Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа
В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.
Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Тема: Средства профессиональной ориентации учащейся молодежи
Челябинск, 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения профессиональной ориентации
учащейся молодежи…………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы
2.3. Профориентационная работа в
условиях профильной школы……………
Выводы по второй главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи
В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.
Понятие «профориентация» кажется ясным каждому, кто ознакомится с ним даже в первый раз – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающих в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Таким образом, определений
данного понятия много и
Как и многие научные понятия, понятие «профориентация» не может быть застывшим, данным раз и навсегда. Оно развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, формах и, вообще, о сущности профориентации. Изменение этого понятия отчасти зафиксировано и в имеющихся определениях. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.
Профессиональная ориентация
– сложное многоплановое
Поэтому, прежде чем дать
одно, общее определение
В философском энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Введение категории «деятельность» в рассматриваемое понятие «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний.
Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассматривать ее в единстве теоретической и практической деятельности.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
По мнению известного ученого, академика С.Г.Струмилина, родственные профессии могут быть объединены в группы, например, металлисты, деревообработчики, музыканты. Некоторые профессии подразделяются им на специальности, например, столяры – на белодеревцев, краснодеревцев. Специальность уже профессии, но она вполне определяет тип трудовой деятельности одного лица и носит, по его мнению, особо присвоенное ей название.
Какие бы определения ни давались понятию «ориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору основного направления, в рассматриваемом случае по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако в практике сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и в другом смысле.
Отсутствие единой точки зрения на понятие профориентации объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а поэтому подходы к ее определению могут быть различными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, преподавателей и мастеров УПК и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.
Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется соответствующий образ профориентации как психологического процесса, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:
а) принятие учащимися
б) воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями.
Третий подход – социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе.
Отсюда следует необходимость
осуществления
Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее ее определение. Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации. Он представляет собой единство практической деятельности в развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе с учащимися.
Профессиональная ориентация выполняет
функцию своеобразного
Результат профессиональной ориентации личности – сформированное самоопределение – степень сбалансированности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированная у личности способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профориентация рассматривается как длительный социальный процесс освоения личностью той или иной профессии, где под «освоением» понимается подготовка и осуществление осознанного выбора той или иной сферы труда, ее познание и сама деятельность в этом виде труда [Зеер с.244]
В Конвеции Международной Организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» говорится, что политика и программы профориентации должны учитывать:
1) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;
2) стадию и уровень
3) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.
Политика и программы
Профориентация реализует
Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников