Средства профессиональной ориентации школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

профориентация.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, определим  основную задачу профориентации –  каждый выпускник школы должен быть подготовлен к поступлению в  мир труда, каждый взрослый должен уметь  адаптироваться к новым структурам и серьезным изменениям на предприятии, в цехе, в организации. Реальный выбор профессии не всегда осуществляется как процесс сознательного и самостоятельного принятия решения. Он может возникнуть под влиянием случайных обстоятельств, советов и «давления» со стороны окружающих. И даже в том случае, когда учащийся осознает выбор профессии как значимую для него проблему и ответственно подходит к ее решению, неизбежно возникают определенные затруднения. Однако профориентационная работа направлена на то, чтобы эти проблемы разрешить.

В педагогике и психологии накоплен богатый материал в области  теории профессионального самоопределения, который во многом определяет современную  практику в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Подготовка  учащихся к профессиональному  самоопределению в современных условиях

Существенно изменяется содержание труда, информационно-технологическая  цивилизация вместе с тем предъявляет  более высокие требования в области  подготовки человека к трудовой деятельности. Он должен обладать широким профессиональным кругозором, уметь творчески решать сложные производственные задачи. Однако нельзя  не учитывать и того, что современное производство базируется на достижениях науки и техники, новых информационных технологиях. Следствие этого – потребность в новых профессиях, требующих высокой квалификации.

Правильный выбор профессии  имеет исключительно важное значение в жизни молодого человека. Если она выбрана по велению сердца, с учетом потребности рынка труда  и собственных способностей, человек  убеждается, какие блага обществу несет его профессиональная деятельность. Правильно выбранная профессия положительно сказывается на производительности труда работника, способствует более полному развитию его способностей, обогащает его духовно. В результате труд по своему характеру для личности становится творческим.

Но если, выбирая профессию, человек  совершил ошибку, она оборачивается  для него впоследствии серьезной  драмой. Ее последствия – неудовлетворенность  своей деятельностью, невыполнение норм, выпуск некачественной продукции, частая сменяемость места работы. Неудачный выбор профессии дорого обходится государству и самому молодому человеку. Согласно данным службы занятости, каждый третий безработный – выпускник школы и или профессионального учебного заведения. Уже один факт убедительно показывает, какое огромное значение для укрепления экономики для создания стабильных рабочих коллективов, снижения напряженности на рынке труда, самого человека имеет разумный выбор профессии.

Актуальность оказания профориентационной помощи молодежи обусловлена сегодня целым рядом субъективных и объективных трудностей и проблем. По данным проведенных в последние годы исследований, в России 80% старшеклассников испытывают трудности в профессиональном самоопределении, они слабо ориентируются в профессиях, не умеют самостоятельно работать по поиску и отбору информации, не имеют представления о требованиях к современному работнику, затрудняются в оценке собственных возможностей и постановке жизненных и профессиональных целей. По данным академика С.Я.Батышева, в настоящее время квалификация большинства рабочих отстает от нужд производства на целый квалификационный разряд. Из-за случайного выбора профессионального пути и слабой трудовой подготовки достижение профессионального мастерства затягивается нередко на 10-15 лет, а «пик» деловой карьеры работник порой достигает к 40-45 годам. Положение еще более осложняется тем, что из числа абитуриентов, как показывает анализ, 20-30 % по своим психофизиологическим данным и медицинским противопоказаниям признаются непригодными к выбранной профессии. Около 50% выпускников школы, учреждений начального и среднего профессионального образования не находят работу с становятся безработными.

Однако современный  учащийся на пути выбора своей будущей  профессии сталкивается с рядом проблем и трудностей.

Можно выделить следующие  основные проблемы, мешающие полноценной  профориентационной работе со школьниками:

  1. Неопределенность целей профессионального самоопределения на уровне государственной власти. К сожалению, в стране до сих пор отсутствует продуманная кадровая политика, основой которой должна быть  школьная профориентация. 
  2. Отсутствие в стране общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха. Общество в целом, и государственная власть, в частности слабо заботятся о культивировании (пропаганде и соответствующего морального и материального стимулирования) полноценных «героев». Существующие «герои» (бизнесмены, предприимчивые чиновники, а то и просто бандиты), хотя и являются образцами для подражания для немалой части молодежи, все же  вызывают множество сомнений.
  3. Отсутствие в обществе общепризнанной элиты, способной свои лучшие качества и таланты направлять на служение обществу (решать реальные проблемы, мешающие нашему развитию). К сожалению, нынешняя «элита», а точнее - псевдо-элита больше заботиться о своих корыстных интересах, а то и просто демонстративно развлекается на глазах растерянных обывателей.
  4. Недостаточная смелость представителей психолого-педагогической науки, часто не желающих рисковать при обращении к сложным проблемам профессионального самоопределения в условиях затянувшегося социально-экономического и духовного кризиса. В какой-то степени этой своей нерешительностью наука постепенно дискредитирует себя в глазах общественности. Как это ни печально осознавать, но инициативу в обсуждении (а фактически, в исследовании) этих проблем давно взяли на себя журналисты…
  5. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания. Например, слабо используется опыт социологов, экономистов, философов, а также богатый опыт священников, журналистов, представителей искусства и др.
  6. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентации. Даже введение предпрофильной подготовки и профильного обучения не решает эту проблему, тем более, что эти занятия все больше превращаются в банальное тестирование и информирование, что усугубляется все возрастающей формальной отчетностью «о проделанной работе». Все это не позволяет многим школьным психологам (педагогам-психологам) в полной мере заняться совершенстванием содержания этой важной работы.
  7. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся. В лучшем случае, они обращаются к психологу-профкоснультанту в «аварийном» порядке, когда для серьезных размышлений остается мало времени.  А усугубляет ситуацию возрастающее «засилье» платных профконсультаций, которые, тем более,  не дают школьнику возможности спокойно и постепенно  «созревать» для самостоятельных и осознанных решений.
  8. Слабое внимание к школьной профориентационной работе различных социальных институтов (кадровых служб фирм и организаций, работников многих вузов и колледжей, медицинских учреждений, правоохранительных учреждений и т.п.). Между тем, именно системная работа, с вовлечением в нее всего общества (в лице разных социальных институтов) может вывести профориентацию на качественно новый уровень развития.
  9. Явный недостаток новых методик, предполагающих активизацию самоопределяющихся школьников на рассмотрение проблем самоопределения не только в узкоэгоистическом плане (по принципу, « как бы мне обойти своих конкурентов»), а в плане нахождения возможностей для постоянного развития своих талантов и их реализации на благо своей страны и всего общества.

 

 

Существенно изменяется содержание труда, информационно-технологическая цивилизация вместе с тем предъявляет более высокие требования в области подготовки человека к трудовой деятельности. Он должен обладать широким профессиональным кругозором, уметь творчески решать сложные производственные задачи. Однако нельзя  не учитывать и того, что современное производство базируется на достижениях науки и техники, новых информационных технологиях. Следствие этого – потребность в новых профессиях, требующих высокой квалификации.

Правильный выбор профессии  имеет исключительно важное значение в жизни молодого человека. Если она выбрана по велению сердца, с учетом потребности рынка труда и собственных способностей, человек убеждается, какие блага обществу несет его профессиональная деятельность. Правильно выбранная профессия положительно сказывается на производительности труда работника, способствует более полному развитию его способностей, обогащает его духовно. В результате труд по своему характеру для личности становится творческим.

Но если, выбирая профессию, человек совершил ошибку, она оборачивается для него впоследствии серьезной драмой. Ее последствия – неудовлетворенность своей деятельностью, невыполнение норм, выпуск некачественной продукции, частая сменяемость места работы. Неудачный выбор профессии дорого обходится государству и самому молодому человеку. Согласно данным службы занятости, каждый третий безработный – выпускник школы и или профессионального учебного заведения. Уже один факт убедительно показывает, какое огромное значение для укрепления экономики для создания стабильных рабочих коллективов, снижения напряженности на рынке труда, самого человека имеет разумный выбор профессии.

В области трудового  и экономического воспитания выделим  две задачи. Первая – помочь школьнику  избрать профессию, максимально соответствующую его способностям и желаниям, сочетающую его личные интересы и интересы коллектива, общества. Вторая – стремиться к тому, чтобы экономические знания учащихся  непрерывно обогащались как в процессе изучения экономики, так и в ходе изучения технологии.

В современных условиях быстро изменяется профессиональная структура  общественного производства, отмирают профессии, связанные с ручным, тяжелым, немеханическим трудом, появляются профессии, которым присущи интеллектуальные функции. На смену рабочим, чья квалификация основывается на простых физических навыках, приходят специалисты, обладающие большим запасом экономических, технологических и экологических знаний.

Новая ситуация порождает  ряд сложных в теоретическом  и практическом отношении проблем, связанных с выбором профессии, волнующих педагогов, социологов, руководителей предприятий и, конечно же, самих юношей и девушек.

Основная цель профориентации – профессиональное  самоопределение  личности на основе интересов, способностей.

Признаками понятия «способность» являются:

- индивидуально- психологические  особенности человека;

- особенности, обусловливающие возможность успеха в каком – либо виде трудовой деятельности;

- особенности, не сводящиеся  к знаниям, навыкам, привычкам.

Способности человека развиваются и формируются в процессе активной практической деятельности. Вне ее развитие способностей и, следовательно, проявление тех или иных знаний, умений и мастерства невозможно.

 

Профессиональная ориентация как экономическая категория  непосредственно вытекает из характера общественного разделения труда. Она выражает социально-экономические отношения, которые складываются в связи с целенаправленным формированием совокупной рабочей силы исходя из потребностей развития экономики и в соответствии со сложившейся системой разделения труда.

Следует подчеркнуть, что  профессиональная ориентация учащихся – проблема сложная и многогранная, включающая экономический, социальный, психологический и медицинский  аспекты.

Экономический аспект предполагает исследование основных тенденций в развитии экономики, потребностей рынка труда, изменения профессиональной и квалифицированной структуры рабочей силы, демографической структуры трудовых ресурсов, вовлекаемых в сферу общественного производства.

Социальный аспект предусматривает учет требований научно-технического и социального прогресса, предъявляемых к молодежи при выборе профессий, а также социальных и моральных факторов, способствующих закреплению кадров.

Цель психологического аспекта – выявить у школьников побудительные мотивы при выборе профессии, а также их интересы, склонности и природные задатки.

Что касается медицинского аспекта профориентации, то он предполагает определение пригодности к той  или иной профессии на основе половозрастных особенностей, физического развития и состояния здоровья.

В целом правильная профориентация выпускников школы дает известный  экономический эффект. Во-первых, более  высокой становится творческая активность и производительность труда молодежи, занимающейся делом, которое отвечает ее склонностям и интересам. Во-вторых, по мнению исследователей, правильная постановка профориентации позволяет сократить текучесть кадров, связанную с психологической непригодностью.

Учитывая огромное экономическое  и социальное значение профориентации, руководителям и учителям школ необходимо уделять большое  внимание этому вопросу в учебно-воспитательном процессе.

Профориентация –  важнейшая составная часть экономического и трудового воспитания школьников, подготовки кадров для экономики. В процессе ее осуществления более успешно решаются такие вопросы воспитания, как изучение основных  экономических категорий, ознакомление с миром труда и различными профессиями, пробуждает интерес к различным сферам деятельности, молодежь участвует в производительном труде и т.д.

Ведущими социально-экономическими и психологическими факторами, определяющими  необходимость специальной воспитательной работы в области подготовки учащихся к сознательному выбору профессии  являются:

- растущая специализация  экономики, увеличение количества новых профессий, состояние рынка труда, демографический кризис;

- необходимость более полного удовлетворения потребности в кадрах, рационального распределения трудовых ресурсов молодежи по основным отраслям производства;

- стремление более  эффективно использовать для последующего успешного обучения или труда в избранной сфере деятельности индивидуальные особенности юношей и девушек.

 

 

К сожалению, среди педагогов, как теоретиков, так и практиков, пока еще нет единого подхода  к определению сущности профессиональной ориентации школьников. Часто ее понимают как агитацию за приобретение рабочих или сельскохозяйственных профессий, как пропаганду системы профессионально-технического образования или как ознакомление школьников с различными специальностями.  Довольно часто профориентация понимается и как очередная кампания воспитательного характера, проводимая только с выпускниками школы в конце учебного года. Это, конечно, не приносит и не может принести желаемых результатов, поскольку при таком подходе длительное изучение личности школьника, прогнозирование его жизненного пути отсутствует. О какой действительной помощи в выборе профессии может идти здесь речь?

Во многих школах до сих  пор не сложилась четкая система  профориентации школьников. Учителя  и классные руководители, осуществляя подготовку к выбору профессии, отдают предпочтение беседам, собраниям, диспутам, не уделяя серьезного внимания конкретным формам и методам, направленным на сознательный выбор профессии. Между тем суть профессиональной ориентации в том, чтобы учитывать, с одной стороны, потребность образованной молодежи в творческом, содержательном труде, с другой – опираться на интересы производства, которое и сегодня нуждается в рядовых профессиях. Поэтому проблема профориентации в школе имеет различные аспекты: социально-экономический, медико-физиологический, психолого-педагогический. Исходя из этого, ее сущность можно определить как формирование у школьников готовности к сознательному выбору профессии. Такая готовность определяется многими факторами. Имеется в виду общее положительное отношение к общественно полезному труду, высокий уровень политехнической, экономической и общеобразовательной подготовки, наличие трудовой закалки, элементарных умений и навыков, трудолюбия. Важное значение имеет информированность о наиболее распространенных, самых нужных профессиях, о потребностях регионального труда, о путях приобретения профессии, умение правильно оценивать сои возможности, уверенность в перспективности своей будущей трудовой деятельности.

Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников