Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но всё это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Известно, что в каждой стране есть дети с той ли иной степенью умственной отсталости, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Безусловно, содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект той деятельности ученик со всеми присущими ему индивидуально-психологическим особенностями. Можно сказать, что процесс и содержание обучения опосредуются последними
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І. Содержание образования умственно отсталых детей как педагогическая проблема……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность содержания образования………………….6
1.2. Особенности содержания образования в школе 8 вида…….......8
Выводы……………………………………………………………………….....28
ГлаваІІ. Экспериментальное исследование содержание образования в школе 8 вида………………………………………………………….30
2.1. Анализ состояния вопроса в практике работы школы 8 вида…...30
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента…....44
Выводы…………………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….52
Список изученной литературы……………………………………………..55
Приложение…………………………………………………………………….57
Нумерация страниц проставлена также на цветном уголке, на который попадает контур изучаемого материка (8 класс) или России (7 класс). Это поможет не только быстро пройти нужный текст, но и лучше запомнить очертания континента или цвет, которым изучаемая зона обозначается на карте [20].
Поскольку учебники предназначены для учащихся с интеллектуальными нарушениями, они хорошо проиллюстрированы. Для создания более отчетливого образа, излагаемый материал подкрепляется соответствующими иллюстрациями описываемого предмета, географического объекта или явления, картосхемами, позволяющими лучше усвоить материал. К каждому параграфу предлагается несколько цветных фотографий, которые иллюстрируют содержание текста, уточняют и дополняют его. Рисунки сопровождаются простыми лаконичными подписями. В тексте даются ссылки на соответствующие иллюстрации. На фотографиях и рисунках изображены различные ландшафты, культурные и исторические достопримечательности, животные и растения, представители населения различных материков и государств, даны портреты исторических личностей [16].
Впервые в новых учебниках представлены оригинальные информационно упрощенные разгруженные карты и картосхемы, на которых цветом выделена лишь изучаемая территория.
К картам и схемам, размещенным в учебнике, имеются вопросы и задания до и после текста, которые помогают лучше усвоить содержание изложенного материала.
Впервые в качестве приложения к учебникам составлены иллюстративные атласы. Они дополняют материал школьных статей и дают возможность школьнику самостоятельно получать географическую информацию. Кроме традиционных физических карт в атлас включены не абстрактные символы, а реалистичные рисунки, которые иллюстрируют содержание статей учебника и дают возможность школьникам с нарушениями интеллекта самостоятельно знакомиться с географическим материалом. В природоведении к 7 классу впервые представлены карты западников и часовых поясов России.
Учебники оформлены в едином стиле. На обложку вынесены фотографии, по которым моно узнать о содержании учебника. Новые учебники отличаются от традиционных большим форматом.
Для закрепления знаний по темам, приложенным в учебных книгах, модно использовать тетради по географии на печатной основе для 6 – 8 классов (автор Т.М. Лифанова). В них даны разновариантные задания различной степени сложности, которые могут применяться как в классе, так и при выполнении домашних заданий т. готовится к изданию рабочая тетрадь на печатной основе для 9 классов [20].
2.2. Организация и результаты констатирующего эксперимента
В последнее
десятилетие в специальном
На этой основе была опубликована статья Л.И. Полянской «Об организации инновационной деятельности в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», где показан опыт работы Красногородской школы – интерната 8 вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [21].
Данный эксперимент и будет описан в данном параграфе.
Эксперимент по
апробации регионального
Возникшие противоречия между тем, что ждет общество от воспитанников школ 8 вида и тем, что реально получают выпускники, выйдя из школы-интерната в самостоятельную жизнь, ставили много неразрешимых проблем в рамках сложившегося опыта обучения. Педагогический коллектив долго шел путем проб и ошибок прежде чем определился в необходимости опытно-экспериментальной работы. Браться за что-то новое всегда не просто, особенно, если это касается и изменения устоявшихся форм работы. Понимая необходимость изменения системы обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта, педагогами Красногородской специальной школы-интерната был внимательно изучен опыт Новгородской области. Там педагоги успешно работали по учебному плану научного коллектива сотрудников Московского института открытого образования под руководством профессора И.М. Бгажноковой. Педагоги школы-интерната Псковской области также пригласили И.М. Бгажнокову в свою школу. После подготовительной работы с педколлективом, школа с 1 сентября 2002г. перешла на новый учебный план и программы обучения. В учебный план введено 14 новых дисциплин, это позволяет в отличие от прежней программы, обеспечивать учащихся комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию [21].
Данный учебный план позволяет успешнее и доступнее решать ряд актуальных задач в системе специального образования: оптимальные сроки обучения в 10 – 11 летней школе, выбор профилей трудового обучения с учетом региональной специфики, использование интегрированных уроков, комплекс дисциплин с социокультурным содержанием, возможности для инновационной деятельности педагогов в региональном блоке учебного плана, гибкость в оценке индивидуальных достижений [11].
Как пишет Л.И.
Полянская, в первое время опытно-
В экспериментальной работе главными действующими лицами являются педагоги и сами дети. В Красногородской школе – интернате 8 вида обучается 162 воспитанник, среди них 117 детей-сирот, 28 детей – инвалидов. Воспитанники проживают в условиях максимально приближенных к домашним [22].
Педагогический
коллектив в своей
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение развития основывается на изучении, анализе и прогнозировании того, что будет с ребенком после выхода из интерната. Это позволяет своевременно разрабатывать социально-психологический профиль воспитанника и координировать деятельность учителей, воспитателей, психолога, социального педагога и других специалистов.
Воспитанники
Красногородской школы-
Жизнь детей в интернате, в известной мере, отчуждает воспитанников от семейных условий не только по характеру отношений, но и от материального уклада семьи. Во многих случаях этот опыт имеет негативное содержание.
В этой связи чрезвычайно важным условием является правильная организация всех элементов жизни, максимально приближающих их к семейным условиям. Педагоги убеждены в том, что без адекватных условий проживания детей в «собственной квартире» в «собственном доме» невозможно сформировать такие нравственные понятия как бережливость, хозяйственность, опрятность, мое, наше, чужое. Поэтому коллектив Красногородской школы-интерната 8 вида приложил много усилий для создания развивающей среды, организовал «квартирный тип» проживания воспитанников [21].
Педагоги данной школы уделяют особое внимание внедрению в практику патронатного воспитания, которое требует дальнейшего изучения и анализа. Как бы ни беспокоились педагоги о дальнейшей судьбе ребенка из детского дома, все же отчетливо осознается то, что в самостоятельной жизни он должен рассчитывать в основном и прежде всего на себя.
Нельзя сказать,
что у коллектива уже все получилось,
но эффективность интеграционных процессов
подтверждается цифрами: 72% выпускников
Красногородской школы-
2003 год для коллектива школы-интерната стал знаменательным: «Приказом Министерства образования РФ и Российского детского фонда №3819/01-741 от 8.10.2003 школе присуждена премия имени А.А. Католикова с вручением диплома. Школа также приняла участие во II Всероссийском конкурсе воспитательных систем и заняла 1 место в Псковской области [22].
В данной главе были рассмотрены две статьи И.М. Бгажноковой, в которых доступно изложено, как практически реализуется содержание образования в школе 8 вида, а так же изучен опыт работы Красногородской школы-интернаты 8 вида в Псковской области по организации инновационной деятельности в данной школе.
Рассмотренные вопросы главы и современные условия дали основание выдвинуть содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Данные требования были сформулированы Б.П. Пузановым, Н.П. Коняевой.
Завершенность образования. Этот принцип вытекает из того положения, что школа 8 вида, как уже отмечалось, не обеспечивает цензового образования, соответствующего принятым в нашей стране для общеобразовательных школ образовательным цензам, какими являются начальное, неполное среднее, среднее образование.
Так как специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида является единственным учебным заведением для большинства ее учащихся и не имеет других общеобразовательных надстроек, она должна отобрать из всей совокупности знаний, умений и навыков, которые преподаются в общеобразовательной школе, тот минимум, который необходим для всестороннего развития личности учащихся, для коррекции недостатков их интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности и для их подготовки к общественно - полезной трудовой жизни в условия обычной социальной среды, а также открывает возможность для самообразования и совершенствования профессионально-трудовой квалификации [23].
Доступность обучения. Этот принцип обычно провозглашается как ведущий при определении содержания обучения в школе 8 вида. Познавательные возможности учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида отличаются большой вариативностью. Кроме того, в рамках одного класса наблюдается вариативность индивидуальных и типологических познавательных возможностей, обусловленных структурой дефекта, степенью и характером усложненности умственной отсталости, другими дефектами, какими являются нарушения анализаторов, локальные западения в области речи, письма, счета, нарушения работоспособности. Кроме того, доступность учебного материала находится в зависимости не только от его содержания, но и от методов, способов его преподавания.
Таким образом, принцип доступности содержания обучения имеет в виду наличие в программах вспомогательной школы такого материала, усвоение которого требует определенных усилий и постоянного совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. Исследования взаимосвязи обучения и развития показывают, что развитие в процессе обучения достигается только тогда, когда в процессе обучении ставятся задачи, в определенной степени опережающие уровень актуального развития учащихся или находятся в зоне их ближайшего потенциального развития. Кроме того, разнообразие состава учащихся школы 8 вида по психофизическому состоянию, уровню обучаемости делает очевидным, что доступность обучения не может быть обеспечена без дифференциации содержания обучения [23].
Дифференциация содержания образования. Это означает, что в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания образования, отличающихся друг от друга по объему и глубине раскрытия тех или иных разделов. Эти различные уровни трудности содержания программ могут быть учтены учителями в рамках одного класса при осуществлении дифференцированного подхода или же при дифференцированном обучении, когда в школе 8 вида создаются отделения для учащихся с различными познавательными возможностями [23].
Информация о работе Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида