Структура современного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развивающуюся систему.
Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
Учебное занятие - система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влияний и внутренних противоречий занятие может развиваться, т.е. оно обладает способностью саморазвития, свойством динамизма.
Учебное занятие, являясь формой реализации образовательного процесса, состоит из отдельных частей - этапов. Что же объединяет занятие в единое целое?

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

урок - ролевая игра;

Эти уроки называем уроками основных типов. Следует отметить, что проявление данной системы уроков вовсе не связано  с созданием еще одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они свободны в поиске и выявлении такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов.

1. Своевременность явки учителя  на урок.

2. Готовность к началу урока.

3. Санитарное состояние класса  и личная гигиена учащихся.

4. Организация класса.

5. Подробный анализ проверки  домашнего задания.

6. Методы и дидактические приемы  использованные учителем при  проверке пройденного материала,  их соответствие поставленной  цели.

7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.

8. Качество знаний учащихся.

9. Способ активизация класса  во время проверки знаний, умений  и навыков.

10. Анализ поведения учащихся  на данном этапе.

11. Анализ изложения нового материала  или закрепления предыдущей темы: ясность и доступность подачи материала учителем; использованные методы и их соответствие задачам урока; использованные средства обучения, их целесообразность.

12. Реализация учителем в ходе  всего урока принципов дидактики.

13. Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

14. Анализ последнего этапа урока:  домашнее задание (способ задания,  объем); своевременность окончания  урока.

15. Реализация учителем в ходе  урока воспитательных задач.

16. Педагогическое поведение учителя на уроке.

17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной  работой в классе.

18. Умение организовать класс  на учебную деятельность и  поддержание дисциплины.

19. Самообладание и педагогический  такт.

20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.

 

Глава 4 Методологические основы теории анализа урока

Эффективность педагогического анализа урока связана не только с глубоким познанием аналитиком основных положений теории познания, школы, педагогики и частных методов преподавания, возрастной и социальной психологии, но и с умением применять эти знания на практике, что в значительной степени зависит от тех методологических принципов, с позиции которых решаются задачи педагогического анализа урока.

Принципами педагогического анализа  урока являются базирующиеся на объективных  законах материалистической диалектики и теории познания исходные руководящие  положения, которые должны лежать в  основе аналитической деятельности руководителя, осуществляющего анализ урока.

Совокупность этих принципов  представляет собой систему, в которой каждый из них так или иначе взаимодействует со всем большинством принципов. Поэтому нарушение одного из них может принести к нарушению других. Успех педагогического анализа урока достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.

В своих основных чертах такая система  принципов складывается следующим  образом. На верхнем «этаже» ее пирамиды располагается подсистема методологических принципов педагогического анализа урока. Элементами этой подсистемы являются:

Принцип объективности. Это общенаучный принцип, неразрывно связанный с диалектико-материалистической интерпретацией всего процесса познания. В его основу заложено материалистическое решение основного вопроса философии: материя является первичной, независимой от сознания, сознание же – вторично, зависимо от материи.

Кроме того, в основу этого принципа заложены признаки объективного содержания научного знания. Научные знания объективны по своему содержанию, так как они верно или приблизительно верно отражает объективную действительность.

В контексте педагогического анализа  урока принцип объективности  предусматривает:

- Необходимость при анализе  урока исходить из него самого, из присущих ему свойств, связей, отношений, закономерностей развития, выводить из него самого логику его собственного движения.

- Отчленение существенных черт  урока от несущественных, обусловленных  временными переходящими факторами  его развития.

- Объективный подход к педагогическому анализу урока требует учета не только качественной его определенности как некой ценности, но и его количественных характеристик.

- Этот принцип требует от руководителя школы не анализа урока вообще, а конкретного анализа его составляющих, их взаимодействия.

Принцип взаимосвязи  и взаимодействия. Познание урока не может ограничиваться изучением отдельных составляющих, их необходимо рассматривать в связи и взаимодействии. Любой педагогический процесс, любое педагогическое явление, в каких бы условиях они не протекали, обязательно представляют собой взаимодействие. Даже, если мы рассматриваем какой-либо отдельный педагогический объект, то необходимую предпосылку его развития составляет внутреннее взаимодействие его элементов и внешнее взаимодействие объекта с окружающей средой.

Взаимодействие есть способ связи  любой структуры, любого педагогического  процесса.

Принцип развития. Применительно к педагогическому анализу вообще и анализу урока в частности принцип развития можно сформулировать следующим образом: предметом анализа является ряд последовательных качественных и количественных изменений, обладающей единой, общей и внутренней для них тенденцией к движению конечного определенного результата. Иными словами, рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития.

Принцип развития предъявляет к  построению процесса педагогического  анализа урока целый ряд определенных требований: рассматривать урок в  становлении и развитии, вскрывать  его противоречивый характер, учитывать количественные и качественные изменения в ходе процесса учения, перехода учащихся и урока из одного состояния в другое, определять связь между прошлым, настоящим и будущим.

Особенно большую роль требования этого принципа играют при анализе урока развивающего обучения, в ходе которого процесс освоения понятий учащимися идет через абстрагирование и содержательное обобщение, осуществляемых при помощи продуктивного предметного действия. Конечным результатом такого усвоения является общий принцип преобразования предмета, опираясь на который, учащиеся могут решать различные задачи определенного класса.

Принцип детерминизма. Он формирует прежде всего на основе причинной обусловленности явлений как всеобщей формы бытия, признания необходимой связи причины со следствием, а также обусловленности качественных характеристик объекта количественными, формы содержанием, структуры – природой элементов, явления – сущностью и т.д.

Причинность суть не что иное, как  проявление всеобщей взаимосвязи явлений действительности, и своими корнями она уходит во взаимодействие, выражая его связи с изменениями, которое оно вызывает. Таким образом, причина всякого изменения представляет собой неодносторонее действие, а взаимодействие.

Принцип человекоцентризма. Человекоцентрический взгляд – это методологическая основа, базисная установка школы развития, которая должна пронизывать все управленческие подход и позиции.

Суть человекоцентристского взгляда  на управление можно выразить в соедующих  взаимодействующих установках:

- вначале человек, а потом  дело, которому он служит;

- человек – это движитель,  а не взаимозаменяемая деталь;

- человек – это личность со  своей мотивацией, целями, творческими качествами;

- каждый учитель – источник  творческого вклада в дела  школы;

- педагогическая производительность, качество преподавания, качество  знаний учащихся – от учителя. Создай ему соответствующие материальные и моральные условия, и он обязательно будет высопроизводительно и даже творчески работать;

-  результат дает видимое и зримое внимание к людям: слова обязательно подкрепляется делами.

Конкретными инструментами воплощения в жизнь человекоцентристского принципа в управлении школой вообще и в анализе урока в частности является уважение к человеку и доверие к нему.

Принцип главного звена. Общеобразовательная школа представляет собой систему со сложнейшей целью нелинейных причинно-следственных связей. В этой цепи – множество звеньев: простых и сложных, важных и менее важных, скрытых и открытых. Но среди них всегда есть звено, которое скрепляет систему, интегрирует ее, обеспечивает функционирование как единого целого. Это же распространяется на урок как целостную систему.

В выделении из всей совокупности управленческих задач главных, системообразующих, решение которых позволит реализовать намеченные цели, и составляет содержание принципа главного звена или, как его еще называют, принципа исключения.

Как и педагогический процесс в  целом, основное звено не остается постоянным, оно приобретает все время  новые конкретные проявления. Оно в связи с тем или иными обстоятельствами может потерять свое главенствующее значение, а может сохранять его длительное время. Отыскание главного звена необходимо для успешного управления школой, для развития последней, для ликвидации режима текучки в управлении.

Опора на принцип главного звена чрезвычайно важна в выборе объекта анализа, при составлении программы наблюдения за уроком и в ходе самого анализа урока.

Принцип активности. Применительно к анализу урока он требует активной позиции аналитика по отношению как к уроку, так и к его автору-учителю с целью расширения сущности анализируемого процесса, его дальнейшего совершенствования и преобразования.

Одним из требований принципа активности выступает необходимость в процессе движения познания к сущности, творческого преобразования чувственных данных, эмпирического материала, полученных в ходе наблюдения за уроком. Но эти преобразования должны осуществляться субъектом анализа в соответствии с реальными свойствами и характеристиками урока, выявленными в ходе наблюдения за процессом его осуществления, а не произвольно.

Субъект анализа, проникнув в сущность урока и смоделировав его процесс  перед учителем, должен приложить  максимум усилий, чтобы вместе с  учителем усовершенствовать данный урок или, если это необходимо, совместно построить его заново. Требование изменения урока в ходе его познания является важнейшим моментом принципа активности.

Индивидуальный подход. «Создание и укрепление педагогического коллектива – это в сущности кропотливая индивидуальная работа коллектива и директора, - писал В. А. Сухомлинский, - с каждым живым человеком, умение найти такой подход к учителю, который окажется правильным только по отношению к нему. Нельзя подходить ко всем педагогам с одной и той же меркой как в требовательности, так и в помощи. Рассчитывать на творческую работа педагога можно только в том случае, если коллектив и его органы работают с каждым отдельным педагогом, если эта работа проводится перспективно, то есть все делается для повышения мастерства в будущем. Анализ урока является сильнейшим инструментом индивидуального подхода и, естественно, должен быть сам построен на нем.

В анализе урока этот принцип  связан с учетом индивидуальных особенностей учителей, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта.

Требования этого принципа в  анализе урока выражаются в следующем:

  1. Индивидуальный подход к учителю в процессе анализа урока может осуществляться только на основе знания системы его работы, знания его личности.
  2. Именно на основе этого необходимо индивидуализировать объем, частоту и форму аналитических контактов с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, требовательности и стиля общения.
  3. Опираясь на глубокий и действенный анализ урока, помочь каждому учителю в создании индивидуальной творческой лаборатории, в формировании своего профессионального почерка.
  4. В ходе индивидуального воздействия на учителя помогать ему укреплять и развивать те положительные свойства, качества, методические подходы, которыми он располагает. Поощрение желаемых видов индивидуального поведения действует всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных.
  5. Индивидуальный поход в ходе анализа урока требует от субъекта анализа такта, выдержки, терпения, ориентации на психоаналитическую оценку поведения и деятельности педагога.

Принцип воспитательного  воздействия. Коротко его можно сформулировать так: организация и проведение анализа урока должна в обязательном порядке преследовать воспитательные цели.

Прежде всего в процессе анализа урока необходимо воспитывать и формировать правильное отношение учителя к детям. Анализ урока часто самый подходящий момент для осуществления этого.

Принцип целенаправленного  планирования. Организация и проведение любого педагогического явления и процесса должны быть обязательно спланированы и подчинены определенной цели. Требования, вытекающие из этого принципа, предусматривают следующее.

Информация о работе Структура современного урока