Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа
Актуальность. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Все это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь спо-собствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную актив-ность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - помочь ему овладеть устной и письменной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослого. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания как надо говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи [26, с36]. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают.
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.1. Характеристика связной речи------------------------------------6
1.2. Характеристика словарного запаса----------------------------14
1.3.Характеристика грамматического строя ----------------------16
1.4. Развитие словообразования глаголов в онтогенезе---------20
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР З УРОВНЯ.
2.1.Причины общего недоразвития речи у детей-----------------24
2.2.Характеристика ОНР-----------------------------------------------27
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР--34
2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет
с ОНР 3 уровня----------------------------------------------------------39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------52
Министерство образования и науки Российской федерации
Владимирский государственный университет имени
Александра Григогьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Кафедра начального образования
Факультет дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА № 1
Тема: Состояние словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Владимир
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ----------------------
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.1. Характеристика связной речи--------------------------
1.2. Характеристика словарного запаса------------------------
1.3.Характеристика грамматического строя ----------------------16
1.4. Развитие словообразования глаголов в онтогенезе---------20
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР З УРОВНЯ.
2.1.Причины общего недоразвития речи у детей-----------------24
2.2.Характеристика ОНР---------------------------
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР--34
2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет
с ОНР 3 уровня------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ--------------------
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Все это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь спо-собствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную актив-ность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - помочь ему овладеть устной и письменной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослого. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания как надо говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи [26, с36]. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще Я.А. Каменский порицал родителей за потакание неправильностям детской речи. К.Д.Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых. Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми по- взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие. Говорить 3-4 летнему ребенку: (дя-й) вместо дай, (тпруа) вместо гулять не позволительно[26, с37].
Речь – это сложная
и специально организованная
форма психической
регулятором человеческого
поведения. Овладение родным языком
как средством и способом
Нарушения речи, в зависимости от характера речевых
расстройств, отрицательно влияют на все
психическое развитие ребенка, отражаются
на его деятельности, поведении. Нарушение
речи может отрицательно влиять на формирование
личности ребенка, вызывать психические
наслоения, специфические особенности
эмоционально – волевой сферы способствует
развитию отрицательных качеств характера
(застенчивости, нерешительности, замкнутости,
чувство неполноценности). Все это отрицательно
сказывается на овладение грамотой, на
успеваемость, на овладение профессией.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным
слухом и первично сохраненным интеллектом
– это речевая патология, при которой
нарушается формирование каждого из компонентов
речевой системы: словарного запаса, грамматического
строя , звукопроизношения.
У детей с общим
недоразвитием речи
Таким образом, развитие
речи, ранняя диагностика ее
и родителей, и воспитателей, и логопедов. Несмотря на то, что достаточно много научных работ посвящено проблеме формирования функции словообразования глаголов у детей с ОНР 3 уровня, тема нашего исследования остаётся по-прежнему актуальной.
Объектом исследования являются –дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Целью данного исследования является – теоретическое изучение особенностей словообразования глаголов у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
В исследовании нами были поставлены задачи:
Методы нашей работы: анализ логопедической и психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой исследования являются теоретические
положения:
- в области психологии по вопросам формирования грамматического строя речи А.Н.Гвоздев, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия , Л.С.Выготский;
- в педагогике, формированию грамматического строя речи посвящены работы авторов: С.Н.Шаховской , Р.И.Лалаевой , Н.В.Серебряковой , Т.В.Волосовец , Н.С.Жуковой [14, 6].
Структура и объем курсовой работы.
Данная курсовая работа предста
Объем курсовой работы - 54 страницы компьютерного текста.
Структура:
-во введении излагается актуальность, объект и предмет исследования, цель
и задачи, методы и методология;
- основная часть состоит из двух глав;
- в заключении излагаются основные выводы нашего исследования;
- в список литературы входят 30 литературных источников, а также дополнительные Интернет – источники.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.
1. 1. Характеристика связной речи
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речь –это особая и наиболее совершенная форма общения, присуща только человеку. Речевое общение осуществляется посредством языка [ 21, с 12 ]. Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимое для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой
частей: центрального и периферического[13,с8]. Для нормального осуществления речевой функции речевой аппарат должен быть полноценным. Повреждение в любом из этих отделов приводит к возникновению речевых расстройств, причем характер нарушения речи зависит от характера повреждения речевого аппарата [ 17, с 12- 17]. Однако речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Существует четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный [ 12, с 56].
-1 этап- подготовительный (с момента рождения до 1 года).
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Они способствуют развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата. В этом периоде появляются основные доречевые вокализации: около 2-х месяцев появляется гуканье, в 3 месяца- гуление, позже развернутое гуление из двух- трех звуков, в 4-5 месяцев - лепет [ 9, с 6]
-2 этап- преддошкольный (от 1 года до 3 лет).
В это время начинается этап становления активной речи, у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Речь ребенка связана непосредственно с конкретной наглядной ситуацией общения. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер, происходит значительное накопление словаря [ 21, с 24 ].
-3 этап- дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных, реже- дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении этого периода у ребенка формируется фонематическое восприятие, продолжается увеличение словарного запаса, значения слов уточняются и обогащаются, растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству, идет развитие грамматического строя речи.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения [21, с 25].
С 5 до 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. На 7 году жизни детям уже доступны
короткие рассуждения [ 4, с 11]. Эти этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Анализ формирования
разных сторон речевой
Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления, фонетико- фонематического и грамматического строя речи, психических процессов. В словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее- слова обобщающего характера. Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение и сотрудничество со взрослыми. Общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики .Л. С. Выготский [1996].
Развитие лексики во многом определяется и социальной средой в которой воспитывается ребенок. Ранний этап формирования речи, овладения
словом, многосторонне рассматривается в работах авторов [Е.Н.Винарская, Н.И.Житкин, М.М.Кольцова, Д.Б.Эльконин..] В конце первого начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (повороты головы, фиксация взгляда). Далее у ребенка развивается
Информация о работе Состояние словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня