Структура современного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развивающуюся систему.
Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
Учебное занятие - система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влияний и внутренних противоречий занятие может развиваться, т.е. оно обладает способностью саморазвития, свойством динамизма.
Учебное занятие, являясь формой реализации образовательного процесса, состоит из отдельных частей - этапов. Что же объединяет занятие в единое целое?

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

5. Уроки, основанные на имитации  деятельности учреждений и организаций:  следствие, патентное бюро, ученый  совет и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации  деятельности при проведении  общественно - культурных мероприятий:  заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.

8. Использование на уроке традиционных  форм внеклассной работы: "следствие  ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных  способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос,  урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и  т.д.

В качестве примеров другого подхода  к типологии уроков форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

-Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д.

-Уроки, созвучные с общественными  тенденциями: урок - общественный  смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.

-Межпредметный и внутрикурсовой  уроки: одновременно по двум  предметам, одновременно для учащихся  разных возрастов и т.д.

-Уроки с элементами историзма:  урок об ученых, урок-бенефис,  урок-исторический обзор, урок-портрет  и т.д.

- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.

-Игровые уроки: урок - деловая  игра, урок - ролевая игра, урок с  дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.

-Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д. [45]

Сопоставление различных типологий  уроков позволяет отметить определенную тенденцию - стремление более полно  охватить современные формы организации  урока. Вместе с тем созданные  в последнее время типологии  нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одно типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков. Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков. [47]

1. Урок ознакомления с новым  материалом

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением  свойств изучаемых объектов, построением  правил, алгоритмов и т.д. Его основные, этапы:

1. сообщение темы, цели, задач урока  и мотивация учебной деятельности;

2. подготовка к изучению нового  материала через повторение и  актуализацию опорных знаний;

3. ознакомление с новым материалом;

4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

5. постановка задания на дом;

6. подведение итогов урока.

2. Урок закрепления изученного

Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова: [43]

1. проверка домашнего задания,  уточнение направлений актуализации  материала;

2. сообщение темы, цели и задач  урока, мотивация учения;

3. воспроизведение изученного и  его применение в стандартных условиях;

4. перенос приобретенных знаний  и их первичное применение  в новых или измененных условиях  с целью формирования умений;

5. подведение итогов урока;

6. постановка домашнего задания.

3. Урок применения знаний и  умений

В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока:

1. проверка домашнего задания;

2. мотивация учебной деятельности  через осознание учащимися практической  значимости применяемых знаний  и умений, сообщение темы, цели и задач урока;

3. осмысление содержания и последовательности  применения практических действий  при выполнении предстоящих заданий;

4. самостоятельное выполнение учащимися  заданий под контролем учителя;

5. обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

6. подведение итогов урока и  постановка домашнего задания.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического  творчества. [26]

Выделяют следующие  типы анализа урока:

1 - полный - проводится с целью  контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

2 - краткий - отражает основные  дидактические категории, с целью  общей оценки его качества;

3 - комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

4 - аспектный - используется при  необходимости более глубокого  рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Каждый из данных типов анализа  урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Цели педагогического анализа  могут быть различными, исходя из них  применяется частичный анализ соответствующий  какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

В условиях инновационного урока учитель, кроме того, что он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение: вводит новое содержание, новую методику обучения или воспитания, ведет экспериментально-исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д. Поэтому при проведении инновационного урока, кроме тех восьми показателей, которые применяются к оценке эффективности традиционного урока, дополнительно используются показатели и критерии инновационного урока. [28]

При оценке эффективности урока  могут быть использованы как 5-, так и 10- балльные шкалы. Это зависит от того, какой шкале вы отдаете предпочтение.

Критерием анализа урока является: результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.

Показатели эффективности: Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока, гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока, степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации, технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими учителями. [14]

Критерии оценки: оригинальность, новизна гибкость, системность диагностичность, воспроизводимость

Основные пути повышения  эффективности урока: [17]

· постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

· оптимизация процесса обучения (выбор  наиболее эффективного варианта для  данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);

· стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

· применение активизирующих методов  и средств обучения;

· организация самодеятельности учащихся;

· единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так  и общих;

· организация оперативной обратной связи;

· формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;

· интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

О подготовке к анализу уроков говорилось и писалось немало. Требуется знакомство с программой, календарным планом, учебником, методическими материалами по теме. Директору и завучу рекомендуется посмотреть журнал, побеседовать с товарищами, посещавшими уроки данного учителя, просмотреть прежние записи, если и, возможно, предварительно побеседовать с учителем, выяснить его намерения и цели и т.д. [34]

Все эти методические советы правильны  и полезны, но не следует всегда и  при всех обстоятельствах проводить  такую подготовку строго по пунктам. Подготовка к посещению урока зависит от цели посещений и индивидуальности учителя.

Подготовка к посещению урока  молодого или вновь пришедшего в  школу учителя должна тактично. Предварительная  вестись умело и подготовка важна  для адаптации учителя, а знакомство с его работой полезно вести косвенными средствами: беседой с учителем, наблюдением за реакцией класса и других учителей и т.д.

Наиболее распространенная цель посещения  урока - контролирующая. Проверяется  выполнение про граммы, уровень знаний и навыков учащихся. В этом случае администратор знакомится с программой, учебником, журналом, планированием уроков учителя. Контроль предполагает принятие определенных мер с целью повышения квалификации учителей, не менее важно умело подготовиться к посещению урока с целью оказания тои или иной помощи учителю. [11]

Посещения уроков показывают, что  преподаватель не умеет четко  распределить материал.

Важное упускается, а несущественные детали анализируются досконально. До уроков, за несколько дней распределить вместе материал, вычленить главное, записать тезисы. Потом посетить урок и наблюдать, как это осуществляется на практике. Такая предварительная подготовка к посещению урока может дать большой эффект, если ее умело провести.

Нередко посещение урока преследует две или три задачи, но ведущая линия есть всегда, ее нужно определить, это делает процесс посещения уроков целенаправленным, результативным.

Анализ урока должен опираться  на хорошее знание задач, содержание и методики учебного предмета, на знания по теории воспитания и обучения, по психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выяснить его место в системе всех уроков по теме: на какое ранее усвоенное содержание он опирается, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для рассмотрение урока в целостной системе позволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока. [1]

Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из нее конкретных задач одно из важнейших условий  эффективности урока.

Анализируя урок надо выявить, как  понимает учитель цель урока. Сегодня  она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием  навыков. Урок призван решать также  важные задачи воспитания и развития личности. Вытекающие отсюда конкретные задачи урока должны быть хорошо осознаны учителем, направлять его действия.

Далее анализ должен установить, достигнуты ли намеченные цели и задачи урока. Какие знания приобрели ученики, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками ученики овладели или начали овладевать. Трудно, а порой вовсе невозможно установить сдвиги в воспитании и развитии детей на отдельном уроке - обычно они сказываются в дальнейшем, в результате проведения целой системы уроков. Но, анализируя ход урока, его этапы, надо обратить внимание на те действия, которые предпринимал учитель для осуществления намеченных задач воспитания и всестороннего развития, какие учебно-воспитательные ситуации он создал для этого на уроке, насколько удачно это делал.

Весь дальнейший анализ урока и  должен быть посвящен рассмотрению учебно-воспитательных ситуаций, созданных учителем на всех этапах урока, и педагогической оценке этих ситуаций с точки зрения их эффективности для достижения намеченной цели и конкретных задач урока.

Какие ситуации были созданы учителем, чтобы настроить детей, вошедших в класс, на дружную, организованную, деловую работу? [12]

Какое место отвел учитель проверке выполнения домашнего задания, и  как организовал эту едва ли не самую сложную часть урока.

"Большой бедой многих уроков... - писал В. А. Сухомлинский является расточительство времени на первом этапе урока - во время проверки домашнего задания".

Информация о работе Структура современного урока