Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа
В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.
Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..
Технология модульной деятельности (преимущественно в образовании)
исследуется Н.В. Борисовой, В.А. Ермоленко, И.А. Зимней и другими авто-
рами.
Реализация современных требований, предъявляемых к системе
образования, значительно активизировала разработку научных и
практических проблем профориентации. Чистяковой С.П. предложена
модель профессионального самоопределения как непрерывного процесса.
Сорочинской Е.Н. концептуализирован инвариант социально-педагогической
программы, целеориентированный на обеспечение условий для реализации
индивидуальных интересов, задатков, творческого потенциала учащихся в
допрофессиональной подготовке, перспективном жизненном и
профессиональном самоопределении в учреждении дополнительного
образования детей. В исследовании Зарецкой И.И. разработана теоретическая
модель трудовой культуры личности и процесса воспитания в условиях
общеобразовательной и профессиональной школы.
Сальцевой С.В. разработаны педагогические основы
профессионального самоопределения школьников в учреждениях
дополнительного образования детей. Средством профессиональной
ориентации
выступает техническая
исследовании М.П. Поволяевой техническая творческая деятельность
рассматривается как средство активного усвоения социального опыта.
Разработанная Чистяковым Б.Ю. авторская методика экономической
5
подготовки целеориентирована на развитие мотивации подростков к выбору
будущей профессии.
В исследовании Найденко Г.В. представлена программа развития
технического творчества и изобретательства учащихся в системе
дополнительного образования, позволяющая совершенствовать структуру
технического творчества учащейся молодежи в плане обеспечения
преемственности в работе кружков от средних к старшим школьникам,
вплоть до поступления в высшее учебное заведение, создавая условия для
развития технического творчества личности ребенка, молодого человека.
Значимыми являются положения Е.А. Климова о психологической
характеристике профессиональной деятельности, о теоретических основах
профконсультации, Е.С. Пряжникова – об использовании игровых
технологий в групповом консультировании, П.А. Шавира – о структуре
профессионального самоопределения и факторах, влияющих на него, и
другие.
Для отечественной социологии проблема профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи не является новой. Отдельные аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее.
Концептуальные основы диссертационного
исследования сформировались на основе
изучения теоретических и
В работах классиков зарубежной социологии Э. Дюркгейма, Т.Парсонса, отечественных социологов Е.Ю. Бикметова, В.В. Гаврилюк, Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдинова, Г.Б. Кораблевой, Т.Н. Кухтевича, Л.Н. Курбатовой, В.Я. Нечаева, М.Н. Руткевича, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова выявляются сущность, признаки, особенности становления и функционирования института образования, определена его роль развитии общества.
Социологический анализ молодежи как социальной группы, определение ее места в социальной системе представлены в работах: И.А. Акимовой, Н.А. Аитова, Е.С. Баразговой, Е.Ю. Бикметова, Ю.Р. Вишневского, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, Ю.С. Колесникова, А.Б.Курлова, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, А.В. Меренкова, Р.Т. Насибуллина, В.В. Павловского, Л.Я.Рубиной, Б.Б.С.Павлова, В.С. Собкина, В.Н. Стегния, З.И. Файнбурга, В.Т. Шапко, В.Н. Шубкина, Е.А. Шуклиной, В.А. Ядова и др.
Проблемы профориентации и профессионального самоопределения, с позиций системного подхода рассматриваются в работах В.А. Архипова, Е.И. Головахи, А.Е. Голомштока, Л.М. Дормидонтовой, В.И. Журавлева, Н.Н. Захарова, Ю.А. Зубок, Е.А. Климова, Д.Л. Константиновского, Г.Б. Кораблевой, Н.Д. Левитова, И.Н. Назимова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.П. Потапова, Н.С. Пряжникова, Э.А. Саар, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, Г.А.Чередниченко, С.Н. Чистяковой, В.И. Чупрова, П.А. Шавира, В.Н. Шубкина и др.
Социологические исследования в сфере среднего профессионального образования проводились эпизодически, по отдельным проблемам, такими исследователями как П.Ф. Анисимов, Н.Л. Гунявина, П.Н. Осипов, В.М. Паршина, Ф.А. Хохлушкина, Г.А. Чередниченко и др.
Работы перечисленных авторов дают системное представление о профориентации и профессиональном самоопределении среднего профессионального образования, а также позволяют выявить, какие вопросы обозначенной темы нуждаются в дальнейшей разработке.
Большой фактический материал крупномасштабных исследований содержится в работах западноевропейский и американских специалистов (Х.Диттона, Р.Геллера, Б.Бернштейна, А.Гаморана, А.Парелиуса, Дж.Коулмана и др.).
Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников