Состояние словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Все это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь спо-собствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную актив-ность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - помочь ему овладеть устной и письменной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослого. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания как надо говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи [26, с36]. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.1. Характеристика связной речи------------------------------------6
1.2. Характеристика словарного запаса----------------------------14
1.3.Характеристика грамматического строя ----------------------16
1.4. Развитие словообразования глаголов в онтогенезе---------20
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР З УРОВНЯ.
2.1.Причины общего недоразвития речи у детей-----------------24
2.2.Характеристика ОНР-----------------------------------------------27
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР--34
2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет
с ОНР 3 уровня----------------------------------------------------------39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------52

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

     Многолетнее изучение речи 6-летних дошкольников позволило установить, что выделяется ещё одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвёртый уровень речевого развития - нерезко выраженное недоразвитие речи [ 22, с 3]    Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение слава, ребёнок не удерживает  в памяти  его фонематический образ, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. Обиходная речь становиться более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов.                                                                       

     Свободное общение  сильно затруднено, и в контакт  с окружающими детьми дети  обычно вступают в присутствии  родителей или воспитателей, дающих  пояснение к высказыванию ребенка. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обобщающее сходный объект (кондуктор – кассир, кресло – диван). Иногда нужное слово заменяется другим, близким по звуковому составу (смола – зола). То же самое происходит с названиями малознакомых ребенку действий: вместо «строгать» он говорит «чистить»,

вместо «резать» говорит «рвать». Дети используют в речи различные местоимения. Из прилагательных употребляются лишь те, что обозначают непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства ( сладкий, теплый, легкий). Речь обеднена из- за редкого употребления наречий. Довольно часто используют предлоги,

 

                                                               33

особенно для выражения пространственных отношений (в, к, на, под, за, из), но при этом допускается большое количество ошибок, предлоги могут опускаться , заменяться.

     Недостаточная внятность, выразительность, вялая артикуляция  и нечёткая дикция оставляют  впечатление общей смазанности  речи. Незаконченность формирования  звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию[11, с521].                        

      Фонетическое оформление  речи значительно отстает от  нормы, продолжают отмечаться различные  нарушения звукопроизношения. Недостаточное  развитие фонематического слуха  и восприятия приводят к тому, что у детей страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом.

     Дети с четвертым уровнем речевого развития характеризуются незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется как своеобразная стертая лил легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми  механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических

конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем [ 11, с 522].

     Своеобразие речи  у детей с четвертым уровнем  общего недоразвития речи, по  данным исследований Т.Б. Филичевой (1969) заключается в 

 

                                                              34

следующем. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор определенных эпизодов. Рассказывая дети пользуются  в основном простыми малоинформативными предложениями. 

     У детей этой группы  по –прежнему сохраняются трудности  при планировании своих высказываний  и отборе соответствующих средств

 [ 22,с 97-99]. Важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе недоразвития, учете специфики речевой патологии. Установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка.   

 

 

      1. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР

      Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [ 3, с 153] . Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является позднее начало речи: первое слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее

выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительном благополучном, на первый взгляд, понимание обращённой речи. Речь этих детей малопонятна [ 18, с 17].                                                                                   

  

                                                           35

   Наблюдается недостаточная  речевая активность, которая с  возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно  критичны к своему дефекту.

     Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным так и по качественным показателям страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» [24, с3]. По данным Е.М. Мастюковой, среди детей можно выделить три основные группы:

- не осложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок; у детей наблюдается некоторая эмоционально- волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности;

- осложненный вариант общего  недоразвития речи, когда собственно  речевой дефект сочетается с  рядом неврологических и психопатологических  синдромов, таких, как синдром повышенного  черепного давления, цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств. У детей этой группы отмечается крайне низкая

 

 

 

                                                               36

работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость;

- грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга [24, с 4].

Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции. Речь в свою очередь, дополняется и  совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно- логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова..).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, Л.Н.Усачева..), имеющей ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности [24, с 7]. Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации

 

 

                                                               37

движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны

снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость[17.с8]. Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами и руками, неусидчив. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребенка чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам [24, с 8].

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно- волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания [ 3, с 153]  Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

     У наиболее слабых  детей низкая активность припоминания  может сочетаться с ограниченными  возможностями развития познавательной деятельности. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитие памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность [ 11, с 15].

     Связь между речевыми  нарушениями и другими сторонами  психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-

 

                                                              38

логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции[5, с 7].

     Дети с общим недоразвитием  речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений [30,с9]. Вне специального внимания к речи

 дети малоактивны; в редких  случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации.

 Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность

 их речи. Одним их необходимых  условий дальнейшего речевого  развития ребенка является создание  мотивации общения, формирование

стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни

семьи и детского сада. Рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы

актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в

такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться,

поделиться своими впечатлениями об увиденном. Необходимо создать

 

 

                                                               39

благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой[16, с89].

 

                 2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет  с ОНР  3 уровня          

     Всестороннее изучение речевых и, в частности, словообразовательных  возможностей детей с ОНР является весьма актуальным для преодоления нарушений как устной, так, впоследствии, и письменной речи [20,с 39].

Наиболее современные и полные представления о характере становления словообразовательных операций у детей исследуемой категории сложились в результате многолетних исследований (Р.Е.Левина, Т.В.Туманова..)

И результатом стало выявление у дошкольников с ОНР своеобразия и специфических особенностей операций семантического анализа и синтеза

Информация о работе Состояние словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня