Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является модель общеправовой подготовки учащихся СОШ, для реализации названной цели необходимо решение следующих задач:
1) анализ психолого-педагогических подходов как важных факторов повышения качества образования учащихся СОШ.
2) рассмотрение обязательного минимума содержания основных образовательных программ.
3) изучение стандартов основного общего образования по обществознанию, обязательного минимума содержания основных образовательных программ, основные сферы жизни общества, опыта познавательной и практической деятельности.
4) рассмотрение требований к уровню подготовки выпускников, а также стандартов среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.

Содержание работы

С
Введение……………………………………..…………………..
3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ
6
ГЛАВА 2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Раздел 2.1 Стандарт основного общего образования по обществознанию
14
Раздел 2.2 Методика обучения праву как педагогическая наука
24
Раздел 2.3. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права
26
Раздел 2.4. Игровые технологии в обучении праву
27
Раздел 2.5. Дискуссионные методы правового обучения
32
ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
39
3.1 Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.
41
Заключение…………………..………………………………….
42
Список использованных источников и литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

модель правовового СОШ (1).doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Любая дискуссия может  протекать свободно или подвергаться регулированию.

Д. Ондрошек [13, С. 172],считает: «Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других).

Роли (смысловые и организационные)

Еще один прием, позволяющий  включить в работу самых разных ребят, - предлагать участникам дискуссии  какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям  можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске  или бумаге; «хронометриста», следящего  за продолжительностью выступления; «ответственного  за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов..

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники  дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».

«РАЗГОВОР ПО КРУГУ» Один из простейших способов структурирования дискуссии -«Разговор по кругу». Вот способ организации такой дискуссии. «Карусель»

«Учащиеся высказывают  свои мнения по кругу, как сидят, и  каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение; 

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем» РАБОТА В  ПАРАХ 

В методике обучения праву  используется так называемый прием  «Изучение казусов».

Ряд ученых считает, что  неотъемлемой частью правового образования  является именно изучение казусов (случаев). Включая их в систему правового  обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.

На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например). 

Методисты предлагают алгоритм использования этого приема: 

1. описание фактов;

предъявление проблемы, поставленной данным казусом;

2. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;

3. решение, принятое  по представленной проблеме, и  объяснение причин вынесения  именно такого решения [16, электронный ресурс].

Изучение казусов - способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения.

В процессе обсуждения очень  важно поддерживать атмосферу доверия и открытости. Учащиеся должны знать, что, какими бы ни были их идеи и мнения, они будут приняты и внимательно выслушаны независимо оттого, насколько противоречив или болезненен предмет обсуждения.

Во многих других случаях  готового решения не дается и учащиеся должны вынести свое собственное решение по этому делу. Например, они должны сказать, какое решение и почему они вынесли бы по данному судебному делу. После того как ученики пришли к своим собственным заключениям, преподаватель может сказать им, какое решение было действительно принято в данном случае. Таким образом, учащиеся смогут сравнить свои решения с реальным решением суда.

В практике преподавания права популярно ранжирование. Таким  понятием специалисты называют подход к анализу и обсуждению взглядов учащихся. Ученики должны сделать выбор между противостоящими альтернативами. Например, они могут проранжировать правонарушения от наиболее, серьезного до наименее серьезного. В отличие от предыдущего метода, ранжирование показывает результат пространственно.  В связи с этим возможен вариант такого упражнения - попросить учащихся провести линию в классе вдоль стены. Два конца линии будут связаны с крайними точками зрения. Ученики занимают место на линии в соответствии со своей позицией. Тот, кто занимает двоякую позицию, встает в центре. Можно попросить выразить свое отношение к допустимости использования пыток или других видов физического воздействия на преступников. Один конец линии будет представлять полное одобрение смертной казни, другой - отрицание I ее необходимости. Учащимся дают возможность обосновать их местоположение. Необходимо выслушать тех, кто не согласен с ними. Полезно попросить учащихся решить, останутся ли они на том же месте  или сдвинутся после введения особых дополнительных условий. Например, если на борту пассажирского самолета захвачен террорист и известно, что он заложил бомбу, которая должна взорваться через час, что приведет к катастрофе и гибели находящихся в самолете. За этот час необходимо выяснить, где находится  бомба, чтобы обезвредить ее и предотвратить трагедию. Обсуждают и проблемы суда присяжных, справедливости закона и т. д.

Результативна в практике работы методика проективных техник. Эти техники позволяют учащимся сформулировать свою позицию и отношение к определенным явлениям. Ученики дописывают незаконченные предложения, такие как:

-Я бы посоветовал  Верховному Суду...

- Я бы хотел, чтобы  Президент России...

- Когда я вспоминаю  милицию, я думаю о...

Учащихся можно попросить  придумать подпись к неозаглавленной фотографии или карикатуре, написать или сыграть окончание незавершенной ситуации.

Восприятие правовой информации заметно улучшается, если она предоставлена в смешной, юмористической форме, которая близка и понятна обучаемым. Не случайно многие современные учебники по праву сопровождаются карикатурами, юморесками. Так, осмысливая шутливые диалоги каких-либо вымышленных героев, анализируя своеобразные документы, школьники учатся отличать отдельные дефиниции друг от друга (например, выделяя обычаи делового оборота от привычек людей» обязательственные отношения от просто «обещаний»). Использование подобных приемов на уроках права может осуществляться в процессе деловых игр, работы с источниками. В настоящее время для того, чтобы облегчить деятельность учителя по отбору подобного дидактического материала, усилиями многих авторских коллективов подготовлены специальные хрестоматии и практикумы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать:

- социальные свойства  человека, его взаимодействие с  другими людьми;

- сущность общества  как формы совместной деятельности  людей;

- характерные черты  и признаки основных сфер жизни  общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные  социальные объекты, выделяя их  существенные признаки; человека  как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные  объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи  изученных социальных объектов (включая  взаимодействия общества и природы,  человека и общества, сфер общественной  жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение  людей с точки зрения социальных  норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск  социальной информации по заданной  теме из различных ее носителей  (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять  простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения  типичных для подростка социальных  ролей;

- общей ориентации  в актуальных общественных событиях  и процессах;

- нравственной и правовой  оценки конкретных поступков  людей;

- реализации и защиты  прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа  и использования социальной информации;

- сознательного неприятия  антиобщественного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.

 

Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности  в период ранней юности, ее  духовной культуры, социального  мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской  идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

- освоение системы  знаний, составляющих основы философии,  социологии, политологии, социальной  психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями  получения и осмысления социальной  информации, систематизации полученных  данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

- формирование опыта  применения полученных знаний  и умений для решения типичных  задач в области социальных  отношений; в сферах: гражданской  и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной курсовой работы можно сделать вывод, что  разработанная модель современного общеправового обучения учащихся СОШ позволит повысить качество образования учащихся СОШ, учитывая психологические особенности будущих выпускников. Внедрение психолого-педагогических подходов в процесс подготовки учащихся СОШ.

Решение проблемы повышения  качества образования учащихся СОШ  невозможно без анализа и учета  особенностей объекта и субъекта педагогического воздействия. Поэтому одним из ключевых психолого-педагогических подходов на сегодняшний день является выявление и учет психологических особенностей будущих выпускников СОШ.

Необходимо отметить, что технологии преподавания права  должны быть разнообразными, сочетать в себе как традиционные, так и инновационные. Включать и игры, и дискуссии, и лекции и семинары, и самостоятельную работу ученика. 

Если мы будем с  детьми только играть, у ученика  может сформироваться несерьезное  отношение к предмету, который  будет восприниматься исключительно как игра, как какое-то развлечение. Соотношение познавательных и активных методов обучения зависит также и от типа занятий. Что имеется в виду? Если занятие ведется в рамках дополнительного образования: факультатив или классные часы, различные формы внеклассной работы, то перед учителем не стоит проблема оценки знаний. Но если это учебная дисциплина, которая предполагает выставление оценки ученику, перед учителем неизбежно встает вопрос: как оценивать участие ребенка в игре, что оценивать? Активность ребенка? Но он может подать, допустим, одну идею и дальше не участвовать в обсуждении. Тем не менее, эта идея, возможно, окажется очень ценной.

С другой стороны, мы должны оценивать содержание тех выводов, к которым ученики пришли в  игре. Но если, к примеру, тема игры “Содержание Всеобщей декларации прав человека”, то оценка ребячьих выводов совершенно противоречит объекту изучения, самой Всеобщей декларации, той ее статьи, в которой говорится о свободе мнений. В этом плане нужно обратить внимание на то, что, как и всякая учебная дисциплина, права человека имеют свой терминологический арсенал, который в данном курсе очень важен, поскольку все понятия имеют тот или иной ценностный аспект.

Информация о работе Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне