Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа
Актуальность. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Все это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь спо-собствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную актив-ность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - помочь ему овладеть устной и письменной речью. Речь детей формируется под влиянием речи взрослого. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания как надо говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи [26, с36]. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают.
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.1. Характеристика связной речи------------------------------------6
1.2. Характеристика словарного запаса----------------------------14
1.3.Характеристика грамматического строя ----------------------16
1.4. Развитие словообразования глаголов в онтогенезе---------20
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР З УРОВНЯ.
2.1.Причины общего недоразвития речи у детей-----------------24
2.2.Характеристика ОНР-----------------------------------------------27
2.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР--34
2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет
с ОНР 3 уровня----------------------------------------------------------39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------52
Многолетнее изучение речи 6-летних
дошкольников позволило установить, что
выделяется ещё одна категория детей,
которая оказывается за пределами выше
описанных уровней и может быть определена
как четвёртый уровень речевого
развития - нерезко выраженное недоразвитие
речи [ 22, с 3] Характерным своеобразием
нарушения слоговой структуры является
то, что, понимая значение слава, ребёнок
не удерживает в памяти его фонематический
образ, наблюдается искажение звуконаполняемости
в разных вариантах: персеверации, перестановки
звуков и слогов, элизии, парафазии. Обиходная
речь становиться более или менее развернутой,
но в ней часто наблюдается неточное знание
и употребление многих слов.
Свободное общение
сильно затруднено, и в контакт
с окружающими детьми дети
обычно вступают в присутствии
родителей или воспитателей, дающих
пояснение к высказыванию
вместо «резать» говорит «рвать». Дети используют в речи различные местоимения. Из прилагательных употребляются лишь те, что обозначают непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства ( сладкий, теплый, легкий). Речь обеднена из- за редкого употребления наречий. Довольно часто используют предлоги,
особенно для выражения пространственных отношений (в, к, на, под, за, из), но при этом допускается большое количество ошибок, предлоги могут опускаться , заменяться.
Недостаточная внятность, выразительность, вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию[11, с521].
Фонетическое оформление
речи значительно отстает от
нормы, продолжают отмечаться
Дети с четвертым уровнем речевого развития характеризуются незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется как своеобразная стертая лил легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических
конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем [ 11, с 522].
Своеобразие речи у детей с четвертым уровнем общего недоразвития речи, по данным исследований Т.Б. Филичевой (1969) заключается в
следующем. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор определенных эпизодов. Рассказывая дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
У детей этой группы
по –прежнему сохраняются
[ 22,с 97-99]. Важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе недоразвития, учете специфики речевой патологии. Установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [ 3, с 153] . Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является позднее начало речи: первое слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее
выразительным показателем является
отставание экспрессивной речи при относительном благополучном, на первый
взгляд, понимание обращённой речи. Речь
этих детей малопонятна [ 18, с 17].
Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным так и по качественным показателям страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» [24, с3]. По данным Е.М. Мастюковой, среди детей можно выделить три основные группы:
- не осложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок; у детей наблюдается некоторая эмоционально- волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности;
- осложненный вариант общего
недоразвития речи, когда собственно
речевой дефект сочетается с
рядом неврологических и
работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость;
- грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга [24, с 4].
Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции. Речь в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно- логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова..).
Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, Л.Н.Усачева..), имеющей ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности [24, с 7]. Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации
движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны
снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость[17.с8]. Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами и руками, неусидчив. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребенка чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам [24, с 8].
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно- волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания [ 3, с 153] Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых
детей низкая активность
Связь между речевыми
нарушениями и другими
логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции[5, с 7].
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений [30,с9]. Вне специального внимания к речи
дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации.
Это обуславливает недостаточн
их речи. Одним их необходимых
условий дальнейшего речевого
развития ребенка является
стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни
семьи и детского сада. Рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы
актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в
такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться,
поделиться своими впечатлениями об увиденном. Необходимо создать
благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой[16, с89].
2.4. Особенности словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня
Всестороннее изучение речевых и, в частности, словообразовательных возможностей детей с ОНР является весьма актуальным для преодоления нарушений как устной, так, впоследствии, и письменной речи [20,с 39].
Наиболее современные и полные представления о характере становления словообразовательных операций у детей исследуемой категории сложились в результате многолетних исследований (Р.Е.Левина, Т.В.Туманова..)
И результатом стало выявление у дошкольников с ОНР своеобразия и специфических особенностей операций семантического анализа и синтеза
Информация о работе Состояние словообразования глаголов у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня