Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа
В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.
Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.
Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.
4. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации.
Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.
Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье “Воспитание в труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: “Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно его значение в этом обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни”. (Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, - Т.2, - С.57-58).
В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию молодые люди получают на заводе, в школе, в учреждениях, на курсах. Но родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: “Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку”. ( Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, - Т.2, - С. 54)
Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой характер. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. Систематически, терпеливо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и умственному труду.
Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для детей для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее. Поэтому родители должны чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его детям. То есть родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их профессиональный жизненный путь.
Важным звеном в системе
профориентации учащихся является работа
школы с родителями. Практика показывает,
что родители обычно принимают активное
участие в определении
Таким образом, участие
семьи, как социального и
(На примере центра
Порядок организации и проведения экскурсий:
Профориентационная
работа Одним из основных направлений деятельности
отдела управления кадрами Общества является
профориентационная работа. (Оптикатехсервис)
Работники отдела активно участвуют в
городских ярмарках учебных и рабочих
мест. С целью профориентации для школьников,
студентов техникумов и вузов на заводе
организуются экскурсии. Учащиеся проходят
на производственную практику. Также на
заводе широко практикуется работа старшекурсников
по гибкому графику неполной рабочей недели.
Руководители и специалисты основных
служб и подразделений периодически проводят
информационные встречи (на поточных лекциях
или в виде специально организованных
мероприятий) со студентами старших курсов.
В соответствии с Концепцией профильного обучения в основной школе необходимо проведение системной подготовительной работы.
Важное значение уделяется
профориентационной и предпрофильной
подготовкам. Предпрофильная подготовка
– это система педагогической,
психолого-педагогической, информационной
и организационной
Предпрофильная подготовка учащихся заключается и в том, чтобы помочь ученикам определить преимущественную направленность их дальнейшей учебы в старшей школе.
В системе профориентационной
и предпрофильной работы, важное значение
имеет психолого-педагогическая диагностика,
анкетирование и
Технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов.
Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – личной потребностью каждого подростка также и внутренними причинами – личной потребностью каждого подростка найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Для личностного становления учащимся основной школы необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь подросткам в профессиональном самоопределении поможет молодым людям преодолеть многие кризисы развития и эффективно сформировать личность.
Необходимо решать следующие задачи:
- выявление и развитие
интересов, способностей
- оказание психолого-
- формирование способности
принимать решение о выборе
дальнейшего направления
-организация факультативных
занятий и элективных курсов
и других форм образования. (
Подготовка к выбору профиля обучения ведется в течение всего периода обучения в основной школе и усиленно в 8-11 классах:
Работа начинается с информирования учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Они должны получить сведения о различных учреждениях общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, где смогут продолжить обучение после основной школы.
Целесообразно проводить дни открытых дверей, издавать информационные материалы, знакомящие школьников со спецификой требований и с особенностями профильного обучения в различных учреждениях.
Критериями формирования
классов старшей ступени
Профильный уровень предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Список используемой литературы
Профориентация в литературе
Степень разработанности темы. Проблемы профессиональной ориентации и выбора профессии исследуются рядом наук, каждая из которых определяет своеобразную предметную область исследования.
Экономический подход к проблемам профориентации осуществили И.Н. Назимов, B.C. Ендальцев, Е.Д. Катульский, Л.П. Веревкин1.
С точки зрения психологии она рассмотрена в работах JI.A. Иоваши, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова2.
1 См., например: Назимов И.Н. Экономические и педагогические проблемы профессиональной ориентации / И.Н. Назимов. - Киев, 1976; Ендальцев B.C. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы / B.C. Ендальцев. - Киев - Одесса, 1982; Катульский Е.Д. Самоуправление коллектива / Е.Д. Катульский. - М., 1989; Веревкин Л.П. Социально-профессиональная ориентация молодежи / Л.П. Веревкин. - Ашхабад, 1988.
1 См., например: Йоваша Л.А. Проблемы
профессиональной ориентации
Среди зарубежных авторов, изучающих психологическую сущность профессиональной ориентации, можно назвать Д. Съюпера, Э. Гинзберга, Дж. Холланда1.
Педагогические проблемы профессиональной ориентации получили обоснование в трудах П.Р. Атутова, А.Е. Голомштока, П.А. Жильцова, P.C. Соломатина, Л.П. Ашихминой2.
Социологический аспект профориентации изучали такие ученые как: М.Х. Титма, Э. Саар, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, B.JI. Оссовский, Г.А. Чередниченко, Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, A.A. Арефьев, В.Г. Харчева, В.В. Сериков3. Татарстанские ученые - А.З. Гильманов, Р.З. Алтынбаев4.
1 CM.:Ginzberg Е., Ginzberg S., Axelrad S., Helma. Occupational choice. An Approach to a General Jucry. -N.Y., 1966.; Human Resourses. Development: Vocational. Guidance and Vocational Training. - Geneva, 1973.; Holland J.L. Major programs of Research on Vocational bihaviur. - In: Man in a World at Work. Boston, 1964, Ch.12, p. 259-284.; Super D.E. et. oth. Vocational Development. A frame-work for research. - N.Y., 1957.; Super D.E. A theory of Vocational Development. - American Psychology, 1953, vol. 8.
2 См., например: Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П.Р. Атутов. - M., 1986; Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А.Е. Голомшток. — М., 1979; Жильцов П.А. Педагогическая профориентация учащихся / П.А. Жильцов, P.C. Соломатина. - М., 1973; Ашихмина Л.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления / Л.П. Ашихмина. - Томск, 1990.
Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников