Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:59, контрольная работа
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Физические упражнения…………………………………….4
Глава 2. Основные задачи физического воспитания детей………..6
2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного возраста……………..11
2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12
Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………….21
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской
ГБОУ СПО СО «Ирбитский
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
«Специфика задач, методов и
приемов обучения
Контрольная работа по учебной дисциплине:
«Методика физического
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Физические упражнения………………………
Глава 2. Основные задачи физического
воспитания детей………..6
2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного
возраста……………..11
2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12
Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Введение
Система физического
воспитания в дошкольных учреждениях
представляет собой единство цели, задач,
средств, форм и методов работы, направленных
на укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие детей. Она одновременно
является подсистемой, частью общегосударственной
системы физического воспитания, в состав
которой входят учреждения и организации,
осуществляющие и контролирующие эту
работу. Каждое учреждение в зависимости
от его специфики имеет свои конкретные
направления в работе, отвечающие в целом
государственным и общенародным интересам.
Система физического
воспитания в дошкольных учреждениях
строится с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Целью физического
воспитания является формирование у детей
основ ЗОЖ. В процессе физического воспитания
осуществляются оздоровительные, образовательные
и воспитательные задачи.
Глава 1.
Физические упражнения
Физические упражнения
— основное и специфическое средство
физического воспитания. Они представляют
собой специально подобранные, методически
правильно организованные движения и
сложные виды двигательной деятельности,
а также подвижные игры. Физические упражнения
проводятся под руководством педагога.
Они основаны на активных двигательных
действиях произвольного (сознательного)
характера. Данное средство физического
воспитания оказывает разностороннее
влияние на развитие детей. Движения и
физические упражнения считаются специфическим
средством физического воспитания. Двигательная
активность - биологическая потребность
организма, от степени удовлетворения
которой зависит здоровье детей, их физическое
и общее развитие. Движения и физические
упражнения обеспечат эффективное решение
задач физического воспитания, если они
будут выступать в форме целостного двигательного
режима, отвечающего возрастным и индивидуальным
особенностям двигательной активности
каждого из детей. Движение составляет
основу любой детской деятельности, а
более всего игровой. Ограничение двигательной
активности ребенка противоречит биологическим
потребностям растущего организма, отрицательно
сказывается на физическом состоянии
(замедляется рост, снижается сопротивляемость
инфекционным заболеваниям) и двигательных
функциях, приводит к задержке умственного
и сенсорного развития. Выполнение физических
упражнений связано с активным восприятием
окружающей обстановки и ориентировкой
в ней, с развитием ощущений, восприятий,
представлений, формированием знаний,
с проявлением волевых усилий, яркими
эмоциональными переживаниями. Все это
оказывает влияние на совершенствование
способностей ребенка, его всестороннее
развитие. Разнообразные физические упражнения
благотворно сказываются на физиологических
функциях детского организма, помогают
ему приспосабливаться к меняющимся условиям
внешней среды, обогащают опыт ребенка
новыми движениями. Физические упражнения
являются ведущим средством физического
воспитания. Но только применение их в
сочетании с оздоровительными силами
природы и гигиеническими факторами позволяет
добиваться наибольшего оздоровительного
и воспитательного эффекта. Физические
упражнения имеют ряд своих характерных
особенностей: упражнения для формирования
осанки (благодаря им укрепляются мышцы,
способствующие правильному положению
позвоночника и стопы); для развития органов
дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют
диафрагму — основную дыхательную мышцу,
межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса);
на отдельные части тела (для рук и плечевого
пояса, для туловища и шеи, для ног); дня
развития отдельных двигательных качеств
и способностей (силы, гибкости, координации,
ловкости» выносливости); на развитие
психики (внимания, сообразительности,
ориентировки в пространстве и во времени).
Физические упражнения могут проводиться
с использованием различных предметов
и снарядов или без них. Благотворное влияние
физических упражнений на организм детей
усиливает музыкальное сопровождение.
Физические упражнения в физической культуре
дошкольников представлены следующими
видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными.
3) спортивными упражнениями.
Все средства физического
воспитания используются во взаимосвязи
и выступают как система физкультурно-оздоровительной
работы в конкретной возрастной группе.
Глава 2. Основные
задачи физического воспитания детей.
Система физического
воспитания в дошкольных учреждениях
представляет собой единство цели, задач,
средств, форм и методов работы, направленных
на укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие детей. Она одновременно
является подсистемой, частью общегосударственной
системы физического воспитания, в состав
которой входят учреждения и организации,
осуществляющие и контролирующие эту
работу. Каждое учреждение в зависимости
от его специфики имеет свои конкретные
направления в работе, отвечающие в целом
государственным и общенародным интересам.
Система физического
воспитания в дошкольных учреждениях
строится с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Целью физического
воспитания является формирование у детей
основ ЗОЖ. В процессе физического воспитания
осуществляются оздоровительные, образовательные и
Оздоровительные
задачи предусматривают: охрану
жизни и укрепление здоровья детей, их
всестороннее физическое развитие, совершенствование
функций организма, повышение активности
и общей работоспособности, а так же
Учитывая специфику
возраста, оздоровительные задачи определяются
в более конкретной форме: помогать формированию
изгиба позвоночника, развитию сводов
стопы, укреплению связочно-суставного
аппарата; способность развитию всех групп
мышц, в особенности мышц-разгибателей;
правильному соотношению частей тела;
совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, правильному функционированию
внутренних органов, развитию функции
терморегуляции, центральной нервной
системы (тренировать процессы возбуждения
и торможения, их подвижность), органов
чувств, двигательного анализатора. Хорошее
здоровье определяется нормальной работой
всех органов и систем организма. Исходя
из особенностей развития детского организма
задачи укрепления здоровья определяются
в более конкретной форме по каждой системе:
помогать правильному и своевременному
окостенению, формированию изгибов позвоночника,
развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного
аппарата, способствовать развитию правильного
соотношения частей тела (пропорций), регулированию
роста и веса костей; развивать все группы
мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног,
плечевого пояса, рук, кисти,, пальцев,
стопы, шеи,- внутренних органов, в том
числе сердца, кровеносных сосудов), особое
внимание уделять слабо развитым группам
мышц-разгибателей; способствовать усилению
тока крови к сердцу, улучшению ритмичности
его сокращения и способности приспосабливаться
к внезапно изменившейся нагрузке; укреплять
дыхательную мускулатуру, развивать подвижность
грудной клетки, способствовать углублению
дыхания, экономному расходованию воздуха,
устойчивости ритма дыхания, увеличению
жизненной емкости легких, научить дышать
через нос; способствовать правильному
функционированию внутренних органов
(пищеварения, выделения и др.), охранять
кожу от повреждений и способствовать
правильному развитию ее функций (терморегулирующих
и.защитных); способствовать уравновешенности
процессов возбуждения и торможения, подвижности
их, развитию активного торможения, а также
совершенствованию двигательного анализатора,
органов чувств (зрение, слух
Образовательные
задачи предусматривают формирование
у детей двигательных умений и навыков,
развитие физических качеств; получение
элементарных знаний о своем организме;
роли физических упражнений в его жизнедеятельности,
способах укрепления собственного здоровья.
Благодаря пластичности нервной системы
у детей двигательные навыки формируются
сравнительно легко. Большинство их (ползание,
ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на
велосипеде и др.) дети используют в повседневной
жизни. Двигательные навыки облегчают
связь с окружающей средой и способствуют
ее познанию: так, ребенок, научившись
ползать, сам приближается к тем предметам,
которые его интересуют, и знакомится
с ними; дети, умеющие передвигаться на
лыжах, кататься на велосипеде, легче познают
свойства снега, ветра; при плавании дети
знакомятся со свойствами воды. Правильное
выполнение физических упражнений эффективно
влияет на развитие мышц, связок, суставов,
костной системы. Например, ребенок, научившись
правильно метать на дальность способом
«из-за спины через плечо», выполняет замах
и бросок-с большей амплитудой движения
туловища, ног, рук, что способствует лучшему
развитию соответствующих групп мышц,
связок, суставов. Сформированные двигательные
навыки позволяют экономить физические
силы ребенка. Если ребенок выполняет
упражнение легко, без напряжения, то он
тратит меньше нервной энергии. Благодаря
этому создается возможность повторять
упражнение большее количество раз и более
эффективно влиять на сердечнососудистую,
дыхательную системы, а также развивать
физические качества. Использование прочно
сформированных двигательных навыков
позволяет осмысливать задачи, возникающие
в непредвиденных ситуациях двигательной
и игровой деятельности. Многие известные
спортсмены (И. Тер-Ованесян, В. Брумель
и др.) начали регулярно заниматься физическими
упражнениями именно в детстве. Наряду
с формированием двигательных навыков
у детей с первых дней жизни необходимо
развивать физические качества (ловкость,
быстроту, гибкость, силу, выносливость,
равновесие и др.). О наличии возможностей
для развития этих качеств свидетельствуют
количественные показатели. Например,
с развитием силы, быстроты и ловкости
увеличивается длина, высота прыжка, дальность
метания. Развитие выносливости позволяет
детям, не» уставая, выполнять физические
упражнения, проходить большие расстояния.
Точность попадания в цель при метании,
точность приземления при прыжках, соблюдение
направления в ходьбе, беге свидетельствуют
о наличии у детей хорошего глазомера.
Без развития физических качеств ребенок
не смог бы выполнять даже элементарные
упражнения, совершенствовать различные
виды деятельности, включающие движения.
У детей дошкольного
возраста очень важно воспитать навык
правильной осанки, т. е. умение сохранять
правильное положение тела, когда ребенок
сидит, стоит, ходит. Правильная осанка
имеет большое значение для нормальной
деятельности всех органов и систем организма,
она во многом зависит от развития костно-мышечной
системы. Но правильная осанка — это навык,
который необходимо своевременно формировать.
В этом возрасте приобретает важное значение
привитие первоначальных навыков личной
и общественной гигиены (мытье рук, освобождение
носа, посещение туалета перед занятиями
физическими упражнениями, забота о костюме,
обуви, поддержание в чистоте игрушек,
физкультурных пособий, помещения и т.
д.). От этих навыков, привычек во многом
зависит здоровье детей. Детям дошкольного
возраста важно сообщать элементарные
знания, связанные с физическим воспитанием.
Полученные знания позволяют детям заниматься
более осознанно и более полноценно самостоятельно
использовать средства физического воспитания
в детском саду и семье. Важно, чтобы дети
знали о пользе занятий, о значении физических
упражнений и других средств физического
воспитания (гигиенические условия, естественные
факторы природы, физический труд), имели
представление о правильной осанке, технике
движений, о правилах подвижных игр, а
также элементарные знания о личной и
общественной гигиене. Дети должны знать
название частей тела, направление движений
(вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево,
кругом и др.), название и назначение физкультурного
инвентаря, правила хранения и ухода за
ним, правила ухода за одеждой и обувью.
Объем знаний, относящихся к физическому
воспитанию, с возрастом детей расширяется.
Воспитательные
задачи направлены на разностороннее
развитие детей (умственное, нравственное,
эстетическое, трудовое), формирование
у них интереса и потребности к систематическим
занятиям физическими упражнениями, потребности
в ежедневном соблюдении режима дня, любви
и интереса физической культуре и спорту.
Необходимо вырабатывать у детей потребность,
привычку к ежедневным занятиям физическими
упражнениями, развивать умения самостоятельно
заниматься этими упражнениями в детском
учреждении и дома. У детей необходимо
воспитывать любовь к занятиям спортом,
интерес к их результатам, достижениям
спортсменов. В процессе физического воспитания
имеются большие возможности для осуществления
нравственного, умственного, эстетического
и трудового воспитания. При выполнении
физических упражнений создаются наилучшие
условия для воспитания положительных
черт характера и нравственных качеств
(честность, справедливость, чувство товарищества,
взаимопомощь, умение заниматься в коллективе,
бережное отношение к физкультурному
инвентарю и т. д.), а также для проявления
волевых качеств (смелость, решительность,
настойчивость, выдержка и др.). Умственное
и физическое воспитание тесно связаны
между, собой. Правильное физическое воспитание
создает наиболее благоприятные условия
для нормальной деятельности нервной
системы и всех других органов и систем,
что помогает лучшему восприятию и запоминанию.
Кроме того, у детей закрепляются знания,
не только относящиеся к физическому воспитанию,
но и полученные в разных видах деятельности
(например, о повадках животных, птиц, насекомых,
явлениях природы и общественной жизни).
У детей развиваются все психические процессы
(восприятие, внимание; представления,
мышление, речь, память, воображение и
др.), а также мыслительные процессы (наблюдение,
сравнение, анализ, синтез, обобщение и
др.). Необходимо воспитывать у детей умение
творчески пользоваться приобретенными
знаниями и навыками, в двигательной деятельности,
проявляя активность, самостоятельность,
сообразительность, смекалку, находчивость.
У детей дошкольного возраста очень важно
воспитывать положительные эмоции, обеспечивая
бодрое, жизнерадостное настроение, а
также развивать умение быстро преодолевать
отрицательное психическое состояние.
Это необходимо потому, что положительные
эмоции благоприятно влияют на работу
всех органов и систем организма, обеспечивают
быстроту и прочность формирования двигательных
навыков. Физическое воспитание благоприятствует
осуществлению эстетического воспитания.
В процессе выполнения физических упражнений
следует поощрять развитие способности
воспринимать, чувствовать, понимать и
правильно оценивать красоту, изящество,
выразительность движений, осанки; красоту
костюмов, физкультурного инвентаря, всей
окружающей обстановки; воспитывать стремление
к эстетически оправданному поведению,
непримиримость по отношению к грубому
в действиях, словах, поступках. В процессе
физического воспитания осуществляется
трудовое воспитание. Подготовка к труду
заключается в том, что у детей развивается
способность к быстрому овладению двигательными
навыками и воспитываются физические
качеству, необходимые для труда. Кроме
того, дети овладевают трудовыми навыками,
связанными с оборудованием помещения,
участка (устройство ямы с песком для прыжков,
снежных валов, заливка дорожек для скольжения,
катка, прокладка лыжни и т. д.), с изготовлением
и ремонтом физкультурных пособий (шитье
мешочков для метания, раскрашивание целей
и т. д.), хранением спортивной одежды, обуви
и уходом за ними, подготовкой помещения,
участка к занятию (расчистка участка
от снега, собирание опавших листьев, посыпание
площадки, дорожек песком, поливка их водой
и т. д.), расстановкой и сбором физкультурных
пособий на занятиях.
2.1. Основные средства
физического воспитания детей дошкольного
возраста.
Психогигиенические факторы включают общий
режим груда и отдыха, питание, гигиену
одежды, обуви, физкультурного оборудования
и т.д. Любой из перечисленных факторов
способствует осуществлению цели и задач
физвоспитания лишь при условии полного
физиологического и психологического
комфорта ребенка. Поэтому при оценке
эффективности этих факторов учитывается
не их "правильность" в целом, а то,
насколько каждый из детей их принимает,
понимает и старается им следовать.
Гигиенические
факторы. Санитарно-гигиенические
требования к месту проведения занятий,
одежде, обуви детей. Эффективность занятия
по физической культуре зависит не только
от его содержания и организации, но и
от санитарно-гигиенических условий, в
которых оно проводится. Проверку условий
и санитарно-гигиенического состояния
мест проведения занятий (групповые участки,
спортивная площадка, физкультурные залы),
физкультурного оборудования и инвентаря,
спортивной одежды и обуви осуществляют
заведующий, методист, воспитатель по
физической культуре, врач, медсестра.
Перед проведением занятия проводится
сквозное проветривание и влажная уборка.
Во время занятия должны быть открыты
фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются
босиком или в носках (хлопчатобумажных)
в спортивной форме (спортивная майка,
трусы-шорты).
Для занятий на воздухе при температуре
от +5°С до -7°С дети занимаются в спортивном
костюме (полушерстяном), футболке с длинными
рукавами, кол готах, шерстяной шапочке,
шерстяных носках, кедах. Необходимо, чтобы
воспитатель по физической культуре также
был в спортивной форме. Во время организации
физкультурных занятий важно предусмотреть
меры безопасности и предупреждения травматизма
детей. Безопасность детей на протяжении
всего времени пребывания в дошкольном
учреждении обеспечивается созданием
условий для их физического и психологического
благополучия, предупреждения травматизма,
физических и эмоциональных перегрузок,
приводящих к утомлению и переутомлению.
2.2. Оздоровительное воздействие
природных факторов
Особенно важно правильно
использовать природные факторы в качестве
закаливающих процедур. Прежде всего их
следует органически включить в режимные
процессы. Например, облегчить одежду,
обувь во время физкультурных мероприятий,
использовать холодную воду при умывании
и полоскании горла и рта после еды и т.д.
Наиболее эффективными
видами закаливания физиологи признали
контрастные водные и воздушные процедуры,
которыми дополняется естественное закаливание.
Эколого-природные
факторы связаны с природой, которая является
средой обитания человека, источником
его здоровья, физического и двигательного
развития. Солнце, воздух, земля, вода могут
щедро одарить ребенка здоровьем, если
научить его с благодарностью принимать
этот дар:
больше времени проводить
в естественной среде - на воздухе;
чаще соприкасаться
с природой — ступать босыми ногами на
землю, подставлять под лучи жаркого солнца
и свежий ветер свое тело, ходить по воде;
знать и выполнять специальные упражнения,
развивающие зрение, слух, обоняние, осязание; больше двигаться,
используя все разнообразие способов
движений в естественной природной среде.
Глава 3. Обеспечение эмоционального
комфорта на занятии.
С малышами третьего
года жизни проводятся еженедельно два
занятия в первой половине дня, не менее
чем через 30 минут после завтрака. Физкультурные
занятия не должны проводиться в ущерб
времени пребывания детей на воздухе.
Сентябрь — месяц трудный для детей, это
период адаптации. Он длится от 4 до 6 недель.
При правильно организованной работе
в группе малыши постепенно привыкают
к новым для них условиям.
Физ. инструктор должен
заранее познакомиться с малышами. В группах
могут оказаться дети, чрезмерно опекаемые
в семьях, или, наоборот, — из семей, в которых
ребенком интересовались мало. Такие дети
— неактивные, робкие, боязливые, неуверенные,
постоянно находящиеся в психологически
стрессовой ситуации. У некоторых из них
есть трудности в общении. К этим детям
надо проявить максимум внимания и постепенно
подготовить их к первому посещению физкультурного
зала. Как только у них восстанавливаются
поведенческие реакции, можно начинать
физкультурные занятия.
Первое посещение зала
— это дополнительный стресс для отдельных
детей. Малыши из знакомой обстановки
группы приходят в незнакомое им помещение
— физкультурный зал. Наблюдения показали,
что какое-то время они находятся в состоянии
психоэмоционального напряжения. Покажите
этот новый для них мир так, чтобы дети
поверили: все, что их здесь окружает, —
очень интересно. Хороший эффект дает
встреча малышей с игрушками. Физкультурный
зал — это их дом, и дети приходят к ним
в гости. Для эмоционального отклика детей
на игрушку требуется предварительная
установка на ее восприятие. Создавайте
такие ситуации, чтобы ребенок радовался
всему, что вокруг него происходит, и принимал
во всех действиях активное
С первого занятия
воспитатель начинает знакомить детей
с физкультурным оборудованием и пособиями:
гимнастическая доска может быть «дорожкой»;
круглый гладкий мяч любит, когда с ним
играют; мягкие игрушки умеют разговаривать,
им нравится играть в прятки и догонялки.
Занятия по физкультуре
проводятся с подгруппами детей.
На первые четыре занятия
(их можно назвать диагностическими) в
подгруппу объединяют от 4 до 5человек. На
этих занятиях обращают внимание на следующие
аспекты:
насколько у ребенка развито понимание
взрослого, т. е. понимает ли он речевые
указания педагога и следует ли он им;
развита ли у детей активная речь;
развито ли у них слуховое сосредоточение на речь взрослого и зрительно-слуховое внимание.
Необходимо также оценить
собственный двигательный опыт и практические
умения каждого ребенка.
Физ. инструктор должен
помнить, что, выполняя движения с одним
и тем же пособием, дети проявляют свою
активность по-разному. Значительные различия
в двигательной активности помогут педагогу
выделить три группы детей: большой, средней
и малой подвижности.
Одной из особенностей
этого возраста является своеобразная
эмоциональная направленность малышей.
Ребенка привлекает только то, что ему
нравится, интересует его только то, что
в данный момент представляет для него более
значимый интерес. Поэтому следует постараться
с первого занятия расположить к себе
детей, сосредоточить их внимание на активной
двигательной деятельности.
На занятиях педагог
наблюдает за поведением детей, их взаимоотношениями
друг с другом. В результате он должен
определить, у всех ли воспитано понимание
«можно», «надо» и «нельзя», а также определить
их поведенческие реакции. Педагогу необходима
информация не только об индивидуальных
особенностях и уровне физического развития
детей, но и сведения о состоянии здоровья
и нервно-психическом развитии.
Только физ. инструктор
может вызвать эмоциональный отклик на
двигательное задание, радоваться вместе
с ребенком тому, как мяч прыгает и быстро
катится, как «танцует» султанчик в его
руках; тому, как его ножки научились наступать
на поленца, прыгать по горке вверх и запрыгивать
на мат.
Полученные данные
позволят решить, к какой группе, с каким
уровнем развития следует отнести каждого
воспитанника, чтобы затем вдумчиво и
целенаправленно строить свое руководство
действиями и поступками детей и всем их
поведением в целом.
С детьми каждой подгруппы
педагог работает как бы по индивидуальной
программе. При такой организации он получает
возможность индивидуализировать требования
к детям, уделять внимание каждому. Количество
детей в подгруппах постепенно увеличивается;
это не дань моде, а насущная необходимость.
Основным в руководстве
деятельностью детей признается индивидуальное
общение воспитателя с ребенком. Есть
очень важное правило — физ. инструктор
и ребенок на занятии решают поставленные
задачи вместе.
Возможны на таком
занятии и экспромты. Они могут быть вызваны
эмоциональным и физическим состоянием
детей, желанием выразить себя в движении,
различными непредвиденными ситуациями
и обстоятельствами в ходе занятия. Экспромт
дает физ. инструктору возможность развивать
у малышей собственные творческие способности.
Только на занятии с небольшой группой
детей можно предложить малышам сложные
комбинированные движения с вовлечением
в работу многих мышечных групп. Только
при таких условиях можно создать комфорт
в обучении, увидеть каждого ребенка, спокойно
отреагировать на любое, малейшее изменение
ситуации на занятии. Физические упражнения
можно использовать с целью развития активной
познавательной деятельности ребенка.
При освоении образовательной
программы следует принимать во внимание
разницу в возрасте детей. Она не должна
превышать 2 месяцев, в противном случае,
если педагог работает со всей группой,
он будет вынужден или занижать требования
при обучении детей движениям или, наоборот,
завышать их. При этом не будет учитываться
уровень нервно-психического развития
и двигательный опыт ребенка.
Руководство педагога
должно быть ориентировано не на усредненную
личность, а на уникальную индивидуальность.
На протяжении 3-го года жизни продолжается
развитие движений. Но развитие идет, главным
образом, в направлении улучшения их качества,
расширения двигательного опыта и умения
ребенка управлять своими движениями.
Безусловно, качественный
уровень физкультурного занятия может
быть высоким только в том случае, если
руководство деятельностью детей осуществляют два педагога.
Специалист по физкультуре
хорошо владеет методикой. Только он может
построить занятие в соответствии с психофизическими
особенностями детей конкретного возраста,
обеспечить оптимальную физическую нагрузку
и двигательную активность каждого ребенка.
Самое активное участие принимает воспитатель
группы. Ее роль по ходу занятия постоянно
меняется. Она помогает в расстановке
оборудования и пособий, следит за самочувствием
детей, осуществляет страховку при выполнении
ребенком сложного по координации движения;
следит, чтобы дети выполняли задания
на всех снарядах, помогает малышу занять
удобное место для выполнения какого-либо
задания. Но она может одновременно с воспитателем
по физкультуре принимать участие и в
процессе обучения. Поэтому воспитателю
группы необходимо знать не только последовательный
ход занятия, но и владеть методикой обучения.
Только при этом условии, возможно осуществить
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Ребенок этого возраста требует постоянного
к себе внимания, он хочет, чтобы взрослые
видели его действия, любили его. Чем младше
ребенок, тем более тесными должны быть
взаимоотношения воспитателя с ним.
Занимаются дети в
физкультурной форме, только на первые
занятия приходят в облегченной одежде.
Обувь исключается, упражнения для стоп
полезны, когда дети выполняют их босиком.
Лишь в отдельных случаях детям разрешается
заниматься в носочках. В этом случае выполнение
целого ряда упражнений может быть затруднено
из-за того, что носки скользят.
В целях экономии времени
в момент переодевания к занятию дети
надевают обувь на босые ножки.
В зале поддерживается
комфортная температура +20 °С. Длительность
занятия зависит от предшествующего двигательного
опыта детей и увеличивается постепенно.
Первые занятия продолжаются от 8 до 12
минут и во второй половине учебного года
составляют 15 минут.
Физкультурное занятие
состоит из трех частей.
Первая
часть занятия является вводной и,
как правило, направлена на обучение детей правильной
При выполнении общеразвивающих
упражнений дети этого возраста испытывают
определенные трудности: они не способны
расчленять движения на отдельные составляющие;
слабо развитая координация не позволяет
им управлять движениями отдельных частей
тела: рук, ног, туловища. Очень часто дети
не могут воспроизвести движение, показанное
воспитателем, поэтому при проведении
упражнений широко используется одна
из форм подражания — имитация движений
животных, птиц и т. п. Имитация отличается
эмоциональной насыщенностью, ребенка
привлекает действие, и все его внимание
направлено только на процесс действия,
он совершает игровое движение. Смешивать
упражнения с игровыми движениями нецелесообразно
как с физиологической, так и с практической
точки зрения. После игровых движений,
не требующих особого напряжения, сосредоточенности
и внимания, дети теряют рабочую установку.
Чтобы при выполнении
общеразвивающих упражнений научить ребенка
более осознанно относиться к выполнению
задания, понимать слова педагога, сопровождающие
его действия, чтобы сформировать правильные
умения выполнения естественных, жизненно
важных движений, общеразвивающие упражнения
следует объединять с игровым упражнением.
С помощью игровых
упражнений педагог не только создает
условия для обучения детей движениям,
но и повышает их заинтересованность в
целенаправленном действии, стимулирует
двигательную активность.
Очень важно, чтобы
ребенок своевременно овладел всеми видами
основных движений.
Вторая
часть занятия начинается с бега.
Дети бегают по периметру зала, преодолевая
препятствия. Бег с препятствиями включает
выполнение конкретных заданий. Этот вид
бега выбран не случайно. Именно препятствия,
которые преодолевает ребенок во время
движения, помогают развивать качественную
сторону бега. После выполнения беговых
упражнений дети
Такие основные движения,
как прыжки, ползание, лазание, равновесие,
отдельные виды ходьбы целесообразно
объединять в комплексы (от 4 до 6 движений).
Большое место в работе с малышами на физкультурном
занятии занимают упражнения с мячом.
Эти движения нравятся ребенку и доставляют
ему радость. Чтобы малыш быстрее приобрел
собственный двигательный опыт, т. е. научился
свободно обращаться с мячом, на занятиях
дети выполняют от 3 до 6 упражнений, и не
только с мячами, но и с такими пособиями,
как набивные мешочки, «клубочки», массажные
мячи, обручи.
В третьей
части занятия обязательно проводится,
подвижная и спокойная игры или хорошо
знакомое игровое упражнение.
Кроме обязательных
элементов, в занятия могут быть включены дополнительные
задания. Их количество и характер
определяются задачами каждого конкретного
занятия. Дополнительные задания, как
правило, связаны с манипуляцией
передать мяч из одной руки в другую;
вращать клубочки одновременно двумя руками;
держать
обруч на уровне груди и крутить его, перехватывая
ободок
Выполняя эти упражнения,
ребенок учится управлять своими движениями.
На физкультурных
занятиях также используются музыкально-ритмические
игры. В них дети ходьбу сочетают с различными
движениями рук, хлопками, что положительно
влияет на развитие чувства ритма, помогает снять мышечное
Исполнение или повторение
физ. инструктором стихов и песенок благотворно
влияет на настроение детей. Интересными
бывают задания с предложением определить
предметы на ощупь или отгадать загадку.
Особый интерес вызывают маленькие «сюрпризы»:
неожиданно для детей «выпрыгивают» из
корзины клубочки с хвостиками, цветные
ленточки разворачиваются и превращаются
в спиральки. В гости к детям приходят
игрушки: матрешка, снеговик, Петрушка
и т. д., все они приносят детям незнакомые
предметы, и малыши начинают осваивать
новые для них действия. Важно, чтобы детскому
восприятию предшествовало взволнованное удивление и
Благодаря занимательности
и доступности дополнительные задания
вызывают у детей желание выполнять движения
многократно. Таким образом, закрепляются
разнообразные двигательные умения, улучшается
координация движений.
Заключение
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. С этой целью проводятся занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки, гимнастика после сна и т.д. Строить нужно в соответствии с психологическими особенностями детей раннего возраста, выбирать доступные и целесообразные упражнения. Комплексы упражнений предусматривают физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и , конечно, стараться чтобы они были увлекательными для детей.
Основной формой
развития двигательной