Состояние местного самоуправления в России до земской реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в данной курсовой работе является земское самоуправление в Российской Империи.
Целью курсовой работы является анализ процесса становления и развития земского самоуправления, а также попытка найти пути возможного решения проблем, возникших в результате создания земств в Российской Империи.
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: оценить состояние местного самоуправления В России до начала реформ; как проходила подготовка реформы; каковы последствия реформы 1861 года; что послужило созданию контрреформ с последующей реорганизацией земских учреждений в Российской Империи;

Файлы: 1 файл

земское самоуправление M.docx

— 112.52 Кб (Скачать файл)

управления Губерний Всероссийской Империи", изданной 7 ноября 1775 г. Империя

делится Учреждением  о губерниях на крупные местные  единицы губернии, а те в

свою очередь  на более мелкие - уезды. Учреждение касается также городов  и

посадов. Екатерина  хотела дать особый устав и крестьянству, но не успела этого

сделать, так  что волости и  сельские общества не затрагиваются ее

законодательством. Для заведования  местным благоустройством законодательство

Екатерины создало  всесословный "Приказ общественного призрения". Дворянство

было признано местным обществом - корпорацией, причем территориальными

пределами этого  общества были признаны границы губернии. Оно получило право

периодических собраний, выбирало из своей  среды: губернского  и уездного

предводителей дворянства, секретаря дворянства, десять заседателей  верхнего

земского суда, уездного судью и  заседателей, земского исправника и заседателей

нижнего земского суда. Подобным образом  Екатерина II стремилась создать из всех

сословий ряд  местных организаций ("сословных  обществ"), предоставив  им

известные права "по внутреннему управлению сих обществ", а  также возложив на

эти организации  осуществление большинства  задач местного управления

[10]. Разделив империю на губернии и уезды, поставив во главе губерний

наместников и  создав органы местного самоуправления, где  заседали наряду с

коренными чиновниками  и местные выборные люди, Екатерина стремилась провести

принцип децентрализации  власти и создать  отдельные самоуправляющиеся  единицы на

местах. В статьях  Жалованной Грамоты  городам впервые  устанавливалось  в русском

городе всесословное "общество градское", которое  должно было включать в себя

всю совокупность постоянного населения  города, и принадлежность к которому

обуславливалась не сословным положением, а известным имущественным  цензом.

"Общество  градское" должно  было избирать  из своего состава  всесословную думу,

которой вверялось  заведование городским  хозяйством. Общая  дума избирала затем

из своей среды  так называемую шестигласную думу, на долю которой  выпадала

наиболее интенсивная  деятельность по заведованию  текущими городскими делами. В

состав этого  учреждения входили  городской голова и шесть гласных, по одному от

каждого из шести  разрядов городского общества. Ведению  шестигласной думы

подлежал тот  же круг дел, что и  для общей думы; разница состояла лишь в том,

что последняя  собиралась для рассмотрения более сложных  и трудных вопросов, а

первая учреждалась  для повседневного  отправления текущих  дел.

В начале 1786 г. новые  учреждения были введены  в Москве и Петербурге, а

затем - и в  остальных городах  Империи. Однако в  большинстве уездных  городов

вскоре было введено  упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех

членов градского  общества и при  нем небольшой  выборный совет из представителей

разных групп  городского населения  для отправления  текущих дел. В  небольших

городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все

самоуправление  было представлено в  лице так называемых "городовых  старост".

При первом знакомстве с Жалованной Грамотой городам - она производит

впечатление широко задуманной реформы, однако в действительности результаты ее,

как и реформы, заложенной в Учреждении о губерниях, оказались  довольно жалкими.

Местное самоуправление времен Екатерины  постигла та же участь, какой

подверглись петровские ландраты и земские  комиссары. Вместо того, чтобы

подчинить администрацию  контролю местных  выборных органов, Учреждение о

губерниях, наоборот, предоставляет привыкшей  к власти и произволу  бюрократии

право контроля и руководства  над молодыми, вновь  созданными учреждениями, в

связи с чем  роль новых органов  самоуправления оставалась крайне незначительной

вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские  и новые городские

учреждения.

Но, несмотря на это, значение реформ Екатерины трудно переоценить: если

реформы Петра, при  отдельных попытках вызвать общество к проявлению

самодеятельности, в общем сводились  к централизации  и насаждению бюрократизма,

то законодательные  акты Екатерины были направлены на децентрализацию  власти и

создание местного общественного управления, с которым приходилось  разделять

свою власть коронным чиновникам: "Учреждение о губерниях Екатерины II нельзя не

назвать основным законодательством  по нашему местному управлению", - отмечал

А.Д. Градовский.[11]

Именно законодательство Екатерины II можно  считать первой попыткой

формирования  российского муниципального права.

 I. Состояние местного самоуправления в России до земской реформы

Традиции  местного самоуправления были очень  сильны в России еще с XV-XVII веках, когда Русское государство прекрасно совмещало верховное самодержавие Царя с широкой хозяйственной и административной самостоятельностью на местах. Местное самоуправление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами. На губернском уровне главным лицом в системе местного управления являлся губернатор. Наказом 1837 года губернаторы наделялись широким кругом полномочий: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и др. Закон отводил губернатору место непосредственно начальника вверенной ему губернии.

  Следующие по назначению место  после губернатора занимал губернский  предводитель дворянства, исполнявший  разнообразные полицейские следственные, попечительские и иные функции.  Уездный предводитель дворянства  возглавлял аппарат уездных чиновников. Дореформенная система местного  самоуправления отражала преимущественно  интересы дворянско-помещичьего  класса. Преобладающие в ее деятельности  принципы бюрократизма и централизма  не учитывали реальных нужд  местного населения, местной промышленности  и местного торгового оборота.  Картина усугублялась нерасчлененностью  административных, судебных и хозяйственных  правомочий, возлагавшихся на местную  администрацию.

Если  наиболее консервативные представители  дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских  органах, то группы либералов, ориентирующихся  на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации. Только в марте  1863 года специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты  положения о земских учреждениях  и временных правилах о них.

Круг  вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался  исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В  предложенном комиссией проекте  отмечалось: «земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных - губернских или уездных инстанций, или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест». С самого начала земские учреждения проектировались как местные  и общественные, не имевшие своих  исполнительных органов и проводившие  свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства. Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законностью, принимавшихся земскими органами решений и постановлений, либо форму принятого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений. Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще могли быть реализованы при посредничестве налогово-фискальных органов государства чрез полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.

В 1859 году полицейская власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию, состоящему из исправника, дворянского и двух сельских заседателей. Управление всей городской и уездной  полицией сосредотачивалось у исправника в уездном управлении. Правительство  спешило сконцентрировать административно  – полицейскую власть в бюрократическом  аппарате на местах, чтобы оставить проектируемым земским учреждениям  только узкий круг местных хозяйственных  вопросов.

Вывод: Таким образом проведение крестьянской реформы требовало  неотложной перестройки системы  местного самоуправления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия  для сохранения власти в руках  дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием  местного управления, вращались вокруг этой проблемы.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Подготовка реформы и становление земского самоуправления

 

«История разработки положения  о земстве служит наглядным доказательством  того, как иной раз реформа, задуманная при единодушном сочувствии общества, ведет к быстрому разочарованию  и крупным недоразумениям из-за стремления сочетать противоположные принципы и взаимоисключающие тенденции».(1) Решение правительства приступить к выработке проектов преобразования губернских и уездных учреждений появилось в печати еще в 1859 году. Царь 25 марта 1859 года дал высочайшее повеление, которым были окончательно определены главные начала будущего устройства уездной полиции и всего хозяйственно-распорядительного управления в уезде в смысле предоставления ему большего единства, большей самостоятельности и большего доверия. Царские Указы давали дальнейшее направление ходу земской реформы. Новые слова «единство», «самостоятельность», «доверие», очевидно, предполагали устранение многочисленных местных дореформенных учреждений и создание единого хозяйственного управления на основе независимости от администрации. Эти повеления имели в виду создание не бессловного, а всесословного земства, притом с неодинаковым участием в нем. Но сама степень участия каждого сословия в земских учреждениях определена не была.

Разработка подробных  проектов на основе указанных начал  возлагалось на комиссию, учрежденную  при Министерстве внутренних дел. Она  была образована 27 марта 1859 года, в том  же месяце, когда начали свою деятельность редакционные комиссии по крестьянскому  вопросу. Во главе комиссии был поставлен  Н.А. Милютин, образованный, либерально настроенный царский бюрократ, прослывший в сановных кругах «человеком крайних взглядов». (2)

В программе работ комиссии  определялся  круг   проблем, по которым  необходимо  было  разработать  законопроекты.  В их  число  входило учреждение  хозяйственно - распорядительного   управления  в губерниях  и в уездах;  положение   об  усилении  власти  губернаторов  в чрезвычайных  случаях. При  этом в сфере преобразования  уездного управления   особое   внимания  предполагалось  уделить  трём  проблемам: каковы  предметы ведения  уездного хозяйственно- распорядительного  управления, «как  и  из  кого  образовывать  это  управления», «какую  степень власти ему  предоставить». (2)

В «Краткой  записке по делу  об устройстве  уездного управления»  комиссия  предложила  включить  в  сферу компетенции уездного управления  вопросы, касающиеся  устройства  сельских  обществ, создания  специальных «совещательных  учреждений»  для обсуждения  хозяйственных   интересов  местностей, учреждения «для  разбора взаимных  претензий,  возникающих  между  помещиками и  крестьянами».   (2)

Информация о работе Состояние местного самоуправления в России до земской реформы