Технология "Портфолио достижений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В современной профессиональном образовании становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Файлы: 1 файл

Курсовая портфолио.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

                               Когда заполнять страницы портфолио?

    Некоторые страницы сами указывают на время заполнения.Страницы, в которых ребенок указывает о себе, о своей семье, желательно заполнять после предварительной беседы, классного часа, посвященного этой теме. Страницы, отражающие социальную жизнь, заполняются непосредственно  после проведения мероприятия и его обсуждения. Страницы достижений и участия в олимпиадах, конкурсах, лучше заполнять в конце четверти, когда на классном часе подводятся итоги работы за четверть.  Некоторые страницы заполняются два раза в год. На некоторые вопросы можно отвечать, отмечая в начале строчки класс (год).

 

     Ребёнок вправе в любое время взять  портфолио,  что либо исправить  или  дополнить,  вложить в  папку «Мои шедеврики» свои работы.

 

                

                       1.2 Портфолио как средство развития самооценки.

     

  Использование  портфолио в образовательном  процессе имеет большие возможности для развития личности ученика (в том числе и для развития самооценки, начиная с младшего школьного возраста) и тем, что эти возможности не используются субъектами образования, чаще всего превращая портфолио в «пакет» с документами.

Проблема: Каким должно быть содержание предметного портфолио, чтобы работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку  школьника?

 Возникает представление о том, что каждый школьник имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, какого его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико.

Существует 2 вида самооценки: адекватная и неадекватная. Неадекватная делится на завышенную и заниженную. Рассмотрим несколько подробно эти виды.

Самооценка  является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой - либо деятельности. Адекватные признаки самооценки, при которых представление личностью о своих качествах и возможностях максимально приближенно к реальному уровню их развития. Она предполагает признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. С одной стороны, вера в свои силы, возможности, способности формирует развитие чувств достоинства, то есть убеждение в личной ценности, чувство гордости, которое предохраняет от поступков, умаляющих достоинство, самолюбие как уважение к себе. Будучи достаточно развитыми, эти чувства дают основание молодому человеку исходить из оптимистической гипотезы о себе, не только строить планы совершенствования, но и верить в их осуществление. С другой стороны, критическое осознание своих недостатков, слабостей препятствует зарождению в недрах личностно - ценностного сознания установки на собственную исключительность, превосходство.

Неадекватная самооценка - это завышенное или заниженное мнение о себе. Самооценка бывает неадекватной в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Одной из разновидностей самооценки является завышенная самооценка, это когда человек существенно завышает свои актуальные возможности. Она формирует эгоцентризм, высокомерное отношение к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний, несоответственный иногда реальным возможностям.

Итак, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (Зинченко В. П). Как мы рассмотрели выше, существует два вида самооценки: адекватная и неадекватная. И уже у младших школьников можно выделить эти отличия.

  Развитие самооценки в младшем школьном возрасте.

«Чем бы человек  ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей» [4,с.564]. Слова эти принадлежат жившему в XVII веке знаменитому французскому мыслителю Паскалю. Таков человек, такова его природа! Он не может успешно действовать без поддержки других, без их одобрения.

Самооценка, высокая  или низкая, порождает определенное эмоциональное самочувствие, вызывает уверенность в себе или неверие  в свои силы, чувство тревожности, переживание превосходства над другими, состояние грусти, иногда зависти. Самооценка бывает не только высокой или низкой, но и адекватной (отвечающей истинному положению дел) или неадекватной. В ходе решения различных жизненных задач (учебных, бытовых, игровых), под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у школьника может возникнуть неадекватная самооценка - повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие. Самооценка в младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходит не слишком болезненно, если воспитатель вовремя обратит на это внимание.

Самооценка - отношение  человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к  внешнему облику.

Отвечая на вопрос: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? «; «С кем из класса ты хочешь провести каникулы? «; «С кем хочешь оказаться в трудном походе? « - младшие школьники чаще всего называют детей с правильной, оптимистической самооценкой. «С ними весело, интересно»; «Он всегда найдет выход из трудного положения» - объясняют они свой выбор.

Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность, присущие детям с оптимистической, адекватной самооценкой, высоко ценятся уже детьми младшего школьного возраста. И, наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, замкнутость, присущие детям с пониженной самооценкой, а также высокомерие, снобизм, бестактность, характерные для детей с повышенной самооценкой, отрицательно воспринимаются этими же учениками.

Л.С. Выготский  предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка - обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Достаточно  очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное  исследование опиралось на следующие  гипотезы:

1) Ранний «Образ  Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

2) Ранний «Образ  Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

В течение учебного года у детей происходит формирование самооценки.  


Последнее время  появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен» [15,с.76]



     Таким  образом, «портфолио - это форма  непрерывной оценки в процессе  непрерывного образования, который  смещает акценты от житейских  факторов традиционной оценки  к гибким условиям оценки альтернативной…Учебное портфолио легко интерпретируется в профессиональные и служебные системы оценки, что даёт возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащегося» [14,с.115].

    Итак, разобрав  понятие самооценки и портфолио, мы можем сделать вывод, что портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как «портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося.

  А теперь остановимся  подробнее на типах портфолио.

                                 . Типы портфолио:

  В зависимости от  целей создания портфолио бывают  разных типов.

«Портфолио документов» портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма, табели успеваемости,  значки, медали и т.п.) [17, с.76].

   «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др [17, с.75]. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы студента: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д. - в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

  Данный вариант  портфолио предполагает качественную  оценку, например, по параметрам  полноты, разнообразия и убедительности  материалов, качества представленных работ и др.

 Портфолио  оформляется в виде творческой  книжки студента с приложением  его работ, представленных в  виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

 Преимущества  данного варианта:

  Портфолио  этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов.

 Ограничения  данного варианта:

  Качественная  оценка портфолио дополняет результаты  итоговой аттестации, но не может  войти в образовательный рейтинг студента в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку для некоторых студентов «портфолио работ» есть дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» студента в его образовательной карьере.

«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьюторами, возможно одногруппниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов [17, с.71].

 Портфолио  может быть представлен в виде  текстов заключений, рецензий, отзывов,  резюме, эссе, рекомендательных писем  и прочее.

 Преимущества  данного варианта:

 Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

 Ограничения  данного варианта:

 Сложность  формализации и учета собранной  информации.

 «Проблемно-исследовательский портфолио» - связан с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции [17, с.77]. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например: варианты названий реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения; микротемы, проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы.

Сбор и систематизация материала в таких портфолио  помогает студентам не только достойно написать какую-либо научную работу, но и «поднимает» их познавательные интересы до высот научных образцов.

«Тематический портфолио» - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса [17, с.74]. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.

  Перечисленные  виды портфолио влияют на развитие  самооценки младших школьников, они являются средством их  самовыражения, самореализации!

 
Девиз портфеля «Давайте познакомимся». Папка содержит достижения ученика (его лучшие работы, то есть то, чем он хочет похвалиться). Этот портфель предназначен для «публики». Его показывают друзьям, родителям. В «демонстрационный портфель» могут входить избранные материалы из домашнего «сборного портфеля» и контрольного портфеля «Мои личные достижения».

Введение различных видов портфелей позволяет сформировать навыки организации учебного труда, развить представления о разнообразии продуктов образовательной деятельности; определить цели их систематизации и презентации. Портфели накапливают информацию об образовательном опыте ученика, значимом как для него самого, так и для учителя и родителей.

 

    1. ПОДХОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ В РАЗНЫХ СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ 
      Современные подходы в оценке качества образования. Система оценивания знаний это система оценивания качества освоения образовательных программ, важнейший элемент образовательного процесса.Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным.

 

    Оценка является одним из компонентов учебной деятельности: ее регулятором, показателем результативности. Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов:

1. С какой целью оценивать учебные успехи детей? 

2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?  

3. Как лучше обеспечивать объективность оценок?    

Из этого вытекают три функции учителя:

Создание условий для включения в самостоятельную, познавательную, учебную деятельность учащихся;

1. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

2. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата. Учитель школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.  Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Проверочные контрольные срезы знаний учитель проводит по окончанию определенного этапа обучения для определения промежуточных и окончательных результатов школьников. Частота проведения контрольных работ определяется самим учителем в зависимости от возраста детей, уровня их обученности, сложностями и значимости материала. При этом школьный балл, полученный за контрольную работу, учитель и учащиеся должны воспринимать как некий итог на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж тем более не как характеристику личности в целом. 

Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, обеспечивающую обратную связь.

                              Виды контроля:

Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).

Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.

Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты. 

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости):

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равномерном дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практическая объективность диагностирования означает, выставление  оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляемых диагностирование.

Систематичность включает в себя необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний до их практического применения.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде своего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Информация о работе Технология "Портфолио достижений"