Средства профессиональной ориентации школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

профориентация.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, профориентация оказывается эффективной только тогда, когда школа четко определяет ее цели, разрабатывает и последовательно осуществляет всю систему мероприятий, которые являются органической частью учебно-воспитательного процесса, одной из главных сфер деятельности всего педагогического коллектива. Проведение профессиональной ориентации с учетом потребностей экономики обусловливает необходимость изучения требований, предъявляемых теми или иными профессиями к человеку, и формирование на их основе профессиональных способностей. Нередко школьникам очень трудно преодолеть противоречия, возникающие между их интересами, способностями, физическими возможностями, степенью общей и специальной подготовленности, с одной стороны, и реальными возможностями трудоустройства – с другой. Поэтому важнейшая задача – своевременно выявлять способности и профессиональные интересы молодежи, ориентируя ее на те сферы деятельности, которые больше всего привлекают. Это наиболее ответственный и самый важный этап профессиональной ориентации. К сожалению, во многих школах этой стороне профориентации до сих пор не уделяется должного внимания. В результате работа ведется вслепую, бессистемно, не преследуя конкретной цели. Совершенно очевидно, что профориентация должна осуществляться на научной основе, носить целенаправленный, системный характер.

Приобщая школьников к посильному труду, следует учитывать  их возрастные особенности. Так, для  учащихся начальных классов предусмотрено  овладение необходимыми в жизни  элементарными  приемами ручной работы с различными материалами, выращивание сельскохозяйственных культур, ремонт учебно-наглядных пособий, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д. На этой стадии надо научить детей аккуратно, добросовестно выполнять порученное дело, бережно относиться к учебникам, школьному имуществу, инструментам и оборудованию. В начальных классах начинается элементарное знакомство с некоторыми доступными ученикам профессиями.

В неполной средней школе (5-9 классы) учащиеся получают более основательную трудовую подготовку, приобретают знания и практические умения в области обработки металла, дерева, познают основы электротехники, графической грамоты, получают представления об отраслях производства, изготовляют по заказам предприятий, а также школ несложные изделия, заботятся об охране труда. Начиная с 9 класса, ребята обучаются и работают в межшкольных учебно-производственных комбинатах.

Цель трудового воспитания и профориентации учащихся 10-11 классов  – завершение их подготовки к участию в сфере материального производства. Юноши и девушки изучают основы экономики и предпринимательской деятельности, приобретают общетехнические знания.

Важно обратить внимание на то, что профессиональную ориентацию следует рассматривать как существенную и необходимую часть учебно-воспитательного процесса. Она предусматривает три этапа: профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор. Содержание работы на каждом из них может быть следующее:

- на первом этапе у школьников вырабатывается социальная установка на труд как на общественную и индивидуальную потребность личности, раскрывается содержание профессий, необходимых для экономики и регионального труда;

- на втором этапе  раскрывается общественная значимость этих профессий, юноши и девушки знакомятся с ними, им оказывается помощь в выявлении собственных возможностей (интересов и склонностей), даются консультации относительно выбора профессии;

- на третьем этапе  определяется профессиональная  пригодность для того или иного вида трудовой деятельности, они привлекаются к посильному общественно полезному труду.

Таким образом, профессиональная ориентация учащихся должна быть направлена на:

  1. Изучение, развитие и воспитание профессиональных интересов и способностей школьников;
  2. систематическое их ознакомление с массовыми ведущими профессиями и специальностями; информацией о народнохозяйственном значении различных видов труда, потребностях в квалифицированных кадрах по отдельны профессиям, путях и формах профессиональной подготовки.
  3. формирование у учащихся готовности к сознательному выбору профессии.
  4. проведение консультаций и выдача рекомендаций относительно выбора места работы, учебного заведения.
  5. осуществление наблюдений за результатами работы и дальнейшей учебы выпускников школы.

 

 

В 8-9 классах, учащиеся решают, куда пойти учиться: в профессиональное училище, колледж или продолжить образование в старших классах.

а) изучение профессиональных намерений старшеклассников, их отношения  к труду, уровня развития трудовых навыков  и умений; воспитание чувства долга  и личной ответственности при  выборе профессии; создание условий  для формирования профессиональных знаний и умений;

б) вовлечение учащихся в  предметные и технические, а также  факультативные кружки, художественную самодеятельность, общественно полезный труд с учетом интересов и склонностей  школьников, оборудование кабинетов  и мастерских школы, участков МУПК, выпуск стенгазет, подготовку радиопередач с использованием материалов по профориентации; беседы с родителями об оказании детям помощи в выборе профессии; проведение классных собраний и тематических вечеров, посвященных профориентационной работе;

в) дальнейшее развитие у учащихся потребности участвовать в производительном труде в школьных мастерских и в подразделениях МУПК, строительных отрядах, ученических производственных бригадах, лесничествах, ЛТО, на базовом предприятии;

г) овладение навыками экономического анализа, основами научной организации труда, воспитание культуры умственного и физического труда, экономного, сознательного отношения к материальным ценностям и окружающей природной среде;

д) обобщение данных о  каждом ученике, уточнение профессиональных интересов и намерений учащихся, определение видов деятельности по формированию у них первоначальных профессиональных умений и навыков, формы дальнейшей учебы.

Заключительный этап профориентационной работы, в X-XI классах, предполагает:

а) более целенаправленное профессиональное просвещение, развитие и углубление склонностей и способностей учащихся, формирование профессиональных интересов на основе их индивидуальных особенностей, расширение первоначальных умений и навыков; повышение уровня профессиональной консультации, теоретической и практической подготовки старшеклассников к работе по избранной профессии, охват всех учащихся предварительной ориентации на базе творческих объединений, научных обществ учащихся, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сферы обслуживания, в процессе технического творчества и сельскохозяйственного опытничества;

б) дальнейшее развитие у  учащихся стремления участвовать в  общественно полезном производительном труде. Привитие навыков активной творческой деятельности, осознанной необходимости трудиться и добросовестно относиться к труду. Воспитание чувства долга и личной ответственности при окончательном выборе профессии и места работы в соответствии с интересами общества;

в) систематическое воспитание бережного отношения к муниципальной  и частной собственности, его  связь с основами правового воспитания;

г) формирование у школьников экономических знаний и навыков, позволяющих им организовать свою будущую  трудовую деятельность таким образом, чтобы работать более эффективно, достигать наивысших результатов при минимальных затратах;

д) продолжение педагогического  просвещения родителей, обеспечение  единых требований школы и семьи  в области профессиональной ориентации старшеклассников с учетом их индивидуальных особенностей и потребности района, города в кадрах;

е) знакомство учащихся с  потребностями регионального рынка  труда в квалифицированных кадрах, организация встреч с представителями  производства, проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях, связь с выпускниками школы, оказание им помощи в трудоустройстве.

Стержнем всей системы  профориентационной работы в школе  является преподавание учебных дисциплин. В процессе изучения предметов учащиеся, во-первых, получают определенный уровень образования, необходимый для выбора и освоения той или иной профессии; во-вторых, выявляются и развиваются профессиональные интересы, склонности и способности каждого подростка; в-третьих, политехнизация обучения позволяет школьникам уяснить естественнонаучные и экономические основы развития современного производства, что служит базой для их ознакомления с миром профессий.

 

Формы проведения профориентации

В практике профориентации зарекомендовали разнообразные  формы этой работы. Урок все шире становится основной формой профориентации учащихся. Это могут быть: профориентационный урок или или фрагмент урока, занятие школьного факультатива, занятие кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью «Знай и умей», лектории «Профессия моя – гордость моя», профориентационные недели месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий» и др.

В целях профориентации могут успешно использоваться трудовые объединения учащихся, профориентационное краеведение, шефская работа, другие формы внеклассной и внешкольной работы.

Таким образом, формы  профориентационной работы можно разделить  на три вида: формы, реализуемые в учебном процессе; формы проведения профориентации во внеклассной работе и формы профориентации, осуществляемые во внешкольной работе.

Используя названные  принципы, аспекты, методы и формы  профориентации, следует сформировать у учащихся определенные профессиональные намерения.

Формирование профессиональных намерений – сложный процесс, так как при этом постоянно  возникают противоречия. Нередко  наряду с первыми намерениями  появляются новые, не совпадающие с  первичными. Такое сочетание профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго.

В организации профориентационной работы самое важное место принадлежит  школе. Только она обладает возможность. длительно и систематически воздействовать на учащегося в нужном направлении. Эту работу школа призвана осуществлять с помощью семьи, базового предприятия, строек, сельскохозяйственных предприятий, учреждений, трудовых объединений разных форм собственности, кооперативов, профессиональных учебных заведений, которые помогают не только квалифицированно знакомить учащихся с производством, но и оказывать помощь в овладении избранной профессией.

Школа призвана также, начиная  с начальных классов, психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, а в последующих классах эта работа должна стать более глубокой и разносторонней. Очень важно в этой работе установить тесные взаимоотношения школы и ПУ. Не случайно поэтому сейчас требуется шире практиковать организацию трудового обучения, общественно полезного, производительность труда школьников на базе профессиональных училищ.

В итоге целенаправленной работы на основе системного подхода  школьники постепенно готовятся  к выбору своей профессии.

Профориентация должна осуществляться на основе системного подхода, в основе которого лежит понимание работы как многогранного комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих принципов, аспектов, методов и форм, направленных на решение проблемы подготовки молодежи к выбору профессии.

Под целостной системой понимается совокупность компонентов, воздействие которых порождает  новые качества. С понятием «система»  органично связано понятие «управление». Управление – любое изменение  состояние некоторого объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели. Поскольку управление осуществляется путем воздействия на управляемые системы, то результат его во многом зависит от свойств системы реагировать на эти воздействия. Таким результатом будет изменение ее состояния, которое достигается путем последовательных преобразований.

Системный подход к профессиональной ориентации учащихся – сложная многоаспектная проблема. Это научно-обоснованная система социально-экономических, психофизиологических, педагогических, медицинских и правовых мероприятий, направленных на оказание молодежи помощи по выбору профессии.

Система профориентации включает такие составные компоненты, как профессиональное просвещение, преоптация (формирование у школьников первоначальных профессиональных представлений), предварительная профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный подбор (отбор), социально-профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. Эта система в новых социально-экономических условиях рыночных отношений должна осуществляться на основе широкой общенаучной, политехнической и трудовой подготовки учащихся.

 

 

 

    К  основным положениям, оказывающим  существенное влияние  на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название “диагностической концепции”. Здесь широко использовались тесты. Несовершенство этих тестов, их неправильное использование, а также ряд других причин привели к тому, что идея диагностического исследования была заменена другой, так называемой воспитательной концепцией”. Последняя нередко противопоставлялась первой как единственно правильная, Однако и тогда уже было ясно, что и диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся.    

Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников