Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа
Актуальность. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Все это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь спо-собствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную актив-ность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - помочь ему овладеть устной и письменной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослого. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания как надо говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи [26, с36]. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают.
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.1. Характеристика связной речи------------------------------------6
1.2. Характеристика словарного запаса----------------------------14
1.3.Характеристика грамматического строя ----------------------16
1.4. Развитие словообразования глаголов в онтогенезе---------20
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР З УРОВНЯ.
2.1.Причины общего недоразвития речи у детей-----------------24
2.2.Характеристика ОНР-----------------------------------------------27
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР--34
2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет
с ОНР 3 уровня----------------------------------------------------------39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------52
(подшивает- шьет, вырезает- рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: (поливает в катюдю сюп вместо наливает). Из ряда предложенных действий
дети не понимают и не могут показать как штопать, распарывать, переливать. Они не знают название оттенков. Происходит замена названия части предмета названием всего предмета: (ствол, корни - дерево); название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение (шнурки - завязывать чтобы) [24, с 13].
Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит- идет, вместо пришивает- шьет). Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной. Примечательно, что при нарушениях развития речи наряду с нарушившимся процессом расчленения на морфы словесных форм и соединения вычлененных элементов в речевые последовательности длительное время продолжает существовать употребление слов в морфологически нерасчлененном виде, то есть в таком виде, в каком словоформа была извлечена из языка окружающих, без переструктурирования ее в связи с собственным высказыванием. Таким
образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые в процессе построения речевого высказывания [23, с 79].
Во второй главе курсовой работы анализируются литературные данные по проблеме развития функции словообразования у детей с ОНР 3 уровня. Современные исследования Т.Б.Филичевой, позволившие выявить наличие дополнительного IV уровня речевого развития, впервые дали материал для дифференцированного сравнения словообразовательных возможностей детей с ОНР [ 17, с 36].
Представленная типология
трудности, возникающие у детей с ОНР как на этапе восприятия речи, так и
на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой
программы. Это позволяет сделать вывод о существенном снижении воз-
можностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразо-
вательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними.
Такое отставание
существенно тормозит
кой системы языка, но и словообразовательного уровня языковой способности и, как следствие, речевого развития в целом [ 17, с 39 ]
Обобщая все вышеизложенное, можно придти к заключению, что проблема овладения словообразовательной системой языка дошкольника с
ОНР находится на гораздо низшем уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР испытывают затруднения в словообразовании. В преобладающем большинстве случаев степень овладения детьми с ОНР словообразовательными умениями и навыками не зависит впрямую от их возраста. Низкая степень сформированности словообразования является
неотъемлимым компонентом в структуре такого системного нарушения, как общее недоразвитие речи, и потому не может быть преодолена как отдельное нарушение, без коррекции остальных сторон речевого развития: фонетики, лексики, грамматики [19, с 273].
Только человеку присущ величайший дар природы - речь. Но она не является врожденной способностью. Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а так- же от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи[29].
Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность его в речевом общении стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических особенностей речи связано с его коммуникативной деятельностью [18, с 14].
В современной логопедии большое значение придается системному подходу к изучению и преодолению недоразвития речи у детей. Исходя из такой научной позиции, крайне важной представляется проблема определения и уточнения всех компонентов, входящих в структуру данного речевого дефекта. Весьма актуальным является проведение исследований формирования состояния словообразовательных процессов у дошкольников с недоразвитием речи с целью выявления и преодоления речевого дефекта.
Недостаточность в становлении словообразовательной системе языка является неотъемлемым компонентом в структуре такого системного
нарушения, как общее недоразвитие речи [8, с 126].
Проведенное нами исследование литературных данных позволило сделать выводы о состоянии словообразования глаголов у детей с ОНР 3 уровня. Представленная типология словообразовательных ошибок демонстрирует трудности , возникающие у детей с ОНР как на этапе восприятия речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой
программы. Это позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Именно такое отставание тормозит становление не только лексической системы
языка, но всего словообразовательного уровня языковой способности и , как следствие, речевого развития в целом.
Очень важно, чтобы
ребенок мог установить
Недостаточно сформированными являются словообразовательные процессы у детей с общим недоразвитием речи: дети отказываются от проведения словообразовательных действий при любом усложнении условий словообразования. Степень овладения словообразованием у детей с ОНР не находится в прямой зависимости от их возраста. Анализируя литературные данные, можно сделать вывод, что недостаточность в становлении словообразовательной системе языка является неотъемлимым компонентом в структуре такого системного нарушения, как общее недоразвитие речи. Изучая и анализируя логопедическую и психолого- педагогическую литературу мы пытались раскрыть информации о механизмах и проявлениях такого дефекта как общее недоразвитие речи.
Весьма актуальным является проведение пристального исследования состояния словообразовательных процессов у дошкольников с ОНР с целью выявления их влияния на овладения устной и в дальнейшем письменной
речи. Недостаточность словообразовательных процессов, отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает ритмико – мелодической стороной слова, отчего оно не находит своего послогового выражения. Такие дети с трудом заучивают стихотворения, так как от них ускользают ритм и рифма стихотворной формы.
Таким образом, в данной курсовой работе оказался затронутым весьма широкий спектр проблем: развитие речи в онтогенезе и причины общего недоразвития речи; современные представления о проблеме развития навыков словообразования у детей в процессе онтогенеза и дизонтогенеза.
Решение этих проблем на основе междисциплинарного подхода повысит эффективность диагностической и коррекционно - профилактической работы, которые будут изучаться и представляться в следующих курсовых работах.
52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. –М., Мозаика-Синтез, 2004. – 292 с.
2. Выявление и преодоление
3. Л.С.Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина. Логопедия.
Методическое наследие:/Пособие для студентов и логопедов дефектол.фак.
пед.вузов/ в 5 кн – М., «Владос», 2003. Кн 5. 480 с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: 2-е изд., испр. и доп., -М., АРКТИ, 2004, 168 с.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР).
-М., Просвящение, 1985, 112 с.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеренбург: изд. ЛИТУР, 2004, 320 с.
7. Зикеева А.Г. Развитие речи в специальных образовательных учреждениях.
- М., ООО «Издательство АСТ», 2000, 210 с.
8. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Ч 1./Под ред Соковец Л.С,
-М., АРКТИ, 2005, 248 с.
9. Краузе Е. Логопедия /СПб., Корона, 2002, 208 с.
10. Логопедия: Методические традиции и наваторство /Под ред. С.Н.Шаховская, Т.В. Волосовец. Изд. третье, перераб..и дополн. –М., «Владос» 1998, 670 с.
11. Логопедия. Методическое наследие /Пособие для педагогов и студентов дефектол. фак, пед вузов. Под ред. Л.С. Волковой в 5кн –М, Владос, 2006,
Кн 5, 620 с.
12. Леонтьев А.А. Психология общения –М., Владос, 1997, 420 с.
13. Лурии А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е.Д. Холиской Ростов-на-Дону, Феликс, 1998, 340 с.
14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Р. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. –СПб: Союз, 2003, 220 с.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Р. Формирование правильной разговорной речи дошкольников. – СПб: Союз, 2004, 224 с.
16. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб: Союз, 2001, 164 с.
17.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. –М., изд. АСТ, 2002, 333 с.
18.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Под ред., Т.В. Волосовец, -М., В.Секачев, 2007, 224 с.
19. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика
нарушений речи у дошкольников. –СПб: «Детство-Пресс», 2004, 320 с.
20. Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и
письменной речи – М., изд. «Коррекционная педагогика», 2005, с144
21. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. –М., Просвящение, 1989, 221 с.
22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. детского сада. В 2 ч. Ч 1 –М., Альфа, 1993, 103 с.
23. Филичева Т.Б. Особенности речи детей дошкольного возраста. –М., 1999.
24. Филичева Т.Б. Дети с ОНР /Учебно- методическое пособие, -М., «Гном-Пресс», 1999, -80с
25. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Устранение
ОНР у детей дошкольного
26. Хватцев М.Е. Логопедия. –М., ООО «Издательство АСТ», 2002, 258 с.
27.Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии речи.
http : // www. eduhmao. ru/
28. Нарушение речи. Subscnbe. Ru
29. Дефектология. Общая медицина. www. RonI. ru.
30. Дефектология. Особенности коррекционной педагогики. www. RefIist. ru.
Информация о работе Состояние словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня