Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа
В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.
Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..
Следовательно, профориентация оказывается эффективной только тогда, когда школа четко определяет ее цели, разрабатывает и последовательно осуществляет всю систему мероприятий, которые являются органической частью учебно-воспитательного процесса, одной из главных сфер деятельности всего педагогического коллектива. Проведение профессиональной ориентации с учетом потребностей экономики обусловливает необходимость изучения требований, предъявляемых теми или иными профессиями к человеку, и формирование на их основе профессиональных способностей. Нередко школьникам очень трудно преодолеть противоречия, возникающие между их интересами, способностями, физическими возможностями, степенью общей и специальной подготовленности, с одной стороны, и реальными возможностями трудоустройства – с другой. Поэтому важнейшая задача – своевременно выявлять способности и профессиональные интересы молодежи, ориентируя ее на те сферы деятельности, которые больше всего привлекают. Это наиболее ответственный и самый важный этап профессиональной ориентации. К сожалению, во многих школах этой стороне профориентации до сих пор не уделяется должного внимания. В результате работа ведется вслепую, бессистемно, не преследуя конкретной цели. Совершенно очевидно, что профориентация должна осуществляться на научной основе, носить целенаправленный, системный характер.
Приобщая школьников
к посильному труду, следует учитывать
их возрастные особенности. Так, для
учащихся начальных классов
В неполной средней школе (5-9 классы) учащиеся получают более основательную трудовую подготовку, приобретают знания и практические умения в области обработки металла, дерева, познают основы электротехники, графической грамоты, получают представления об отраслях производства, изготовляют по заказам предприятий, а также школ несложные изделия, заботятся об охране труда. Начиная с 9 класса, ребята обучаются и работают в межшкольных учебно-производственных комбинатах.
Цель трудового воспитания и профориентации учащихся 10-11 классов – завершение их подготовки к участию в сфере материального производства. Юноши и девушки изучают основы экономики и предпринимательской деятельности, приобретают общетехнические знания.
Важно обратить внимание на то, что профессиональную ориентацию следует рассматривать как существенную и необходимую часть учебно-воспитательного процесса. Она предусматривает три этапа: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор. Содержание работы на каждом из них может быть следующее:
- на первом этапе у школьников вырабатывается социальная установка на труд как на общественную и индивидуальную потребность личности, раскрывается содержание профессий, необходимых для экономики и регионального труда;
- на втором этапе
раскрывается общественная
- на третьем этапе определяется профессиональная пригодность для того или иного вида трудовой деятельности, они привлекаются к посильному общественно полезному труду.
Таким образом, профессиональная ориентация учащихся должна быть направлена на:
В 8-9 классах, учащиеся решают, куда пойти учиться: в профессиональное училище, колледж или продолжить образование в старших классах.
а) изучение профессиональных намерений старшеклассников, их отношения к труду, уровня развития трудовых навыков и умений; воспитание чувства долга и личной ответственности при выборе профессии; создание условий для формирования профессиональных знаний и умений;
б) вовлечение учащихся в предметные и технические, а также факультативные кружки, художественную самодеятельность, общественно полезный труд с учетом интересов и склонностей школьников, оборудование кабинетов и мастерских школы, участков МУПК, выпуск стенгазет, подготовку радиопередач с использованием материалов по профориентации; беседы с родителями об оказании детям помощи в выборе профессии; проведение классных собраний и тематических вечеров, посвященных профориентационной работе;
в) дальнейшее развитие у учащихся потребности участвовать в производительном труде в школьных мастерских и в подразделениях МУПК, строительных отрядах, ученических производственных бригадах, лесничествах, ЛТО, на базовом предприятии;
г) овладение навыками экономического анализа, основами научной организации труда, воспитание культуры умственного и физического труда, экономного, сознательного отношения к материальным ценностям и окружающей природной среде;
д) обобщение данных о каждом ученике, уточнение профессиональных интересов и намерений учащихся, определение видов деятельности по формированию у них первоначальных профессиональных умений и навыков, формы дальнейшей учебы.
Заключительный этап профориентационной работы, в X-XI классах, предполагает:
а) более целенаправленное профессиональное просвещение, развитие и углубление склонностей и способностей учащихся, формирование профессиональных интересов на основе их индивидуальных особенностей, расширение первоначальных умений и навыков; повышение уровня профессиональной консультации, теоретической и практической подготовки старшеклассников к работе по избранной профессии, охват всех учащихся предварительной ориентации на базе творческих объединений, научных обществ учащихся, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сферы обслуживания, в процессе технического творчества и сельскохозяйственного опытничества;
б) дальнейшее развитие у учащихся стремления участвовать в общественно полезном производительном труде. Привитие навыков активной творческой деятельности, осознанной необходимости трудиться и добросовестно относиться к труду. Воспитание чувства долга и личной ответственности при окончательном выборе профессии и места работы в соответствии с интересами общества;
в) систематическое воспитание
бережного отношения к
г) формирование у школьников экономических знаний и навыков, позволяющих им организовать свою будущую трудовую деятельность таким образом, чтобы работать более эффективно, достигать наивысших результатов при минимальных затратах;
д) продолжение педагогического просвещения родителей, обеспечение единых требований школы и семьи в области профессиональной ориентации старшеклассников с учетом их индивидуальных особенностей и потребности района, города в кадрах;
е) знакомство учащихся с
потребностями регионального
Стержнем всей системы профориентационной работы в школе является преподавание учебных дисциплин. В процессе изучения предметов учащиеся, во-первых, получают определенный уровень образования, необходимый для выбора и освоения той или иной профессии; во-вторых, выявляются и развиваются профессиональные интересы, склонности и способности каждого подростка; в-третьих, политехнизация обучения позволяет школьникам уяснить естественнонаучные и экономические основы развития современного производства, что служит базой для их ознакомления с миром профессий.
Формы проведения профориентации
В практике профориентации зарекомендовали разнообразные формы этой работы. Урок все шире становится основной формой профориентации учащихся. Это могут быть: профориентационный урок или или фрагмент урока, занятие школьного факультатива, занятие кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью «Знай и умей», лектории «Профессия моя – гордость моя», профориентационные недели месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий» и др.
В целях профориентации могут успешно использоваться трудовые объединения учащихся, профориентационное краеведение, шефская работа, другие формы внеклассной и внешкольной работы.
Таким образом, формы профориентационной работы можно разделить на три вида: формы, реализуемые в учебном процессе; формы проведения профориентации во внеклассной работе и формы профориентации, осуществляемые во внешкольной работе.
Используя названные принципы, аспекты, методы и формы профориентации, следует сформировать у учащихся определенные профессиональные намерения.
Формирование профессиональных намерений – сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочетание профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго.
В организации профориентационной работы самое важное место принадлежит школе. Только она обладает возможность. длительно и систематически воздействовать на учащегося в нужном направлении. Эту работу школа призвана осуществлять с помощью семьи, базового предприятия, строек, сельскохозяйственных предприятий, учреждений, трудовых объединений разных форм собственности, кооперативов, профессиональных учебных заведений, которые помогают не только квалифицированно знакомить учащихся с производством, но и оказывать помощь в овладении избранной профессией.
Школа призвана также, начиная с начальных классов, психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, а в последующих классах эта работа должна стать более глубокой и разносторонней. Очень важно в этой работе установить тесные взаимоотношения школы и ПУ. Не случайно поэтому сейчас требуется шире практиковать организацию трудового обучения, общественно полезного, производительность труда школьников на базе профессиональных училищ.
В итоге целенаправленной работы на основе системного подхода школьники постепенно готовятся к выбору своей профессии.
Профориентация должна осуществляться на основе системного подхода, в основе которого лежит понимание работы как многогранного комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих принципов, аспектов, методов и форм, направленных на решение проблемы подготовки молодежи к выбору профессии.
Под целостной системой
понимается совокупность компонентов,
воздействие которых порождает
новые качества. С понятием «система»
органично связано понятие «
Системный подход к профессиональной
ориентации учащихся – сложная многоаспектная
проблема. Это научно-обоснованная
система социально-
Система профориентации включает такие составные компоненты, как профессиональное просвещение, преоптация (формирование у школьников первоначальных профессиональных представлений), предварительная профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный подбор (отбор), социально-профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. Эта система в новых социально-экономических условиях рыночных отношений должна осуществляться на основе широкой общенаучной, политехнической и трудовой подготовки учащихся.
К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название “диагностической концепции”. Здесь широко использовались тесты. Несовершенство этих тестов, их неправильное использование, а также ряд других причин привели к тому, что идея диагностического исследования была заменена другой, так называемой воспитательной концепцией”. Последняя нередко противопоставлялась первой как единственно правильная, Однако и тогда уже было ясно, что и диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся.
Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников