Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является модель общеправовой подготовки учащихся СОШ, для реализации названной цели необходимо решение следующих задач:
1) анализ психолого-педагогических подходов как важных факторов повышения качества образования учащихся СОШ.
2) рассмотрение обязательного минимума содержания основных образовательных программ.
3) изучение стандартов основного общего образования по обществознанию, обязательного минимума содержания основных образовательных программ, основные сферы жизни общества, опыта познавательной и практической деятельности.
4) рассмотрение требований к уровню подготовки выпускников, а также стандартов среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.

Содержание работы

С
Введение……………………………………..…………………..
3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОШ
6
ГЛАВА 2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Раздел 2.1 Стандарт основного общего образования по обществознанию
14
Раздел 2.2 Методика обучения праву как педагогическая наука
24
Раздел 2.3. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права
26
Раздел 2.4. Игровые технологии в обучении праву
27
Раздел 2.5. Дискуссионные методы правового обучения
32
ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
39
3.1 Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне.
41
Заключение…………………..………………………………….
42
Список использованных источников и литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

модель правовового СОШ (1).doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Самоанализ, самомотивация  и самоорганизация учеников, как  критерии развития его рефлексивных способностей в процессе общеправовой подготовки, совершенствуются в основном в условиях обеспечения свободопроявления  личностной позиции, выбора содержания правового образования, возможности переосмысления собственной деятельности в учебно-правовых ситуациях, отстаивания своей индивидуальности.

К одной из наиболее эффективных  на данный момент разновидностей практической реализации инновационно-рефлексивного подхода к учебной деятельности  учащихся СОШ в процессе их общеправовой подготовки относится проблемно-рефлексивный подход.

Основными целями реализации данного подхода в общеправовом обучении учеников выступают: создание условий для их становления как будущих общественных деятелей, способных прогнозировать, исследовать и решать актуальные общественно-правовые проблемы, способные возникнуть в будущем; распространение в СОШ демократичных методов обучения и инновационных подходов к образованию, которые предусматривают активное участие педагогов и учеников в решении проблем, дискуссию и рефлексию, исследование и практическое; формирование правовой компетентности будущих выпускников, которая является их важной личностной потребностью и неотъемлемым качеством.

Применение данного  подхода к учебной деятельности в процессе подготовки в СОШ, кроме  того, способствует формированию интереса к общественно-правовым проблемам, а также ряда социально-правовых установок и ценностей (на участие  в коллективном решении общественных проблем, на правовое самообразование, на достижение компромисса в отношениях и общении, ценности правового мышления и др.). Основной «единицей» содержания данного подхода является реальная проблема (социальный феномен), вокруг обсуждения и решения которой строится учебный «модуль».

Важная роль в процессе применения проблемно-рефлексивного  подхода к учебной деятельности  учеников в рамках их общеправовой подготовки отводится педагогу, который  предстает для учеников как их помощник и коллега в решении проблем (проблемных задач, ситуаций), общественно-правовых, морально-правовых конфликтов, демонстрируя варианты использования стандартных техник принятия решений, а также варианты коммуникативных взаимоотношений.

«Гражданская позиция» будущего выпускника в рамках проблемно-рефлексивного подхода к учебно-правовой деятельности учеников формируется в процессе «исполнения» учеником пяти ролей: исследователь (сбор, анализ и оценка информации), организатор (планирование, контроль исполнения), принимающий решения (выстраивание альтернатив и выбор), коммуникатор (представление имеющихся данных, аргументация принятых решений), ученик.

По мнению авторов  данного подхода (В.В. Башев, И.Д. Фрумин [24, С. 120], Е.Ю. Долгодворова, Е.Г. Пригодич и др.), его основным принципом является полидисциплинарность, исходя из которого содержание обучения должно быть построено так, чтобы ученики могли непосредственно увидеть, что все социально-правовые проблемы возникают, рассматриваются и решаются в процессе общественного взаимодействия граждан, находящихся в той или иной социальной позиции (гражданин, член общественной организации, семьянин, студент, учащийся, житель данной местности, государственный служащий, предприниматель, наемный работник и т.п.). Ученики осваивают понятия, методы, способы и средства (инструменты) различных дисциплин и применяют их в соответствии с их предназначением аналогично действиям педагога соответствующих дисциплин в реальной жизни (право, социология, политология, экономика, история, культурология, этика и др.), обсуждают проблемы одновременно с нескольких общественно значимых позиций.

Кроме того, необходимо рассмотреть  также еще один психолого-педагогический подход, взаимодополняющий остальные  подходы к повышению качества образования будущих выпусников, а именно развитие творческого мышления учащихся СОШ.

Креативность как творческая индивидуальность ученика является одной из форм самореализации личности, способом существования субъекта в  профессии, способностью к продуктивной деятельности в рамках саморазвития и культуро-творчества. Особенностью развития креативности является то, что она проявляется в творческом мышлении (рассматривается через него) и в будущей творческой профессиональной деятельности. Творческое мышление характеризуется пластичностью, подвижностью и оригинальностью, его связывают с такими интеллектуальными свойствами, как беглость, подвижность - с гибкостью, а оригинальность - с уникальностью мышления.

Внедрение творческих начал  в активный учебно-воспитательный процесс  общеправовой подготовки развивает у ученика целостное профессиональное мышление, умение остро ставить вопросы и диалектически подходить к их решению, что является существенным и для формирования правовой культуры личности будущего выпускника.

Соблюдение данных требований позволит в учебно-воспитательном процессе успешно перейти от репродуктивной к индивидуально-творческой деятельности учеников в рамках их подготовки.

В результате внедрение  выявленных психолого-педагогических подходов в процесс общеправовой подготовки, позволяет разработать технологию правового образования, осуществить переход от модели современного общеправового обучения учеников СОШ, направленной в основном на передачу знаний ученикам, к модели, ориентированной на целостное, творческое развитие личности каждого ученика- возможно даже будущего юриста и гражданина своей страны. Наконец, реализация данных подходов позволит достичь генеральной цели довузовской подготовки - повышения качества образования на основе новейших образовательных технологий и творческого использования традиционных педагогических методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ  СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ

Раздел 2.1 Стандарт основного общего образования по обществознанию

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности  в ответственный период социального  взросления человека (10-15 лет), ее  познавательных интересов, критического  мышления в процессе восприятия  социальной (в том числе экономической  и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской  идентичности, гражданской ответственности,  уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации [1, электронный ресурс];

- освоение на уровне  функциональной грамотности системы  знаний, необходимых для социальной  адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями  познавательной, коммуникативной, практической  деятельности в основных социальных  ролях, характерных для подросткового  возраста;

- формирование опыта  применения полученных знаний  для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях[2, Электронный ресурс].

Раздел 2.2 Методика обучения праву как педагогическая наука.

Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний. Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитательную роль, проявляющуюся в том, что закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности. Право неотделимо от справедливости, которая, по существу, есть его сердцевина. Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «Право есть искусство добра и справедливости»; «Предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное». Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости. Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы. Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.

В преподавании права  учителю важно опираться на жизненные  факты, близкие ученикам, тем самым  реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.

Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Таково требование принципа юридической точности и определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы.

Принцип обеспечения  межпредметных связей состоит в  выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.

Помимо межпредметных  связей в методике преподавания используются внутрипредметные связи, которые служат углублению правовых знаний, их обобщению, систематизации, развивают интерес  к предмету, активизируют познавательную деятельность и формируют самостоятельность мышления.

Помимо этого внутрипредметные связи обеспечивают преемственность  в развитии системы аксиологических  знаний, оценочных умений, интеллектуальных способностей учащихся. В практике правового обучения используются разнообразные приемы и способы установления межпредметных и внутрипредметных связей, например:

– объяснение нового материала  с опорой на знания по другим предметам;

– напоминание учителем известного материала;

– припоминание изученного с помощью вопросов учителя в ходе беседы;

– организация систематического повторения на основе разработанных  заданий, направленных на применение знаний, умений, актуализацию ранее усвоенных  знаний.

Учитель права, реализуя межпредметные связи, может применить  задания интегративного характера, например, написание реферата по одной из следующих тем:

– Вопросы права и  законности в баснях И.А. Крылова.

– Вопросы государства  и права в произведениях А.С. Пушкина.

– Юридические мотивы в творчестве В.Д. Поленова.

– Вопросы права в  Библии.

– Вопросы права и законности в народном фольклоре [9, с 123].

Методы правового обучения, отвечающие на вопрос, как изучать  правовые знания, - это приемы, способы, подходы, используемые в процессе правового  обучения для достижения целей правового  образования.

Существуют различные классификации методов обучения. Для правового обучения наиболее удобна классификация методов в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся. 

Классификация методов  обучения в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся.

Предложение М.Н. Скаткина Предложение И.Я. Лернера: Информационно-рецептивный, репродуктивный Изложение готовых знаний Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Проблемное изложение, эвристический, исследовательский Продуктивные методы, рассчитанные на самостоятельную поисковую деятельность Проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

Название метода обучения свидетельствует о специфическом  для него способе усвоения и организации  усвоения учебного материала.

Так, например, объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний. Это способ усвоения новой и готовой информации. Он состоит в устном изложении юридического материала, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм, карикатур т.п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию.

Повествование - это последовательное изложение, которое может быть представлено аналитическим повествованием (объяснение, доказательство) или рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу).Приемы объяснительно-иллюстративного метода бывают различными, но во всех случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию.

Репродуктивный метод  обеспечивает усвоение способов деятельности. Учитель конструирует задания на воспроизведение (репродуцирование) действий, например, просит ученика пересказать  объяснение, изложить содержание фрагмента  нормативно-правового акта после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему известно.

Сущность исследовательского метода состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом применении знаний.

Информация о работе Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне