Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является модель общеправовой подготовки учащихся СОШ, для реализации названной цели необходимо решение следующих задач:
1) анализ психолого-педагогических подходов как важных факторов повышения качества образования учащихся СОШ.
2) рассмотрение обязательного минимума содержания основных образовательных программ.
3) изучение стандартов основного общего образования по обществознанию, обязательного минимума содержания основных образовательных программ, основные сферы жизни общества, опыта познавательной и практической деятельности.
4) рассмотрение требований к уровню подготовки выпускников, а также стандартов среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.
С
Введение……………………………………..…………………..
3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ
6
ГЛАВА 2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Раздел 2.1 Стандарт основного общего образования по обществознанию
14
Раздел 2.2 Методика обучения праву как педагогическая наука
24
Раздел 2.3. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права
26
Раздел 2.4. Игровые технологии в обучении праву
27
Раздел 2.5. Дискуссионные методы правового обучения
32
ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
39
3.1 Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.
41
Заключение…………………..………………………………….
42
Список использованных источников и литературы……………………………………………………
Любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто оказывается бессмысленной. Обычно обсуждение игры является началом серьезной и планомерной работы над темой. Часть проблем затрагивается в самой игре, часть добавляется на следующих занятиях, но так или иначе все они связываются с игровым опытом и выстраиваются в некую общую систему. Предлагаемая нами схема содержит несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе – одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к непосредственному описанию игр, учитель сможет продумать, как строить обсуждение в разных ситуациях, когда делать упор на тот или иной вид.
1. Эмоциональный вид обсуждения: особое внимание уделяется чувствам играющих. Преподаватель просит вспомнить (или же он заранее попросил отметить, записать) слова, действия, игровые ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные или отрицательные эмоции, а также дать эмоциональную оценку тех реальных явлений жизни, которым была посвящена игра. Обобщения, которые делаются в результате игры, становятся эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель – заинтересовать учащихся какой-либо проблемой, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации.
2. Смысловое обсуждение: главное в этом обсуждении – выявление проблем, проведение параллелей между игрой и действительностью на рациональном уровне, поиск путей решения данной проблемы. Учащиеся должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на проблему как на математическую задачу. Во многих играх обучаемые должны сформировать некую стратегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения. Важно, чтобы они отрефлексировали ее, и она закрепилась в их в сознании.
2. «Конструкторское» обсуждение: это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относящиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затронутые в игре, но и проблемы, предложенные на следующих уроках), учащиеся вместе с преподавателем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей работы – решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы модель более полно соответствовала жизни. Или изменить “механизмы” игры, чтобы точнее выполнялись ее учебные цели.
1) Игры-драматизации (“разыгрывание
сценок”, “исполнение ролей”) Именно
такие игры в западной
“Волшебные очки”. Представим себе, что точка зрения персонажа сценки зависит от надетых на него “волшебных очков”. Бывают очки “Думаю только о себе”, очки “Забочусь об окружающих”, очки “Мне все равно”, “Мне страшно”, “Главное в жизни – уметь ко всему приспосабливаться” и множество других. Разыграем сценку и подумаем, какие “очки” были у каждого из персонажей. А если поменять “очки” на другие, что получится? Сыграем еще раз. Какие из “очков” помогают решать конфликты, а какие мешают?
2) Игры-модели, игры-имитации. Вторая группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, преподаватель продумывает несколько ее обязательных элементов.
Дидактические цели игры (что должны получить участники игры)· Важные признаки явления, которые будут моделироваться в игре
Игровая установка
(информация предлагаемая
Как будет организовано пространство в игре
Игровые роли
Материальное обеспечение ролей (какие предметы и документы потребуются участникам)
Игровые цели и условия,
побуждающие игроков
Примерный сценарий игры
Вопросы для первоначального обсуждения игры
Варианты усложнения сюжета (дополнительные сюжетные линии, связь с другими темами)
3) Игровые формы с
более жестким контролем
А) Игра по станциям. Для организации игры по станциям требуются несколько ведущих, а играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут по которому пойдут команды. На каждой станции учащимся предлагается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, может изменяться ее маршрут или следующие задания.
Движение происходит по достаточно жесткому пути от этапа к этапу. Может предполагаться свобода выбора действий на каждом из этапов, однако ведущие этапов и координатор игры постоянно наблюдают за шагами всех игроков и готовы прийти им на помощь. Проблема контроля и помощи решена здесь путем увеличения числа ведущих.
Б) Игры по ходам. Еще один вариант контроля за развитием сюжета – разделить его на отдельные ходы и предложить командам (или отдельным играющим) выполнять эти ходы по очереди (как в настольных играх). В подобных играх каждая из команд по очереди предпринимает какие-то действия, а ведущий игры и остальные команды как-то на них реагируют. Таким образом, в любой момент игры часть учащихся являются активными деятелями, а часть – наблюдателями. В следующий момент они меняются местами. Если действие идет достаточно динамично, зрители не успевают заскучать, а ведущий постоянно контролирует аудиторию и видит, на что стоит обращать внимание.
4) Игровые дискуссии.
Это обычные дискуссии,
5) Игровые суды. Очень
распространенная форма
Раздел 2.5. Дискуссионные методы правового обучения
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать определенную позицию по теме и попросить школьников высказаться. Важно научить детей доказывать свою позицию конкретными примерами, юридическими правилами. Ученики должны понять, что нельзя отстаивать свою точку зрения без аргументации, а потому значимость знаний в таких условиях еще более возрастает. В процессе дискуссии школьники приобретают новые знания и закрепляют то, что было уже изучено. Основываясь на исследованиях словацких специалистов, методист С. Дьячкова [7, С. 59],показала особенности использования дискуссии при работе с детьми. Вот ее позиция:
«Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, не хотят выступать со своим мнением в классе или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом.
Правильно проведенная дискуссия, в отличие других методов, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; его можно рассмотреть с разных точек зрения.
Вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения.
Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф.Тибитс [13, С. 170],сформулировал правила дискуссии:
слушать того, кто говорит;
говорит только один человек;
если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
нельзя прерывать того, кто говорит;
когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
надо вовлекать в обсуждение всех.
Каждый учитель может вместе с детьми выработать свои Правила проведения дискуссии на уроке.
«Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их исполнением. Опыт показывает: если ученики осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать.
По мнению С. Дьячковой, [7, С. 55] на первом этапе работы «следует уделить большое внимание соблюдению правил. Следует написать правила на большом листе ватмана и повесить в классе. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Иногда назначают специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает на то, когда правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания».
Правила поведения при
обсуждении можно расширить до правил
работы в классе. От того, как начнется
дискуссия, зависит очень многое.
Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально
и интеллектуально настроиться на проблему.
Если учитель уверен, что проблема важна,
значима или интересна для учеников, они
уже задумывались над ней, достаточно
просто сформулировать тему или вопрос.
Тогда обсуждение начнется само собой.
Если предмет будущей дискуссии может
оказаться далеким от учеников, не вызывать
интереса, необходимо подготовить более
эмоциональное начало. Учитель может прочесть
небольшой яркий текст, ученики разыграть
сценку (импровизационно или подготовившись
заранее). Если есть возможность, можно
показать ученикам какой-то видеофрагмент
(например эпизод из художественного или
специального учебного фильма). Эксперт
(приглашенный или кто-то из ребят) может
кратко обрисовать проблему и наметить
темы для обсуждения.
С помощью разных методических
приемов нужно постараться
Специалисты считают, что лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на ее формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, увидеть, почему дискуссия отошла, от темы. Хорошо, если тема написана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают множество возможных ответов. Например: «Может ли родитель (директор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?»