Средства профессиональной ориентации школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

профориентация.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Тема: Средства профессиональной ориентации учащейся молодежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Выполнил: студент 3 курса

                                                                                                                   заочной формы обучения 

                                                                                                                  специальность «________»

                                                                                                                  гр.____ Сулейманова Г.Ф.

                                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                                  Корнеева Н.Ю.

                                                                                                                  к.п.н., доцент

 

 

 

Челябинск, 2012

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….

    1. Сущность понятия «профессиональная ориентация»
    2. Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….

Выводы по первой главе……………………………………………………………………………

Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников

2.1. Профессиональная консультация  учащихся, как основа профессионального  самоопределения

2.2. Формы и методы профориентационной  работы в общеобразовательном  учреждении

2.3. Профориентационная работа в  условиях профильной школы………………………………

Выводы по второй главе……………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………………………......

Приложения…………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи

    1. Сущность понятия «профессиональная ориентация»

 

 

В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.

Понятие «профориентация» кажется ясным каждому, кто ознакомится с ним даже в первый раз – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающих в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

Таким образом, определений  данного понятия много и произошло  это вследствие развития деятельности по профориентации. Ведь с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяли свое содержание и  понятия. И этот процесс закономерен.

Как и многие научные понятия, понятие «профориентация» не может быть застывшим, данным раз и навсегда. Оно развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, формах и, вообще, о сущности профориентации. Изменение этого понятия отчасти зафиксировано и в имеющихся определениях. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.

Профессиональная ориентация – сложное многоплановое явление, по происхождению, сущности и критериям  оценки эффективности оно является социально-экономическим, по методам  изучения, развития и формирования человека – психолого-педагогическим и медико-биологическим, по формам организации практической деятельности – межведомственным.

Поэтому, прежде чем дать одно, общее определение профориентации, уточним представления о трех его основных составляющих: «деятельность», «профессия», «ориентация».

В философском энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Введение категории «деятельность» в рассматриваемое понятие «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний.

Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет  рассматривать ее в единстве теоретической  и практической деятельности.

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

По мнению известного ученого, академика С.Г.Струмилина, родственные профессии могут  быть объединены в группы, например, металлисты, деревообработчики, музыканты. Некоторые профессии подразделяются им на специальности, например, столяры – на белодеревцев, краснодеревцев. Специальность уже профессии, но она вполне определяет тип трудовой деятельности одного лица и носит, по его мнению, особо присвоенное ей название.

Какие бы определения  ни давались понятию «ориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору основного направления, в рассматриваемом случае по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако в практике сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и в другом смысле.

Отсутствие единой точки  зрения на понятие профориентации объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а поэтому подходы к ее определению могут быть различными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, преподавателей и мастеров УПК и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.

Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется соответствующий образ профориентации как психологического процесса, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:

 а) принятие учащимися решения  о своем профессиональном выборе;

  б) воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями.

Третий подход – социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как  часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе.

Отсюда следует необходимость  осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и в практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.

Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и  теории позволяет дать следующее  ее определение. Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации. Он представляет собой единство практической деятельности в развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе с учащимися.

Профессиональная ориентация выполняет  функцию своеобразного посредника между интересами общества и человека на рынке труда и профессий, она направлена на достижение сбалансированности между профессиональными интересами и возможностями человека, с одной стороны, и требованиями и возможностями рынка труда – с другой.

Результат профессиональной ориентации личности – сформированное самоопределение – степень сбалансированности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированная у личности способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профориентация рассматривается как длительный социальный процесс освоения личностью той или иной профессии, где под «освоением» понимается подготовка и осуществление осознанного выбора той или иной сферы труда, ее познание и сама деятельность в этом виде труда [Зеер с.244]

В Конвеции Международной Организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» говорится, что политика и программы профориентации должны учитывать:

1) потребности, возможности и  проблемы занятости как на  региональном, так и на национальном  уровне;

2) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;

3) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.

Политика и программы предназначены  для повышения способности индивидуально  или коллективно оказывать влияние  на производственную и социальную среду. Они стимулируют и позволяют всем лицам развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества.

Профориентация реализует следующие  функции:

  • Социальная функция предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную деятельность. Поэтому профессиональную ориентацию учащихся необходимо рассматривать, прежде всего, с позиций социального заказа общества.
  • Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию рабочего времени.
  • Медико-физиологическая функция – это реализация требований к здоровью  и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.
  • Психолого-педагогическая функция – это, прежде всего, выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая способствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников.

Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников