Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является модель общеправовой подготовки учащихся СОШ, для реализации названной цели необходимо решение следующих задач:
1) анализ психолого-педагогических подходов как важных факторов повышения качества образования учащихся СОШ.
2) рассмотрение обязательного минимума содержания основных образовательных программ.
3) изучение стандартов основного общего образования по обществознанию, обязательного минимума содержания основных образовательных программ, основные сферы жизни общества, опыта познавательной и практической деятельности.
4) рассмотрение требований к уровню подготовки выпускников, а также стандартов среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.

Содержание работы

С
Введение……………………………………..…………………..
3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ
6
ГЛАВА 2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Раздел 2.1 Стандарт основного общего образования по обществознанию
14
Раздел 2.2 Методика обучения праву как педагогическая наука
24
Раздел 2.3. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права
26
Раздел 2.4. Игровые технологии в обучении праву
27
Раздел 2.5. Дискуссионные методы правового обучения
32
ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
39
3.1 Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.
41
Заключение…………………..………………………………….
42
Список использованных источников и литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

модель правовового СОШ (1).doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Существует мнение о  том, что отличие творчества от других способов деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение которых формирует умения и навыки, можно показать или изложить поэлементно, после чего другой человек  может их повторить. Процедуры творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых способов. Исследовательский метод формирует навыки, умения, процедуры именно творческой деятельности, примерами которой могут служить такие, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернативы в решении проблемной задачи и др.

Учитель, применяющий  этот метод, конструирует или подбирает  по теме урока проблемные задания, которые  предъявляет ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Например, школьник должен определить, можно ли предъявлять адвокату обвинение в «недоносительстве», может ли адвокат быть свидетелем в суде, кто может и обязан хранить личную тайну и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен высказать предложение и сверить его с фрагментами соответствующих статей закона. Исследовательский метод обучения создает условия для того, чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного познания. Проблемные задачи могут конструироваться и на наглядной основе.

Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы, а  затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования.

Исследовательский и  эвристический методы наряду с методом  проблемного изложения, когда учитель  ставит проблему и цепью рассуждений раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного обучения. Учитель, используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, создаются условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя, участвовали в его рассуждениях.

Методы состоят из приемов обучения. Характеристика дидактических методов дает учителю возможность осмыслить конкретный прием или их сочетание в целостной методике.

Методический прием  это действия, направленные на решение  конкретной задачи. Например, к приемам  устного изложения теоретического материала относят объяснение, рассуждение, характеристику, повествование, описание. Объяснение детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий. Рассуждение является вариантом объяснения. Обычно этот прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений.

В одних случаях учитель  прибегает к конспективному повествованию, а в других - к сюжетному повествованию. Конспективное повествование - это  краткое перечисление основных положений  неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание юридических фактов. Для того, чтобы дать оценку правовым явлениям, факта, нормативно-правовым актам, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное, единичное. Итогом сравнения будет служить вывод. Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но, в основном, внешние признаки, черты и детали.

К приемам организации  познавательной деятельности можно  отнести разнообразные приемы работы с учебным текстом - составление  плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной  темы, схематичной модели текста.

Особо выделяют приемы формирования учебных умений. Различают умения информационные, организационные, мыслительные.

И.Я. Лернер предлагает следующие  задания, позволяющие усвоить нормы  правильного мышления:

1. Полностью воспроизвести  воспринимаемый устный или письменный  текст.

2. Изложить его кратко.

3. Озаглавить текст  или его части.

4. Сформулировать определение  по описанию.

5. Выделить отдельные  признаки явления по описанию.

6. Воспроизвести сравнение  сходных объектов.

7. Обобщить признаки  и свойства явлений.

8. Расчленить объект на его элементы по описанию.

9. Воспроизвести систематизацию  однотипных или разнотипных явлений.

10. Воспроизвести раскрытие  общего на основе конкретных  явлений, конкретизировать общее. 

11. Систематизировать  приведенные учителем или в  тексте доказательства [12, С. 120].

Помимо общеучебных  умений в каждой предметной области  традиционно выделяют специальные (предметные) умения. В правовом обучении посредством определенных приемов  или их системы формируются следующие  специальные умения:

– умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий;

– умение комментировать юридические тексты;

– умение применять юридические  знания для анализа конкретных жизненных  ситуаций;

– умение формулировать  и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права;

– умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах;

– умение составлять некоторые  официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности);

– умение проектировать  правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков  людей, собственных действий с позиции  права. 

Соотношение специальных умений и формирующих их  методических приемов.

Специальные умения, которые  необходимо развивать. Возможные методические приемы.

1)Научить читать юридическую  литературу, анализировать ее; ориентироваться  в основных юридических источниках. Во время уроков необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую информацию. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой.

2)Стимулировать чтение  юридической литературы. Организовывать  в кабинете права (в школьной  библиотеке) тематические выставки  нравственно-правовой литературы  по программе правоведческого  курса. Организовывать выступления  библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задания каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания

3)Научить учащихся  определять, является ли данная  ситуация юридической; видеть  в жизненных ситуациях правовые проблемы. Дать задание написать рецензию на «правовой» спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные упражнения, содержащие вопрос: «Какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная?»

Научить ориентироваться  в отраслях российского права. Можно  предложить учащимся решить «правовой» кроссворд; написать «правовой» диктант; определить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права регулируются события, описываемые в книге

5)Выработать привычку  обращаться к юридической литературе, юридическим источникам. При решении  задач постоянно использовать задание: «Объясните, на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение».

6)Сформировать умение  самостоятельно ориентироваться  в законодательстве и применять  знание норм права к отдельным  жизненным ситуациям, имеющим  юридический смысл. Учить выступать с докладами и сообщениями на юридические темы на основе нормативно-правовых актов и других источников. Систематически проводить практические занятия по решению учебных юридических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.3. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права.

Ведущая цель правового  образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования  знаний, умений, навыков каждого  школьника с опорой на принципы уровневой  дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.

Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе  действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого диагностируемого результата правовой обученности. Они становятся весьма результативными в школах и образовательных учреждениях нового типа, где проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются незнакомые для массового обучения педагогические технологии. Новизна в правовом образовании носит относительный характер. Зачастую те методические приемы, которые предлагают специалисты современному учителю права вовсе не являются новыми. Это могут быть хорошо забытые педагогические методики, которые использовались в прошлом; те, что используются сейчас, но в системе обучения другим наукам; а также те, что необычны для российского образования, но заимствованы нашими коллегами путем изучения ретроспективы и современного состояния обучения за рубежом.

Традиционными технологиями правового обучения называют совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании на протяжении многих лет. Они являются устоявшимися и общепринятыми. По мнению МЛ. Кларина [10, С. 110], «традиционным является урок — одновременное занятие с целым классом. Учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, и оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит репродуктивный характер, знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде, т. е. предназначены для воспроизводящего усвоения». Нельзя думать о том, что традиционное обучение праву однозначно имеет негативный характер. Напротив, оно проверено практикой, имеет многочисленные апробации и совершенствования, что позволяло такой системе изменяться и улучшаться.

В системе традиционного  обучения праву выделяют также вариативные  формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции и семинары и проч.). В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков.  

На уроках права учителю  необходимо инициировать самостоятельную  работу детей. Поэтому в процессе изучения новой темы целесообразно  предлагать обучаемым небольшие вопросы, проблемы для обсуждения. Обсуждение этих вопросов нельзя затягивать, а потому алгоритм ответа нужно пояснить школьникам, записать на ватмане и вывешивать по мере необходимости. 

Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. Современная система правового обучения позволяет педагогу оптимально сочетать на практике традиционные и инновационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.4. Игровые технологии в обучении праву.

Игра – это определенная целостная реальность, обязательно  как-то соотносящаяся с существующим миром (“кусок” жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут  быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и какое-то понимание (озарение, катарсис), и выработанное или измененное отношение – к чему-то или к себе – и многое другое. Деятельность участника игры связана с содержанием его роли, игровых функций и сюжета. Играя роль, принимая решения, так или иначе познавая игровую действительность, а затем анализируя прошедшую игру, он изучает явление, послужившее прототипом модели игры. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональная насыщенность, напряженность подобных игр чаще всего повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению. Деятельность в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, позволяет уйти от распространенной репродуктивной стороны образования – простое повторение когда-то изученных способов действий не всегда способно обеспечить успех. Игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления”. Игры-драматизации, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры. Некоторым из них дать определение очень легко, определения других сливаются друг с другом, путаются. Сложно разделить имитационные и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе у каждого вида игр есть некий набор признаков (они могут быть одинаковыми для разных игр), познакомиться с ними можно обратившись к специальной литературе. 

Информация о работе Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне