Структура современного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развивающуюся систему.
Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
Учебное занятие - система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влияний и внутренних противоречий занятие может развиваться, т.е. оно обладает способностью саморазвития, свойством динамизма.
Учебное занятие, являясь формой реализации образовательного процесса, состоит из отдельных частей - этапов. Что же объединяет занятие в единое целое?

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Структура современного урока.

 

В настоящее время в теории и  практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных  занятий как на развивающую и  развивающуюся систему.

Учебное занятие рассматривается  как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.

Учебное занятие - система, которая  обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влияний и внутренних противоречий занятие может развиваться, т.е. оно обладает способностью саморазвития, свойством динамизма.

Учебное занятие, являясь формой реализации образовательного процесса, состоит из отдельных частей - этапов. Что же объединяет занятие в единое целое?

Таким системообразующим  его компонентом являются цели, ибо  они объединяют все образовательные  задачи, а значит и этапы, в единое целое — учебное занятие.

 

1.1 Цели современного учебного занятия.

Учебное занятие является формой реализации конкретных целей образования. Оно всегда ограничено рамками времени. При этом под целью понимается планируемый результат.

Рассмотри первый вид целей учебного занятия - ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ.

Иными словами, цели учебного занятия  могут быть представлены двумя видами:

- цели деятельности учителя;

- цели деятельности учащихся.

Предварительно отметим, что в  реальности каждый учитель идет, прежде всего, от содержания учебного материала. Цели и содержание взаимосвязаны. Обратимся к схеме 1.

Схема 1

Структурирование содержания учебного предмета


 


 


 


 


 

 

Таким образом, в образовательных  целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.

Заметим, что предметные цели являются средством достижения целей, связанных с развитием личности учащихся. А теперь попытаемся понять: как же быть с триединой дидактической целью учебного занятия: образовательной, развивающей и воспитательной?

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:

• цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

• цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к  окружающей действительности;

• цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;

• цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;

• цели, связанные с развитием  у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

• цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;           

• цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

• цели, связанные с развитием  у школьников рефлексивной культуры.

Раскроем далее содержание каждого  блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.

Цели, ориентированные  на развитие личностно-смыслового отношения  к учебному предмету:

• актуализировать личностный смысл  учащихся к изучению темы:

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные  на развитие ценностных отношении учащихся к окружающей действительности:

• содействовать осознанию учащимися  ценности изучаемого предмета;

• помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;

Цели, связанные  с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

• создать содержательные и организационные  условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

• обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;

• содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

• обеспечить развитие у школьников умений классифицировать

познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные  на развитие у школьников исследовательской культуры:

• содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

• создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные  с развитием у школьников оргдеятельностной  культуры (культуры самоуправления учением):

• обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

• создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

• содействовать развитию у детей  умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные  на развитие информационной культуры учащихся:

• создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

• обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный  планы.

Цели, связанные  с развитием коммуникативной  культуры учащихся:

• содействовать развитию у детей умений общаться;

• обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Цели, ориентированные  на развитие рефлексивной культуры школьников:

• создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;

• обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты  своей или чужой деятельности как целого;

• содействовать развитию у детей  умения отстраниться, занять любую  из возможных позиций по отношению  к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

• обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  фактически отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Анализ постановки учителем показывает, что они, как правило сформулированы либо с позиции стратегии формирования: «научить учащихся...», «сформировать  у школьников знания о...», либо отражают действия учителя, не связанные вообще с процессом взаимодействия на учебных занятиях: «доказать теорему о....», «вывести формулу плотности», «показать учащимся...». В связи с формулировкой предметной цели во втором варианте возникает вопрос: нужны ли учителю в этом случае учащиеся, ибо выполнение этих действий связано только с одним действующим лицом - учителем.

Существует и еще один вариант  формулировки предметных целей в  действиях учителя. Этот вариант  представлен следующими целями: «познакомить учащихся с...». Такая цель находит свое выражение в поведении учителя - он действительно всего лишь знакомит детей с чем-то, невзирая ни на субъектный опыт детей, ни на логику усвоения учащимися научных знаний.

Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

 

 

1.2 Задачи и структура современного урока.

Схема 2

Структура процесса усвоения

 



 

 

Восприятие — предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.

Восприятие предполагает сосредоточенность  внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические  задачи учителя:

- актуализировать субъектный опыт учащихся;

- новый материал давать законченными  в смысловом отношении частями-блоками;

- в новом материале обратить  внимание учащихся на самое  главное (выделить главное);

- повторить содержание основного  блока.

Осмысление - предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.

В процессе осмысления устанавливаются  разнообразные связи между ранее  изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

Педагогические задачи учителя:

- проанализировать с учащимися воспринятое;

- выделить алгоритм - строгую логическую  последовательность действий в определении сути изучаемого;

- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

- содействовать развитию у школьников  умений анализировать, синтезировать,  сравнивать, выделять главное в  познавательных объектах;

- провести рефлексию познавательных  действий школьников.    

Запоминание - предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.

Известно, что можно понять то или  иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении.

Поэтому так необходимо запоминание.

Педагогические  задачи учителя:

- выяснить, что учащиеся еще не поняли;

- выявить имеющиеся пробелы  в знаниях учащихся и организовать  деятельность по их устранению;

- определить, что учащиеся должны  запомнить;

- организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих  примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;

- выявить индивидуальные способы  запоминания учащимися информации.

Применение - предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические  задачи учителя:

- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить постепенное нарастание  сложности в выполнении упражнений и заданий;

- использовать разнообразные индивидуальные  дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Обобщение и  систематизация - предполагает сведение изученного в единую систему.

Педагогические  задачи:

- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом:

- обеспечить формулирование учащимися  философских выводов;

- использовать классификационные  и систематизирующие схемы и  таблицы;

- инициировать рефлексию учащихся  по поводу своей деятельности  и своего субъектного опыта.

Основная цель учителя состоит в «окультуровании» и «онаучениваиии» субъектного опыта, в соответствии со специфическим содержанием той или иной науки, зафиксированной определенной школьной учебной дисциплиной. А это, конечно же, оставляет и качестве важной задачи (приоритет, безусловно, отдается раскрытию, реализации и развитию личностного потенциала учащихся в процессе овладения содержанием того или иного учебного предмета) организацию деятельности учащихся по усвоению научных знаний. Главное при этом состоит в том, чтобы учитель не вводил научное содержание без выявления структуры и содержания субъектного опыта школьников, прежде всего, их личностных смыслов [1].

 

 

 

Глава 2. Типы уроков в  личностно ориентированном обучении

Перейдем к характеристике логики различных типов учебных занятий, исходя из логики процесса усвоения учащимися  предметных знаний.

Вводное учебное  занятие (0-тип).    

На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того материала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача учителя - так преподнести материал учебного занятия, так мотивировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у школьников возник интерес к данной теме, чтобы появился осознанный подход к новому материалу.

На таких учебных занятиях даются исторические справки, демонстрируются опыты по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы.

Информация о работе Структура современного урока