Средства профессиональной ориентации школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

профориентация.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Работа по решению  задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального  воспитания.

Все формы профессионального  воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.

Методы профессионального  воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации  деятельности и формирования опыта  общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

4. Взаимосвязь  школы и семьи в профориентации.

Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более  того, личность ребенка формируется  под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки  детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.

Проблеме трудового  воспитания детей в семье большое  внимание уделял выдающийся советский  педагог А. С. Макаренко. В статье “Воспитание в труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: “Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно его значение в этом обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть  и его благосостояние, материальный уровень его жизни”. (Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, - Т.2, - С.57-58).

В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое  воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию молодые люди получают на заводе, в школе, в учреждениях, на курсах. Но родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: “Тот ребенок, который получил в семье правильное  трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку”. ( Макаренко А. С. Лекции  о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, - Т.2, - С. 54)

Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны  и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой  характер. С возрастом трудовые поручения  должны усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. Систематически, терпеливо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и умственному труду.

Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом   для детей для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее. Поэтому родители должны чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его детям. То есть родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их профессиональный жизненный путь.

Важным звеном в системе  профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных  и профессиональных планов своих  детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии  и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.

Таким образом, участие  семьи, как социального и воспитательного  института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы общественной и педагогической.

 

 

(На примере центра Гагаринский)  Организация профориентационных экскурсий на предприятия – это возможность познакомить учащихся образовательных учреждений с многообразием профессий, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей. Основной целью профориентационных экскурсий является формирование у учащихся представлений о содержании труда профессионалов в различных производственных и научно-исследовательских областях. Данное направление деятельности способствует привлечению молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей и снижению дефицита профессиональных кадров в сфере производства. Знакомство учащихся с различными областями занятости поможет им в дальнейшем более осознанно подойти к выбору своей будущей профессии.

Порядок организации  и проведения экскурсий:

  1. образовательное учреждение (далее ОУ) выбирает место и приблизительную дату проведения экскурсии, в соответствии с графиком проведения экскурсий (пример: станкостроительный завод “Красный Пролетарий” 10.02.2010г.);
  2. сотрудники ОУ связываются с сотрудниками ЦСТАиПО “Гагаринский” (далее Центр) для согласования места и даты проведения экскурсии;
  3. ОУ заключает договор о сотрудничестве с Центром, если такового нет;
  4. ОУ оформляет заявку на проведение экскурсии, прилагая список учащихся и сопровождающих;
  5. проведение экскурсии предусматривает присутствие ответственного лица, с каждой стороны: Центр, предприятие, ОУ;
  6. подведение итогов проведенной экскурсии включает в себя написание отчета Центром, а со стороны ОУ написание отзыва.

Профориентационная  работа Одним из основных направлений деятельности отдела управления кадрами Общества является профориентационная работа. (Оптикатехсервис) Работники отдела активно участвуют в городских ярмарках учебных и рабочих мест.  С целью профориентации для школьников, студентов техникумов и вузов на заводе организуются экскурсии. Учащиеся проходят на производственную практику. Также на заводе широко практикуется работа старшекурсников по гибкому графику неполной рабочей недели. 
Руководители и специалисты основных служб и подразделений периодически проводят информационные встречи (на поточных лекциях или в виде специально организованных мероприятий) со студентами старших курсов. 

 

 

В соответствии с Концепцией профильного обучения в основной школе необходимо проведение системной  подготовительной работы.

Важное значение уделяется  профориентационной и предпрофильной подготовкам. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению  учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка учащихся заключается и в том, чтобы помочь ученикам определить преимущественную направленность их дальнейшей учебы в старшей школе.

В системе профориентационной и предпрофильной работы, важное значение имеет психолого-педагогическая диагностика, анкетирование и консультирование школьников. Большая часть работы ложится на классного руководителя. Многие образовательные учреждения предпрофильную подготовку начинают с 5-го или с 7-го класса.

Технология выбора профиля  обучения в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто  интуитивно, под влиянием случайных  факторов.

Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – личной потребностью каждого подростка также и внутренними причинами – личной потребностью каждого подростка найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Для личностного становления  учащимся основной школы необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь подросткам в профессиональном самоопределении поможет молодым людям преодолеть многие кризисы развития и эффективно сформировать личность.

Необходимо решать следующие  задачи:

- выявление и развитие  интересов, способностей школьников;

- оказание психолого-педагогической  помощи в формировании представлений  о жизненных ценностях, связанных с профессиональным становлением;

- формирование способности  принимать решение о выборе  дальнейшего направления образования,  пути получения профессии;

-организация факультативных  занятий и элективных курсов  и других форм образования. (профилизация образования стр.32)

Подготовка к выбору профиля обучения ведется в течение всего периода обучения в основной школе и усиленно в 8-11 классах:

Работа начинается с  информирования учащихся и их семей  об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Они должны получить сведения о различных учреждениях общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, где смогут продолжить обучение после основной школы.

Целесообразно проводить дни открытых дверей, издавать информационные материалы, знакомящие школьников со спецификой требований и с особенностями профильного обучения в различных учреждениях.

Критериями формирования классов старшей ступени профильной школы могут быть интересы и склонности учащихся, их способности, достигнутые ими успехи, проектируемая профессия. На выбор профиля обучения влияют не только перечисленные критерии, относящиеся к школьникам, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона.

Профильный уровень  предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1997. – 244 с.

 

Профориентация  в литературе

Степень разработанности темы. Проблемы профессиональной ориентации и выбора профессии исследуются рядом  наук, каждая из которых определяет своеобразную предметную область исследования.

Экономический подход к проблемам  профориентации осуществили И.Н. Назимов, B.C. Ендальцев, Е.Д. Катульский, Л.П. Веревкин1.

С точки зрения психологии она рассмотрена  в работах JI.A. Иоваши, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова2.

1 См., например: Назимов И.Н. Экономические и педагогические проблемы профессиональной ориентации / И.Н. Назимов. - Киев, 1976; Ендальцев B.C. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы / B.C. Ендальцев. - Киев - Одесса, 1982; Катульский Е.Д. Самоуправление коллектива / Е.Д. Катульский. - М., 1989; Веревкин Л.П. Социально-профессиональная ориентация молодежи / Л.П. Веревкин. - Ашхабад, 1988.

1 См., например: Йоваша Л.А. Проблемы  профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йоваша. - М., 1983; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону, 1996; Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М., 1990; Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М., 1996.

Среди зарубежных авторов, изучающих психологическую сущность профессиональной ориентации, можно назвать Д. Съюпера, Э. Гинзберга, Дж. Холланда1.

Педагогические проблемы профессиональной ориентации получили обоснование в  трудах П.Р. Атутова, А.Е. Голомштока, П.А. Жильцова, P.C. Соломатина, Л.П. Ашихминой2.

Социологический аспект профориентации изучали такие ученые как: М.Х. Титма, Э. Саар, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, B.JI. Оссовский, Г.А. Чередниченко, Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, A.A. Арефьев, В.Г. Харчева, В.В. Сериков3. Татарстанские ученые - А.З. Гильманов, Р.З. Алтынбаев4.

1 CM.:Ginzberg Е., Ginzberg S., Axelrad S., Helma. Occupational choice. An Approach to a General Jucry. -N.Y., 1966.; Human Resourses. Development: Vocational. Guidance and Vocational Training. - Geneva, 1973.; Holland J.L. Major programs of Research on Vocational bihaviur. - In: Man in a World at Work. Boston, 1964, Ch.12, p. 259-284.; Super D.E. et. oth. Vocational Development. A frame-work for research. - N.Y., 1957.; Super D.E. A theory of Vocational Development. - American Psychology, 1953, vol. 8.

2 См., например: Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П.Р. Атутов. - M., 1986; Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А.Е. Голомшток. — М., 1979; Жильцов П.А. Педагогическая профориентация учащихся / П.А. Жильцов, P.C. Соломатина. - М., 1973; Ашихмина Л.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления / Л.П. Ашихмина. - Томск, 1990.

Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников