Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является модель общеправовой подготовки учащихся СОШ, для реализации названной цели необходимо решение следующих задач:
1) анализ психолого-педагогических подходов как важных факторов повышения качества образования учащихся СОШ.
2) рассмотрение обязательного минимума содержания основных образовательных программ.
3) изучение стандартов основного общего образования по обществознанию, обязательного минимума содержания основных образовательных программ, основные сферы жизни общества, опыта познавательной и практической деятельности.
4) рассмотрение требований к уровню подготовки выпускников, а также стандартов среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.

Содержание работы

С
Введение……………………………………..…………………..
3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ
6
ГЛАВА 2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Раздел 2.1 Стандарт основного общего образования по обществознанию
14
Раздел 2.2 Методика обучения праву как педагогическая наука
24
Раздел 2.3. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права
26
Раздел 2.4. Игровые технологии в обучении праву
27
Раздел 2.5. Дискуссионные методы правового обучения
32
ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
39
3.1 Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.
41
Заключение…………………..………………………………….
42
Список использованных источников и литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

модель правовового СОШ (1).doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

С

Введение……………………………………..…………………..

3

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ

6

ГЛАВА 2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ  СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ

 

Раздел 2.1 Стандарт основного общего образования по обществознанию

14

Раздел 2.2 Методика обучения праву как педагогическая наука

24

Раздел 2.3. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права

26

Раздел 2.4. Игровые технологии в обучении праву

27

Раздел 2.5. Дискуссионные методы правового обучения

32

ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

39

3.1 Стандарт среднего (полного) общего образования  по обществознанию на профильном  уровне.

41

Заключение…………………..………………………………….

42

Список использованных источников и литературы……………………………………………………

44


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среднее (полное) общее  образование - третья, завершающая ступень  общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной  школы в процессе модернизации образования  подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Для всех профилей обязательными  для изучения на базовом уровне являются следующие учебные предметы: Русский  язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Физическая культура (если какие-либо из этих учебных предметов не выбраны для изучения на профильном уровне), а также интегрированные курсы Обществознание (включая экономику и право) и Естествознание.

Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Среднее (полное) общее  образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией  выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта  являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие  среднее (полное) общее образование  и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в образовательных  учреждениях профессионального образования.

- Обществоведение - направлено  на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и  правового государства; впервые  его изучение становится непрерывным  на протяжении всего школьного  образования; одновременно на  базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право [2, Электронный ресурс].

Целью данной курсовой работы является модель общеправовой подготовки учащихся СОШ, для реализации названной цели необходимо решение следующих задач:

1) анализ психолого-педагогических подходов как важных факторов повышения качества образования учащихся СОШ.

2) рассмотрение обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

3) изучение стандартов основного общего образования по обществознанию, обязательного минимума содержания основных образовательных программ, основные сферы жизни общества, опыта познавательной и практической деятельности.

4) рассмотрение требований к уровню подготовки выпускников, а также стандартов среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ

 

Качество образования  учащихся СОШ можно обеспечить, учитывая психологические особенности будущих выпускников. Внедрение психолого-педагогических подходов в процесс подготовки учащихся СОШ позволит разработать модель современного общеправового обучения учащихся СОШ.

Решение проблемы повышения  качества образования учащихся СОШ невозможно без анализа и учета особенностей объекта и субъекта педагогического воздействия. Поэтому одним из ключевых психолого-педагогических подходов на сегодняшний день является выявление и учет психологических особенностей будущих выпускников СОШ.

Учащиеся СОШ остро  реагируют на имеющиеся в жизни  общества недостатки и отклонения от принципов справедливости. Шестнадцатилетнем  возрасте, как известно, происходят изменения в развитии активности личности, когда на ее содержание и  направленность особенно сильное влияние оказывают различные социальные факторы. Основами, на которых строится процесс правового образования, должны выступать ценностно-правовые ориентации личности учащихся, а их формирование - один из важнейших подходов к решению проблемы образования. Особенность воплощения принципа аксиологичности в правовом образовании учащихся СОШ заключается в формировании у учеников правовых ценностей как личных жизненных и поведенческих ориентиров.

В качестве следующего психолого-педагогического  подхода необходимо выделить реализацию в учебно-воспитательном процессе общеправовой подготовки принципов личностно-ориентированного образования.

Идет поиск и становление  нового типа образования, отвечающего  потребностям развития и саморазвития человека, создание условий для максимально полного проявления и развития интеллектуальных сил и способностей каждого ученика. Таким типом образования, бесспорно, является личностно ориентированное образование гуманистического типа.

В условиях личностно-ориентированного правового образования процесс общеправовой подготовки ориентирован на развитие учеников, их саморазвитие как фундаментальную способность человека становиться субъектом собственной личной и профессиональной жизнедеятельности, способность превращать свою деятельность в предмет практического преобразования личности. В связи с этим изменяются и функции педагога, который при традиционной системе обучения был основным и наиболее компетентным источником знаний, контролирующим процесс познания ученика.

Таким образом, согласно личностно ориентированному образованию образовать человека означает помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.

На современном этапе  развития правового образования  все более приоритетным становится личностно-деятельностный подход к общеправовому обучению в СОШ. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [9, С. 110], Б.Г. Ананьева [3, С. 120], в которых авторы рассматривают личность как субъекта деятельности, определяющего ее характер.

Данный подход современные  исследователи определяют как особую систему организации и самоорганизации  учебного процесса, учитывающую субъективность деятельности и индивидуальность каждого обучаемого в целях развития его личности. Такой подход предполагает создание условий для реализации индивидуальных способностей ученика, определяет его активность и формирует мотивацию к учебной деятельности. Он является одним из направлений реализации гуманистической парадигмы развития образования и включает в себя 2 составляющих компонента: личностный и деятельностный. Личностно-ориентированный подход к содержанию образования нашел отражение в работах И.Я. Лернера [6, С.112] и М.Н. Скаткина [23, С. 121], В.С. Леднева [11, С.124], А.В. Петровского[19, С. 320], И.Я. Якиманской [25, С. 56], Е.В. Бондаревской, В.Ф. Шадрикова, Н.А. Алексеева, В.В. Серикова [22, С.194] и других исследователей.

Личностно-ориентированный  подход к правовому обучению и воспитанию учащихся СОШ следует рассматривать как правовой управляемый процесс культурной социальной адаптации и индивидуализации, творческой самореализации будущего выпусника, в рамках которого происходит его вхождение в правовую культуру социума, развитие его творческих способностей и возможностей в правовой сфере жизнедеятельности. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода к правовому обучению приобретает воспитательный характер и обеспечивает ученика свободу выбора содержания правового образования с целью удовлетворения ими своих образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей.

Предпосылками для формирования деятельностного компонента личностно-деятельностного подхода к общеправовому обучению учеников являются психологические теории деятельности Б.Г. Ананьева [3, С.121], А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна[21, С.110], теория учебной деятельности (В.В. Давыдов [6, С. 10], Ф.Ш. Терегулов, С.А. Тугутова и др.). Современное развитие деятельностного подхода в исследованиях в настоящее время позволяет эффективно применить его к учебно-правовой деятельности учеников в процессе общеправовой подготовки в целях повышения качества правового образования будущих выпусников. Один из оптимальных путей в этом случае является выявление и корректировка индивидуальных особенностей саморегуляции деятельности, в процессе активизации и оптимизации работы как педагога по построению учебной правовой деятельности, так и самих учеников.

Личностно-деятельностный подход к обучению является основой  другого подхода к учебной деятельности учащихся- проблемно-ситуационного, предложенного С.Д. Пивкиным [8, С. 124], применение которого выступает одним из актуальных психолого-педагогических подходов к повышению качества правового образования будущих профессионалов. Реализация данного подхода достигается за счет внедрения в образовательный процесс проблемных ситуаций, являющихся «единицей» работы ученика и педагога и представляющих собой постановку в учебно-воспитательном процессе проблем социально-правового, политико-правового, морально-правового характера и т.п. Учебная деятельность при таком подходе рассматривается в виде последовательного предъявления конкретных ситуаций, максимально приближенных к реальным правовым условиям, постановки на их основе задач и последующего их разрешения (анализ и решение данных ситуаций, групповые дискуссии, решение конструктивных задач, разработка проектов, деловой игры).

Повышению качества правового  образования способствует также  применение поискового и инновационно-рефлексивного подходов к учебной деятельности учащихся СОШ.

Поисковый подход как  инновационный направлен на развитие личности ученика и реализуется  в разработке процессуально ориентировочных  моделей освоения обучающимися самостоятельно конструируемого нового опыта: модели учебного процесса как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии; модели учебного процесса как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности; модели учебного процесса как организации систематической исследовательской деятельности. В этих моделях ученик ставится в инициативную позицию в ходе процесса освоения правовых умений и навыков, педагог занимает позицию партнера, помощника в расширении и освоении учениками непосредственно переживаемого социально-правового опыта.

Психолого-педагогический подход к повышению качества образования предусматривает необходимость преобразования учебной деятельности учеников в инновационно-рефлексивную, в основном посредством самостоятельной выработки ими правовых знаний и способов учебно-правовой деятельности, а также получения нового правового опыта на основе развития собственных рефлексивно-творческих возможностей. Рефлексивно-инновационный подход в образовательном процессе обеспечивает контекст будущей профессиональной деятельности на материале конкретной предметной задачи.

Рефлексия может быть различна по содержанию, качеству и  форме, может быть осознанной или  неосознанной, устойчивой или неустойчивой. Рефлексия - механизм самоосознания  человека, направленного на выявление  оснований, оценку и контроль собственных психических актов, оценку и анализ процессов общения. В ней заложены механизмы планирования и корректировки собственной деятельности, механизмы самообразования, анализ и оценка собственных качеств и характеристик, основа саморазвития будущих выпусников.

Информация о работе Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне