Состояние местного самоуправления в России до земской реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в данной курсовой работе является земское самоуправление в Российской Империи.
Целью курсовой работы является анализ процесса становления и развития земского самоуправления, а также попытка найти пути возможного решения проблем, возникших в результате создания земств в Российской Империи.
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: оценить состояние местного самоуправления В России до начала реформ; как проходила подготовка реформы; каковы последствия реформы 1861 года; что послужило созданию контрреформ с последующей реорганизацией земских учреждений в Российской Империи;

Файлы: 1 файл

земское самоуправление M.docx

— 112.52 Кб (Скачать файл)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников литературы

  1. Джаншиев Г.Р. Эпоха великих реформ М.,1907 С.293-303
  2. ЛаптеваЛ.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского и городского сословного самоуправления М.,1999 С.35-36
  3. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г.,М.,1957 С.109-225
  4. Татищев С.С.Император Александр II:его жизнь, царствование, судьба М., 1996 С. 553-554
  5. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 года . Сергиев Пасад, 1915 С.5-37
  6. Петров Ф.С. Органы самоуправления в системе самодержавной России: земство в 1864-1879 гг. // Великие реформы в России. 1856-1874 годов С.208
  7. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деятельность Александра II М., 1994 С.108
  8. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России М.,1993 С.256
  9. Захарова Л.Г. Александр II// Вопросы истории 1992 №6/7 С.119-131
  10. Александр II: его личность, интимная жизнь и правление М.,1991 С.56
  11. Левандовский А. Самоуправление в контексте самовластия//Знание-сила 1992 №2 С.64-70
  12. Ананьич Б. Проблемы российского реформаторства // Знание - сила 1992 №2 С.74-84
  13. Абрамов В.Ф. Организация земских учреждений  и  их  органов  // Наука в России 1996 №6 С.68-79
  14. Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены // Родина 1991  №11-12 С. 108-111
  15.   Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления  в  России 1996 №5 С.91-104
  16. Ефремова Н.Н. Немытина Н.В. Местное самоуправление  и  юстиция  в  России (1864-1917) // Государство и право 1994 №3  С.126-133
  17. Исаев И.А.  История государства и права России: Полный курс лекций  М.: Юрист, 1999 – 447 с.
  18. Кузнецов И.Н. История государства и права России:Полный  курс  лекций  М.:Амалфея, 1999-527с.
  19. Петров Ф.А.  Земско-либеральные проекты переустройства  государственных учреждений в России в к.70-х-н.80-х гг.XIXв.//Отечественная  история 1993 №4 С.32-47
  20. Рогов   В.А.   История   государства   и   права   России   XIX-н.XXвв. М.:Зерцало:ТЕИС,1995 С.236
  21. Старков О.В., Башкатов Л.Д. Место и роль  земских учреждений  в системе государственной власти России в п.п. XIX-XXвв.//История государства и   права 2001 №1  С.16-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История формирования и развития органов  местного управления в России до середины XIX века

Земская реформа  Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему

кормлений, предоставила широкие полномочия "земским" и "губным" старостам,

избираемым населением. В задачу земских  и губных властей  входило

преимущественно выполнение поручений  центрального правительства  по управлению,

прежде всего  сбор налогов. Решение  ими местных проблем  считалось второстепенным

делом. Однако несомненным  прогрессивным элементом  реформы было внедрение

выборного начала во всех сферах управления.

ХVII век объявил  войну реформам ХVI столетия, сведя на нет идею местной

самостоятельности и выборных должностей. "Коронные" чиновники - воеводы

вытеснили "выборных людей" ХVI века и  фактически сделались  бесконтрольными

начальниками  областей и уездов.

В 1708 году Петром I было создано восемь губерний, а к концу  царствования

число их дошло  до двенадцати. Все  управление губернией  находилось в руках

коронных чиновников - местное общество не принимало в  нем никакого участия.

Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся

единицей, а лишь частью административного  механизма, главной  функцией которого

была организация  армии и отыскивание  финансов на ее содержание. Для обеспечения

эффективности и  стабильности финансовых поступлений в  казну в каждой губернии

выбирался совет  ландратов (ландратские  коллегии были перенесены Петром из

Остзейских провинций), которые вместе с  губернатором обсуждали  и решали также  и

губернские дела. То или другое решение  принималось большинством голосов, причем

должен был  подчиняться этому  большинству и  губернатор.

На практике петровский указ о выборности ландратов остался  реформой на

бумаге: оставаясь  выборными по закону, ландраты фактически превратились в

собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных  ему.

С 1719 г. Петр предпринял новую реформу, которая  привела к еще  большей

бюрократизации  страны и централизации  административной системы. Ландратские

коллегии были упразднены, а вместо них в центре введены  центральные коллегии.

Губернии разделены  на провинции, провинции  на дистрикты. Во главе  провинций и

дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные

только центру. Таким образом, Петром был осуществлен  тип полицейского

государства и  перед бюрократией  поставлены самые  широкие задачи: не только

правосудие и  безопасность жителей, но и образование, благотворительность,

медицина, поощрение  торговли и промышленности - все это возлагалось  на

администрацию. Такая задача ввиду  ее сложности и  разнообразия оказалась  не по

плечу полицейско-приказной  структуре управления. Попытки Петра  регламентировать

и упорядочить  русскую жизнь, подчинив окраины крепкой  центральной власти,

потерпели крушение. Не будучи в состоянии  дисциплинировать администрацию  и

справиться с  многочисленными  правонарушениями, допускаемыми чиновниками на

каждом шагу, Петр обращается к  местному самоуправлению, но и тут его  реформы

терпят неудачу. С 1714 г. он учреждает  выборную должность  земского комиссара

для сбора нового налога – подушной подати. Земский комиссар выбирался местным

дворянским обществом  сроком на 1 год, был  ответственен перед  своими

избирателями  и даже подлежал суду за упущения по службе. Но скоро и эта

должность утратила свою независимость  от коронной администрации  и всецело

подчинилась ее влиянию.

К Петру же восходят и первые попытки  устройства на новый  лад, по

западноевропейскому образцу, городской  жизни. В 1699 году им были изданы Указы

об учреждении Бурмистерской Палаты в Москве и об открытии Земских изб в

остальных городах, а в 1718-1724 гг. они  были заменены магистратами. Эти меры

имели своей целью  устранение местных  приказных властей  от вмешательства  в дела

посадских общин. Как и земские  избы, магистраты являются почти исключительно

учреждениями  судебными и административно-финансовыми. На них возлагалась

обязанность наблюдения как за раскладкой государственных  сборов и пошлин, так и

за их сбором. Кроме того, на магистраты предполагалось возложить  наблюдение за

внутренним порядком и благоустройством в городе, однако в действительности это

осуществлено  не было.

Что касается прав, предоставленных  магистратам, то они  были очень скромны.

Главным из них  было право раскладки  податей и повинностей, осуществляемое через

старост и старшин  с согласия всех граждан. Но права самообложения  и

самостоятельного  расходования собранных  сумм магистраты не получили. Число

членов магистрата зависело от того, к  какому разряду принадлежал  данный город.

В городах первого  разряда магистраты состояли из четырех  бурмистров и одного

президента, стоявшего  во главе их, а  в городах последнего (пятого) разряда

коллегиальное учреждение заменялось единоличной  должностью бурмистра.

Выбираемые населением члены коллегиальных  присутствий поступали  в полное

распоряжение  центральной правительственной  власти, и все значение выборов

сводилось лишь к тому, что население  должно было поставлять для правительства

из своей среды  исполнительных агентов  и ручаться за их исполнительность.

Новая коренная реформа в области  земского и городского управления

последовала затем  в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила

гораздо более  глубокие следы, чем  попытки Петра I, как  в российском

законодательстве, так и в последующей  практической деятельности городских и

земских учреждений.

Обратить внимание на эту сторону  русской общественной жизни Екатерину II

заставили бесчисленные злоупотребления  администрации и  широко

распространившееся  недовольство населения. В 1766 г. Екатерина  издает манифест

об избрании в  комиссию депутатов  от всех местностей и должностей для  обсуждения

местных нужд. Дворяне  высылали от каждого  уезда по депутату; городские

обыватели по одному от города; прочие сословия и звания по одному от своей

провинции.

Выборы депутатов  и вручение им наказов  происходили под  руководством

выборного предводителя для дворянских обществ  и выборного головы для городских.

Во всех наказах  высказывалась вполне определенная мысль  о необходимости

образования местного самоуправления с  участием общественных сил и об

ограничении широких  полномочий коронных чиновников. Результатом  такого

социального заказа стало появление  наиболее значительных до второй половины ХIХ

века законодательных  актов, определяющих и закрепляющих отдельные  принципы

местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о

губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная Грамота на права  и выгоды городам

Российской Империи (Городовое  Положение) (1785г.).

Наиболее важные реформы нашли  свое отражение в  первой части "Учреждения для

Информация о работе Состояние местного самоуправления в России до земской реформы