Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57
В некоторых регионах, где имеются трудности с открытием специальных общеобразовательных школ, открываются классы при массовых школах. Возможно интегрированное обучение умственно отсталых детей в среде детей с нормальным интеллектом. При этом необходимо помнить, что при любой организационной форме обучения должны, прежде всего, учитываться интересы умственно отсталого ребенка. Каждый из них должен получать коррекционную помощь со стороны специалистов-дефектологов (олигофренопедагога, логопеда, и др.), обучаться по специальной программе и специфическими методами [9].
Носителями содержания образования в школе 8 вида являются:
1. Государственный стандарт
общего образования лиц с
2. Учебный план.
3. Учебные программы.
4. Учебники и учебные пособия.
1. СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «стандарт»
Сегодня в понятие образовательного стандарта заложено несколько идей, которые призваны сохранить единое образовательное пространство (поле) в связи с тем, что Российская Федерация – это государство с большими и малыми народами, каждый из которых вправе конституционным путем реализовать через образование собственные задачи нравственного и духовного развития подрастающего поколения.
Стандарт образования не содержит описания отдельных учебных предметов, а раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, а также дает представление о содержании и структуре образования, как целого. Естественно, что каждый тип школы, решая общие задачи образования, имеет собственные специфические функции, связанные с характеристикой контингента учащихся, их возрастным составом.
Содержание обучения отражено у учебном плане специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах, разработанных для этого типа школ, и оригинальных учебниках [8].
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана специальной школы лежит принцип предметного обучения [10].
Учебный план, как и Государственный стандарт, имеет три компонента:
В структуру учебного плана входят две части:
Учебный план школы 8 вида отличается рядом особенностей:
3. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако следует отметить, что содержание образования, несмотря на оправдавшую себя на практике относительную стабильность, требует дальнейшей углубленной разработки с целью более полного отражения в нем задач, стоящих перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой 8 вида, а также учета новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.
Для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида созданы научно обоснованные программы для 1-10 классов по общеобразовательным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отдельным видам специальных коррекционных знаний. По общеобразовательным предметам разработаны:
а также программа:
По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для 1-3 классов (ручной труд), для 4-9 классов – по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-плотническому и штукатурно-молярному делу [11].
Программы по цветоводству и декоративному садоводству, обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах.
Все эти программы рассматриваются как базисные. На их основе в 8-9 классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю того предприятия, в котором ученики проходят производственную практику. Учащиеся должны быть подготовлены к той профессии, по которой они могут быть трудоустроены.
Программы такой школы
учитывают особенности
Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа 8 вида готовит
своих воспитанников к
В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей [4].
4. УЧЕБНИКИ
Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальной школы, которые издаются ко всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом его учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, распределение времени между учебным материалом.
Учебники для специальной школы и для массовой, должны удовлетворять общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям [8].
Что касается общепедагогических требований, то они заключаются в необходимости:
В качестве методических требований выдвигаются следующие требования:
Учебные предметы специальной школы
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом. Каждый учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной области, обусловленное логикой ее изложения усвоения, специальной методикой обучения, коммуникативной деятельностью учителя и учеников в процессе обучения, спецификой учебного материала для обеспечения воспитательных целей. Таким образом, учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании.
Обучение осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному.
В современной дидактике «учебный предмет» рассматривается, как теоретическое понятие. Он отличается от учебного материала, который является воплощением конкретного содержания образования, подлежащего усвоению за урок, занятие и т.д. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды деятельности [11].
РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК
Этот учебный предмет
является ведущим, т.к. от его
усвоения во многом зависит
успешность всего школьного
короткие стихотворения или четверостишия [15].
«Грамматика и правописание» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. На основе усвоения элементарных знаний по грамматике и правописанию у учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для социальной адаптации. По русскому языку во все годы обучения изучаются разделы: «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется работе со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом, по правилу (простейшие случаи). При изучении раздела «Слово» в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения простого предложения в младших классах на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме, при написании деловых бумаг (автобиография, заявления и др.) [16].
Такой раздел программы по родному языку, как «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», направлен не расширение и уточнение у учащихся круга представлений о предметах и явлениях действительности: обогащение их словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи. Школьники знакомятся с предметами их ближайшего окружения, явлениями природы и их сезонными изменениями.
В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одежной, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.
На уроках чтения у детей формируются навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на максимальное развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств, необходимых для самостоятельной трудовой жизни. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей [15].
Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида