой выделяются новые слова, значения некоторых раскрывается в словаре, помещенной в конце учебника. Основные названия, выводы, которые должны запомнить учащиеся, дающиеся после каждой статьи. Эти сведения выделены шрифтом и заключены в рамку [19].
Впервые, кроме основного текста, введена рубрика «Для любознательных…». Она выделена другим цветом и шрифтом. Здесь предлагается информация, которая дополняет материал статьи, способствует развитию интереса учащихся к предмету, расширяет кругозор. Кроме того, эта информация может использоваться как в рассказе учителя, так и для дополнительного чтения сильными учащимися. Тексты для любознательных содержат сведения о природе, животных, растениях, населении, его обычаях и традициях.
Материал для любознательных может представлять из себя:
Содержание учебника определяется разнообразным методическим аппаратом. Вопросы и задания, размещенные до и после статей, требуют от школьников не только воспроизведения материала. В основном они направлены на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное и второстепенное, использовать уже имеющиеся знания в новой ситуации [20].
Перед статьей помещены задания и вопросы, которые позволяют подготовить учащихся к полноценному восприятию материала. Они рассчитаны на актуализацию имеющихся знаний, полученных в курсе географии и на других предметах. Задания и вопросы предполагают использование различных источников знаний. Вопросы перед текстом сопровождаются специальными значками – карта или книга, которые ориентируют учащихся на источник информации. Вопросы и задания после параграфа требуют от школьников применения новых сведений, контролируют усвоение нового материала, способствуют закреплению знаний и формированию умений применять их при решении практических задач [19].
Ориентироваться в тексте школьникам помогает разный шрифт. Полужирным выделены названия географических объектов, которые ученики должны усвоить, уметь находить в тексте и отличать на контурной карте. Курсивом обозначены названия животных, растения, полезные ископаемые и другие предметы и объекты, типичных для изучаемой местности.
Для лучшей ориентировки в учебнике каждому разделу соответствуют определенные условия цвета, на которых написаны названия параграфов. В учебнике 7 класса – это цвета, которыми на карте обозначаются при родные зоны России, в 8 классе – для каждого материка выбран определенный цвет.
Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида