Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:38, курсовая работа
В современном вечно изменяющемся мире необходимо быть образованным, творчески активным. Именно поэтому в условиях изменяющихся условиях очень важную роль играет профессиональная ориентация, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профориентация направлена на формирование способности выпускника школы к профессиональному самоопределению. Для знакомства с основными формами и методами профориентации необходимо познакомиться с определением.
Введение………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации учащейся молодежи…………………………………………………………………………………….
Сущность понятия «профессиональная ориентация»
Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению в современных условиях………………………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………
Глава 2. Средства организации профессиональной ориентации школьников
2.1. Профессиональная консультация учащихся, как основа профессионального самоопределения
2.2. Формы и методы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
2.3. Профориентационная работа в условиях профильной школы………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………......
Приложения…………………………………………………………………………………………..
3 См., например: Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи / М.Х. Титма. - Таллин, 1982; Саар Э. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев / Э. Саар, М.Х. Титма. - Таллин, 1984; Чередниченко Г.А. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин. - М., 1985; Шубкин В.Н. Социологические опыты / В.Н. Шубкин. - М., 1970; Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения / Ф.Р. Филиппов // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи: сб. ст. -Свердловск, 1972; Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентации молодежи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / В.Л. Оссовский. - Киев, 1985; Шереги Ф.Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, A.A. Арефьев. - М., 2002; Шереги Ф.Э. Социология образования: исследовательский аспект/Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков. - М., 1997.
4 См., например, Гильманов А.З. Социальные проблемы подготовки городской молодежи к службе в Советских Вооруженных силах: дис. . канд. филос. наук / А.З. Гильманов. - Ростов-на-Дону, 1977; Гильманов А.З. Профессиональная ориентация учащихся в общеобразовательной системе обучения как фактор формирования интеллигенции современного общества (методологические аспекты) / А.З. Гильманов // Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития Республики Татарстан. Науч. труды сотрудников, аспирантов и соискателей: сб. науч. тр. Т. XIX. / ИСЭПН АН РТ,- Казань, 2004; Гильманов А.З. Профессиональная ориентация обучаемых в вузах как объективное условие подготовки представителей интеллигенции современного общества (методологические аспекты) / А.З. Гильманов // Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития Республики Татарстан. Науч. труды сотрудников, аспирантов и соискателей: сб. науч. тр. Т. XIX. / ИСЭПН АН РТ.- Казань, 2004; Алтынбаев Р.З. Профессиональная подготовка, профессиональная ориентация и изменение занятости населения / Р.З. Алтынбаев // Социальные проблемы города в условиях перехода к рыночным отношениям: сб. ст. - Казань, 1994.
Над вопросами структуры системы профориентации работали H.H. Захаров, В.Д. Симоненко, Е.М. Павлютенков, В.Ф. Сахаров1.
Вопрос влияния городского образа жизни на процесс профессионального выбора исследовали М.В. Зюзько, А.З. Хурамшина, И.С. Туров2.
Проблемами планирования, управления и контроля за процессом профессиональной ориентации занимались С.Н. Чистякова, H.H. Захаров, Л.П. Ашихмина3.
Об особенностях профориентационной работы в разных типах школ писали В.Г. Каташев, JI.H. Нугуманова, JI.H. Дроздикова, Т.В. Куренева, А.Г. Асмолов, М.С. Нырова4.
Выбор профессии как социокультурный феномен раскрывается в работе О.Г. Грачевой 5.
Специфику ценности труда у молодежи в условиях трансформации общества рассматривали Ю.Р. Хайруллина, Н.Я. Голубкова, Д.Г. Стрелков 6.
1 См., например: Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников / H.H. Захаров, В.Д. Симоненко. -M., 1989; Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся / Е.М. Павлютенков. - Киев, 1983; Сахаров В.Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средней школы / В.Ф. Сахаров. — Киров, 1977. 1
См., например: Зюзько М.В. Психолого-педагогические условия функционирования системы профориентации учащихся промышленного городского района: автореф. дис. . канд. пед. наук / М.В. Зюзько. - Челябинск, 1984; Хурамшина А.З. Образ жизни как фактор социализации личности: автореф. дис. . канд. социол. наук / А.З. Хурамшина; КГУ. - Казань, 1999; Туров И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект / И.С. Туров //Социол. исслед. - 1995. -№1.
3 См., например: Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, H.H. Захаров. - М., 1987; Ашихмина Л.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления / Л.П. Ашихмина. - Томск, 1990.
4 См., например: Каташев В.Г. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения / В.Г. Каташев, Л.Н. Нугуманова. - Казань, 1998; Дроздикова Л. H. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения / Л.Н. Дроздикова. - Казань, 1998; Куренева Т.В. Дидактические условия интегрированной естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах / Т.В. Куренева. - Казань, 2000; Асмолов А.Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире: Культурно-историческая перспектива / А.Г. Асмолов, М.С. Нырова. - Новгород, 1993.
5 См.: Грачева О.Г. Социальное настроение в ситуации выбора профессии: автореф. дис. . канд. социолог, наук / О.Г. Грачева; Саратов, гос. технич. ун-т. - Саратов, 2002.
6 См., например: Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда их особенности и факторы / Ю.Р. Хайруллина // Социол. исслед. - 2003. - № 5; Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н.Я. Голубкова // Социол. исслед. - 1998. - № 9; Стрелков Д.Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы / Д.Г. Стрелков. -М., 1992.
Анализ процессов социализации,
в частности профессионально-
Теоретико-методологической основой исследования явились теории и концептуальные подходы ведущих отечественных и зарубежных ученых к изучаемой проблеме.
Деятельностный подход (зарубежные ученые - Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Рокич; отечественные ученые - Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, B.JI. Оссовский) позволил исследовать профессиональную ориентацию во взаимосвязи с потребностями, интересами, ценностями, установками и мотивами личности.
Теории стратификации (К. Маркс, Г. Шмоллер, М. Вебер, П. Сорокин) использованы при анализе профессионального выбора в соответствии с ориентацией личности на желаемый социальный статус, который она планирует получить, приобретая профессию, то есть в обосновании взаимозависимости профессиональной и социальной ориентации.
Теории социализации (Т. Парсонс, Р. Инглегарт, П. Бергер, Т. Лукман; отечественные исследователи - И.С. Кон, C.B. Кузьмин, Н.Я. Голубкова) обеспечили возможность интерпретации процесса выбора и приобретения профессии как одного из основных элементов профессионально-трудовой социализации; рассмотрения социализации как процесса усвоения учащимися профессионально-трудовых норм и ценностей, необходимых для совершения выбора профессии.
- Теории «информационного общества» (Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен) применены для обоснования воздействия информатизации общества и его информационной системы на формирование жизненных стратегий личности, в том числе и социально-профессиональных.
До начала 90х годов в науке активно разрабатывались многие аспекты проблемы профессиональной ориентации:
- изучены вопросы
Шамова);
исследованы личность и ее развитие в деятельности (К.А. Абульханова - Славская, М.А. Галагузова, О.С. Гребенюк, А.В. Губин, М.С. Гуткин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина);
изучены психологические аспекты самопознания личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.М. Гуревич, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, П.А. Шавир, В.Д. Шадриков, Е.В. Шорохова);
трудовая подготовка и политехническое
образование личности как основа
самоопределения
ориентация молодежи в мире ценностей (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, Т.А. Носова, А.П. Преснов);
- рассмотрены проблемы
учащейся молодежи и изложены в трудах
(Е.П. Белозерцев, А.С. Белкин,
В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В. А. Власов,
А.Г. Гостев, A.M. Кузьмин,
И.В. Кузнецова, Е. А. Климов, Л.М. Кустов,
Р.А. Литвак, Н.Д. Никандров.
В.А. Сластенин, Л. Б. Соколова, Н. Н. Тулькибаева,
И.С. Якиманская).
Сегодня стали востребованы идеи организации
системы
профориентации в условиях рынка труда,
воспитания
конкурентоспособности личности, которые обоснованы в работах
зарубежных авторов (В. Адаме, С. Векслер, М. Вудкок, Н. Гисберс, Л. Кольберг, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Сьюпер, Р. Синкх, М. Сакуяма, В. Франк, Д. Френсис, Э. Фромм, С. Фукуяма, Я. Шрихер, Ф. Штройтер, Л.
Якокка).
Базовой категорией работы является
термин «профориентация». С целью
операционализации данного
Публикации последнего времени можно разделить на следующие группы:
- труды, посвященные
13
(работы Е.А. Климова, А.А.
- работы по социально-
Общие вопросы непрерывного образования нашли отражение в работах
Б.С. Гершунского, В.А. Горохова, Г.П. Зинченко, В.С. Леднева, В.И. Мас-
лова, А.М. Новикова, диссертационных исследованиях Н.Э. Касаткиной и
Е.В. Щепкиной.
Общие вопросы профессиональной ориентации рассмотрены в работах
Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, Е.Ю. и Н.С. Пряжниковых, диссертацион-
ных исследованиях Л.Н. Стариковой, М.В. Ступиной, А.Б. Султанбекова и
многочисленных публикациях других авторов.
Исследование проблемы профессиональной ориентации молодёжи в ус-
ловиях рыночных изменений в российской экономике в последние годы при-
влекает всё большее внимание отечественных и зарубежных учёных. Эта про-
блема волнует специалистов разных сфер деятельности. Среди них наиболь-
ший интерес представляют работы Т.Б. Макаровой, М.Н. Руткевич,
С.Н. Чистяковой и др.
Профессиональная ориентация в условиях школы рассматривается в ра-
ботах Ю.К. Васильева, А.М. Гендина, Е.В. Гуровой, Н.Н. Захарова,
И.Г. Зуева, В.Д. Симоненко. В этих публикациях отражаются общие вопросы
организации и методики профориентационной работы в школе, отдельные
формы которой могут быть использованы в колледжах и вузах, но, ни один из
авторов не говорит об ориентации на библиотечную профессию.
Зарубежный опыт организации профессиональной ориентации отражен
в публикациях В.А. Рыжова, Л.В. Сундуковой, диссертационном исследова-
нии Е.Н. Тодоровой, статьях Т.В. Гавриковой, С.С. Гриншпун и других авто-
ров. Как отмечает А.А. Муратова, термина «профессиональная ориентация» в
буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие
карьеры»(Career Development); при этом профессиональная ориентация и тру-
доустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, обо-
значенного термином «переходные услуги» (имеется в виду переход от учёбы
к профессиональной деятельности).
Социологические аспекты профессиональной ориентации рассматрива-
ются Н.В. Гончаровой, И.Ф. Дементьевой, А.Г. Здравомысловым,
Д.Л. Константиновским, Р.А. Логуа, В.В. Новиковым, В.И. Писарчук,
М.Х. Титма, В.А. Ядовым и др.
Экономические и правовые аспекты профессиональной ориентации от-
ражены в работах С.Х. Джиоева, З. Литовой, И.Н. Назимова, Ю.А. Чернец-
кого.
Профессиональная ориентация в системе непрерывного образования
рассмотрена Л.А. Поляковой, Ю.В. Укке, Е.В. Хмелевой.
История возникновения профориентации на библиотечную профессию
прослеживается в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, М.А. Смушковой,
Н.Я. Фридьевой, Л.Б. Хавкиной, Л. Чупыриной и многочисленных публика-
циях журнала «Красный библиотекарь».
Формирование системы непрерывного библиотечного образования от-
ражено в публикациях К.А. Абрамова, Ю.В. Буслаевой, Ю.В. Григорьева,
Ю.Н. Столярова.
Различным аспектам непрерывного библиотечного образования посвя-
щены диссертации М.В. Костюковой, Б.А. Симонова, Е.В. Щепкиной, публи-
кации К.И. Абрамова, Е.С. Бочарниковой, Н.И. Гендиной, В.А. Гордеевой,
Ю.А. Дрешер, Е.Б. Дударевой, Т.Я. Кузнецовой, А.М. Мазурицкого,
Л.С. Мартыновой, А.В. Соколова, Э.Р. Сукиасяна.
Современные требования к библиотечной профессии и причины ее не-
популярности рассмотрены Н.Н. Галкиной, С.М. Гришиной, С.А. Езовой,
И.А. Жаровой, Т.Д. Жуковой, Е.А. Зазерским, В.Н. Зайцевым, А.М. Мазуриц-
ким, М.Ю. Матвеевым, С.Г. Матлиной, Б.А. Симоновым, Ю.Н. Столяровым,
Э.Р. Сукиасяном, В.И. Терёшиным, А.С. Чачко и другими авторами.
Различные вопросы профессиональной ориентации на библиотечную
профессию отражены
в диссертационных
С.В. Касилиной, работах Г.С. Лобановой, Ю.П. Мелентьевой, И.Б. Стрелко-
вой, Э.Р. Сукиасяна. При этом Ю.П. Мелентьева делает акцент на
профориентационной работе с юношеством в целом, рассматривая это
направление как одно из приоритетных направлений деятельности
библиотеки.
Отдельные аспекты вторичной профориентации изложены в работах
О.Б. Бадагазиной, Н.М. Бобровой, Л.Ю. Быковой, Т.Р. Елисеевой, Т.Я. Кузне-
цовой, Л.И. Мосягиной, И.Б. Стрелковой, Э.Р. Сукиасяна, О.Г. Ткаченко,
Н.Л. Уфимцевой, А.Л. Шашкиной, Н.В. Щурихиной, И.В. Юрик.
Информация о работе Средства профессиональной ориентации школьников