Структура современного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развивающуюся систему.
Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
Учебное занятие - система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влияний и внутренних противоречий занятие может развиваться, т.е. оно обладает способностью саморазвития, свойством динамизма.
Учебное занятие, являясь формой реализации образовательного процесса, состоит из отдельных частей - этапов. Что же объединяет занятие в единое целое?

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Целесообразно на вводных занятиях и использование музыки, живописи, других видов искусства.

Каждый тип учебного занятия в свою очередь имеет  определенную логику.

Вводное учебное  занятие: мотивация → образное представление об изучаемой теме → осмысление практической и социальной значимости → рефлексия.

1 тип

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализации субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания →  организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.

2 тип

Учебное занятие по закреплению  знаний и способов деятельности: мотивация → актуализация ведущих знаний и способов действий → конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях → самостоятельное применение знаний → контроль и самоконтроль → коррекция → рефлексия.

3 тип

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация → актуализация комплекса знаний и способов деятельности → самостоятельное применение знаний и сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция → рефлексия.

4 тип

Учебное занятие по обобщению  и систематизации знании и способов деятельности: мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного в учебном материале → обобщение и систематизация → установление внутрипредметных и межпредметных связей → рефлексия.

5 тип

Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний способов деятельности: мотивация → самостоятельное выполнение заданий → самоконтроль → контроль → анализ, оценка → коррекция → рефлексия.

Представление логики различных типов  учебных занятий позволяет утверждать то, что все другие формы организации  обучения, такие как лекция, семинар, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.) могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей (табл. 1). Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определять и форму его проведения.

Данные таблицы позволяет говорить о большом разнообразии форм организации  образовательного процесса. В то же время каждая из названных форм в  зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обобщения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логикой учебного занятия по обобщению и систематизации.

Каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так состоит из системы этапов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точки зрения дидактики соединение логик этих занятий. Иначе, учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.

Таблица 1

Классификация форм организации образовательного процесса

 

Предметные  цели

Тип учебного занятия

Другие формы  организации образовательного процесса

Актуализировать личностный смысл  учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы

«О» ТИП

(Вводное занятие)

«Урок открытых мыслей», «Урок-эврика»,

«Урок-размышление».

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности

1 ТИП 

(изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, «Эврика», лабораторно-практическая работа, дидактическая сказка

и др.

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся

2 ТИП

(закрепление знаний и способов деятельности)

Семинар, экскурсия, консультация, лабораторно-практическая работа, «Путешествие» и др.

Создать содержательные и организационные  условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и  способов деятельности

3 ТИП

(комплексное применение знаний и способов деятельности)

Семинар, практикум, «Урок творчества», «Литературная гостиная», «Что? Где? Когда?», «Путешествие», дидактическая сказка, «Урок-концерт» и др.

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

4 ТИП

(обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

Лекция, семинар, «Урок открытых мыслей», экскурсия и др.

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся

5 ТИП

(проверка и оценка знаний  и способов деятельности учащихся)

Контрольная работа, зачет, экзамен, «Урок-турнир», «Урок-конкурс», «Урок-КВН», «Аукцион знаний», «Общественный смотр знаний» и др.

Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности

6 ТИП

(коррекция знаний и способов  деятельности учащихся)

 


 

Итак, типологию учебных занятий можно построить, исходя из логики процесса усвоения знаний (схема 3).

 

Схема 3






 

 



 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Глава 3. Теоретические  основы анализа урока

1.1 Основные научно-методические  требования к современному уроку

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдения которых позволит учителю повысить качество подготовленности учащихся. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, позволяют ему упорядочить структуру урока, повысить его эффективность.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Затем  учитель определяет тип урока, для  достижения целей тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует  выполнить поставленные цели. Такое  стратегическое планирование принципиально необходимо.

Урок начинается с его подготовки: готовится кабинет, оборудование для  опытов, отбираются необходимые дидактические  материалы и т.д.

Урок - это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная длительность, детермиринированная требованиями содержанию урока и техники его ведения.

На одном уроке решается множество  разнообразных задач, но на одном  уроке все требования не могут  быть реализованы. Они реализуются  в системе уроков.[5]

Существую следующие требования к структуре:

- правильно определить дидактические  и воспитательные цели урока  и его значение;

-организационная четкость проведения  урока обеспечивается рациональным  использованием каждой минуты, правильной  постановкой перед учащимися  темы, целей и конкретных задач урока;

- определить тип урока, продумать  и обосновать его структуру;

- каждый элемент структуры урока  представляет собой определенный  шаг по пути к достижению  общей цели урока. Со структурой  должна согласовываться методика  преподавания урока, которая определяется для каждого этапа.

Методика должна быть гибкой и учитывать  факторы и условия, оказывающие  влияние на результат урока: содержание материала, возраст и подготовку учащихся, самостоятельную работу, стиль работы самого учителя, учебно-материальную базу и т. д.;

- связать данный урок с предыдущими  уроками;

- отобрать и применить оптимальные  сочетания методов изучения нового  материала;

- обеспечить систематический и  разнообразный обучающий контроль  знаний учащихся;

- продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

-найти оптимальное место домашнему  заданию, которое является тщательно  продуманным продолжением данного  урока и подготовкой к следующему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности  учащихся.

-обеспечить на уроке охрану  здоровья школьников. Соблюдение  гигиенических требований залог  здоровья детей.

Учитель должен постоянно следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно.

Виды занятий, требующие напряженной  мыслительной деятельности, должны сменяться практическими заданиями, работой с наглядным материалом, таблицами, учебником, выполнением несложных заданий. [2]

Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включить в познавательную деятельность различные органы чувств;

- начать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.

Необходимо заранее отобрать учебный  материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно  к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке.

-своевременно подготовить к  каждому уроку демонстрационный  и дидактический материал, технические  средства обучения;

- обеспечить разнообразие типов  урока;

-создать для учащихся возможность  часть знании на уроке получить  самостоятельно под руководством учителя, что позволит сделать обучение самоподдерживающимся процессом.

- урок должен быть эмоциональным,  вызывать интерес к учению, воспитывать  потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны  быть оптимальными, действия учителя  и учеников завершенными;

- необходимы полный контакт  во взаимодействии учителя и  учащихся на уроке, педагогический  такт;

- создавать атмосферу доброжелательности  и активного творческого труда;

- менять по возможности виды  деятельности учащихся, оптимально  сочетать разнообразные методы обучения;

- управлять учебным процессом  на уроке. Большую часть урока  активно работают учащиеся.

Познавательный интерес можно  вызвать или усилить включением учащихся в активную учебную деятельность, доступную им, приносящую радость  познания, чувство удовлетворения успехом. [12]

Познавательность, активность учащихся повышается, если во время объяснения учитель периодически обращается к  ним с проблемными вопросами.

Постепенно учащиеся при помощи учителя приучаются уже во время  объяснения учителя самостоятельно фиксировать опорные смысловые пункты, а затем составлять сжатый, потом более расширенный план, тезисы, а в старших классах - конспект.

Психологические требования. Учитель на уроке должен всесторонне изучать и учитывать психологические особенности каждого ученика.

Психологическое состояние учителя  и учащихся достаточно ощутимо влияет на настроение учителя, его собранность, результат урока, внимательность, раздражительность  непосредственно передаются или  учащимся и в определенной мере влияют на результативность их учебного труда. [4]

Воля и характер учителя, проявляется  на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учащимися требовательность педагога, если она сочетается с  доброжелательностью и справедливостью, уважением к детям и педагогическим тактом.

Мастерство учителя на уроке  и заключается, главным образом, в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческим применением  новейших достижений педагогической науки  и передового опыта, психологическом  руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся их интеллектуальным развитием.

Реализация требований в системе  уроков обеспечивает необходимый уровень  организованности, а следственно, и  качество урока в современной  школе. [14]

Выделены общие закономерности учебного процесса:

1. Постановка целей зависит от  уровня развития и потребностей  общества, его требований к процессам  образования, воспитания и развития  личности.

2. Отбор содержания зависит от  целей и задач обучения, от  возрастных и индивидуальных  возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.

3. Выбор методов зависит от  задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей  учащихся по их применению.

4. Формы организации обучения  зависят от целей, содержания  и методов обучения.

5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Информация о работе Структура современного урока