Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа
Актуальность. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Все это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь спо-собствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную актив-ность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - помочь ему овладеть устной и письменной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослого. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания как надо говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи [26, с36]. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают.
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.1. Характеристика связной речи------------------------------------6
1.2. Характеристика словарного запаса----------------------------14
1.3.Характеристика грамматического строя ----------------------16
1.4. Развитие словообразования глаголов в онтогенезе---------20
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР З УРОВНЯ.
2.1.Причины общего недоразвития речи у детей-----------------24
2.2.Характеристика ОНР-----------------------------------------------27
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР--34
2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет
с ОНР 3 уровня----------------------------------------------------------39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------52
подражательность, многократное повторение нового слова. В этот период появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течении первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основные этапа.(М.И.Лисицина). На первом этапе ребенок ещё не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладения речью в последующем. Подготовительный этап охватывает первый год жизни и имеет исключительное значение в последующем развитии речи. В это время складываются условия для понимания речи. Оно подготовлено выделением ребенком среди всех звуков именно звуков человеческой речи, нарастанием чувствительности к тем характеристикам речевых звуков, которые помогают вычислить значение слова. Это довербальный период. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Этот этап охватывает возраст от конца первого года до второй половины второго года и служит переходной ступенью между двумя стадиями в общении ребенка с окружающими- довербальный и вербальный. В случае замедленного речевого развития второй этап растягивается до полутора лет. Третий этап охватывает все последующие
время (до семи лет), когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует для ее общения с окружающими. Это этап развития речевого общения [ 18, с 14] . Дети овладевают понятийным наполнением слова, научаются применять его для передачи адресату все более сложной и абстрактной по содержанию информации. На каждом этапе
становления и развития речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи в ее межличностной функции на всех трех этапах становления. Речь как средство общения возникает на определенном этапе развития. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову, а остается на уровне доречевой коммуникации. Необходима помощь активного партнера- взрослого, который преобразует всю ситуацию для ребенка побуждая его к речи. К общению мы относим лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит первое слово, обращение к взрослому, а потом на протяжении нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми. Существуют три основные формы речевых реакций у детей: речевые реакции в отсутствии партнера- это наиболее элементарная форма. Диалог- в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот. Монолог- один из детей говорит в присутствии других. Наиболее высокая форма речевого общения- диалог. Он способствует развитию социальных
отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. Иногда даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. Если
способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной [ 18, с 19].
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова, оно не остается неизменным, а развивается. Л.С.Выготский [1996] На ранним развитие речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация; слово имеет диффузное, расширенное значение. Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе. Л.П.Федоренко [1984] выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичных предметов. В возрасте от 1года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретными предметами. К концу второго года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств- имен нарицательных.
В возрасте 3 лет дети
усваивают слова второй
Примерно к 5-6 годам дети усваивают слова, которые являются более высоким уровнем для слов второй степени обобщения (растения, движения, цвет). Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развития общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики- гуление- лепет- слово- словосочетание- предложения- связный рассказ [ 6, с 38]. С рождения до двух месяцев у ребенка самостоятельно возникают крики. На смену крику приходит гуление
с 2 до 7 месяцев. Гуление- произнесение гласных звуков, близких к (а),(ы),(у), возможно в сочетании с согласной (г). Этот этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития речи, малыш учится управлять интонацией. С 7 до 9 месяцев ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом. Уже с 11 месяцев переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающего лепета. Малыш подражает звукам речи взрослых. К 1 году проявляется несколько осознанно употребление двухсложных слов, состоящих из одинаковых слогов «мама», «баба», «дядя». С 1 года 7месяцев до 1 года 9 месяцев после усвоения двухсложных и трехсложных слов появляются словосочетания. Количество слов к 2 годам увеличивается до 300 слов различных частей речи. С 2 лет конструирует в условиях наглядной ситуации предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро. С 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где?», «куда?». С 3 лет возникают вопросы «почему?», «когда?». С 3 лет появляется связный рассказ с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает более 1000 слов. Происходит постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках –с 4 лет [ 15, с 35 ].
На четвёртом году жизни дети овладевают простыми распространёнными предложениями. Довольно рано, примерно к -4 годам, дети начинают употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного). В этом возрасте дети задают много
вопросов взрослым (дети- почемучки), пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если
мама разрешит). После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения [ 15, с 38]. После 5 лет дети способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает). После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, пояснив при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребёнок должен придумать свой рассказ о чем то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым. Качественный уровень словарного запаса помогают выявить различные игры: когда дети называют профессии людей по предложенным картинкам; назвать как можно больше частей; подбор антонимов к прилагательным и глаголам позволяет оценить чувство языка у ребёнка. Детям даются задания, соблюдая постепенность нарастания сложности: нахождение предметов и действий (покажи кто шьет, а кто вышивает); выполнение действий (нарисуй шар); самостоятельное название детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован? Что делает мальчик?); самостоятельное называние детьми видовых понятий, объединенных одной лексической темой (назови чайную посуду); объединение предметов в обобщающую группу (скажи как можно одним словом назвать и лодку, и машину, и самолет). Существуют два распространенных типа развития детей : «Говоруны»- отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень
любят разговаривать , что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке, знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Иногда «говоруны» начинают разговаривать намного
раньше, чем другие люди. Самое главное- это слышать правильную речь, все остальное они «сделают» сами. Другой тип - это «Молчуны»- склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать».Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно. Нужно внимательно реагировать на все вопросы малыша, поддерживать с ним контакт [ 1, с 15].
1. 2. Характеристика словарного
запаса
Развитие словаря
ребенка тесно связано с
от 1, 5 до 2 лет происходит расчленение комплексов на части (Катя бай). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов различных частей речи[6,с57]. При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях
воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он растет как в количественном, так и в качественном отношении, например, в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающих их предметы и явления владеют достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами- синонимами. Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей формируется навык словообразования. Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с разными уменьшительно- ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, носик.. Дошкольники в 5-6 лет выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные (красный, краснеть, красота). Дети справляются с заданием на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный), но и умение употреблять в быту слов: ситцевый, бумажный, песочный..).Дети должны уметь использовать в самостоятельных высказываниях существительные и глаголы единственного и множественного числа (как с продуктивными, так и непродуктивными окончаниями), изменять существительные по родам, падежам, согласовать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже [25, с 30].
1.3 Характеристика грамматического строя
К.Д. Ушинский писал: «..грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными». Овладение
грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку языковая функция как манифестация языка выполняет ведущую роль в развитии его мышления, речевого общения, поведения и формирование связей. Все это – важнейшее средство опосредованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие детей.[28].
Проблема обучения грамматическим нормам родного языка актуальна. Это
видно в работах А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина, А.Г.Ару-
шановой… Формирование грамматического строя речи осуществляется на
основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на
основе анализа речи окружающих, выделение общих правил грамматики на
практическом уровне, обобщение этих правил и закрепления их в собствен-
ной речи. При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими предложениями, грамматически оформленными[25, с 31]. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н.
Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и другие. Формирование грамматического строя речи ( словоизменение, синтаксической структуры предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании словоизменения ребенок должен уметь дифференцировать грамматические значения, так как ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи
ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделение общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепление в собственной речи. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи в течении первых семи лет проходит три этапа. На первом этапе ребенок ещё не умеет говорить сам и не понимает речи окружающих, но постепенно складываются условия, обеспечивающие овладения речью в последующим. Это довербальный период. На втором этапе ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. И третий этап когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует её для общения с окружающими [28].
Информация о работе Состояние словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня